Гендер как новый концепт теории пола

Достижением феминистской теории нашего времени является то, что, признавая вторичность женского мира, она объясняет его не биологическими факторами, а социальным конструированием иерархии полов. Постепенно в феминизме формируется представление о том, что существующие различия между женщинами не менее важны, чем между женщинами и мужчинами. Под влиянием целого ряда интеллектуальных и социальных факторов, прежде всего, развития философии прав человека, переосмысления данных этнографических исследований с позиций структурной антропологии, формирования феминистской теории, стало очевидным, что биологические различия не являются определяющими для формирования психологических и социальных характеристик женщин и мужчин. В 70-80-е гг. ХХ века под влиянием феминистских работ в гуманитарных науках складывается представление о том, что биологический и социальный пол – это не одно и то же. В эти годы в научный оборот было введено понятие «гендер» (gender – англ.), причем ввели его не феминистки, а американский психолог Роберт Столлер. На основе своей практики изучения транссексуалов он пришел к выводу, что легче хирургическим путем изменить пол пациента, чем с помощью психологии – его половую идентичность. Столлер предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие «гендер», которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. Столлер подчеркивал, что разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, гендер же – психологическим и, следовательно, культурным феноменом: «Термин «гендер» имеет скорее психологические и культурные, чем биологические, коннотации. Если пол определить как мужской и женский, то гендер, соответственно, как маскулинный и феминный; маскулинность и феминность могут рассматриваться как совершенно независимые от (биологического) пола». Идею разграничения понятий «пол» и «гендер» поддержали антропологи-структуралисты: они постоянно обнаруживали значительные различия в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе.

Итак, современная наука начала различать понятия пол и гендер. Традиционно первое из них используется для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (биологические особенности) человека всегда считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что, с биологической точки зрения, между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи даже считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например, высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенно влияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влиянием общественных взглядов на то, кому – женщинам или мужчинам – необходимо давать больше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы для тех или других.

Помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Понятие «гендер» и стало означать социальный пол, формирующий совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. В конце ХХ века начала формироваться гендерная теория, которая по-новому ставит проблему равенства и различий. До возникновения гендерной теории феминистские теоретики пытались разрешить дихотомию сходства и различия либо на биодетерминистской основе, то есть, фактически признавая биологические различия фактором, определяющим иерархию социальных статусов женщин и мужчин, либо попросту отрицая саму проблему биологических различий. Дилемма сходства/различия может быть решена только при использовании гендерной теории, базовым принципом которой выступает различение понятий «пол» и «гендер».

С определенного момента почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается при патриархате женщинам, оценивается как второсортное. Социальные нормы меняются со временем, однако, гендерная асимметрия остается. Гендерная асимметрия – это непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии. Социально сконструированная система неравенства по полу носит название гендерной системы (система гендерных, или полоролевых, отношений, а также институты, поведение и социальные воздействия, которые предписываются в соответствии с полом). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все мужское/маскулинное (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все женское/фемининное определяется как подчиненное, вторичное и незначительное, с социальной точки зрения. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Центральное место в изучении ее формирования в социальных и гуманитарных науках отводится теории социального конструирования гендера, в рамках которой гендер понимается как стратификационная категория и интерпретируется как культурный символ. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей. Например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «обабившийся мужик» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы, – в традиционных обществах совершаются символические родильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родился ребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществах также определены его полом. Проведенные исследования показывают, что новорожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. Как считают ученые, гендер начинает формироваться при усвоении родного языка примерно в 18-месячном возрасте. На развитие гендерной идентичности, которое происходит в детстве, оказывает подспудное влияние вся совокупность представлений родителей, сверстников и национальной культуры о том, что приемлемо для каждого гендера, с точки зрения темперамента, характера, интересов, статуса, достоинства, жестов и выражения. Каждый момент жизни ребенка является ключом к тому, как он (или она) будут мыслить или поступать, чтобы удовлетворить потребности (или требования), выдвигаемые гендером. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представление о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов (например, стереотипы в средствах массовой информации – СМИ). Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают гендерные различия и построенные на их основе структуры господства и властвования. Таким образом, теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:

• гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, семьей, СМИ;

• гендер конструируется и самими индивидами – на уровне их сознания, принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.).

Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимает определения женственности и мужественности, существующие в рамках своей культуры.

Гендерная идеология – это система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе, с точки зрения «естественных» различий или сверхъестественных убеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются

социальным значением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная роль понимается как выполнение определенных социальных предписаний – то есть соответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, СМИ. Понятие «гендерная роль» тесно связано с понятием «гендерный стереотип», отражающий проблему гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как стратификационная категория рассматривается в совокупности других стратифи-кационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендерная стратификация – это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации

(структуры общества и отдельных его слоев; системы признаков социального расслоения и нера-венства).

Понимание гендера как культурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную, но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие, связанные с полом, понятия и явления (природа, стихия, цвета, зло, добро и многое другое) ассоциируются с мужским/маскулинным или женским/феминным началом. Таким образом, возникает символический смысл женского и мужского, причем мужское отождествляется с Богом, творчеством, светом, силой, активностью, рациональностью и т.д. Женское ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями (природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью

и т.д.). Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества.

Итак, понятие «гендер» обозначает и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт.