ГЛОССАРИЙ

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Автор

создатель какого-либо произведения

2

Апологет

человек, который выступает с апологией кого или чего-нибудь

3

Апология

неумеренное, чрезмерное восхваление, защита кого или чего-нибудь

4

Априори

понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него

5

Жанр

тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие жанр обобщает чер-ты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В различных ви-дах искусств система жанров слагается по- своему

6

Интерпретация

в общем смысле – истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык; в искусстве – творческое освоение художест-венного произведения, связанное с его избирательным прочте-нием (порой полемическим). В искусстве и литературоведении интерпретация основана на принципиальной многозначности художественного образа

7

Киноки

группа молодых советских документалистов, возглавляемая
Д. Вертовым (1922-1926). Киноки отрицали игровую кинема-тографию, противопоставляя ей кинохронику, и считали, что основная задача кино – это фиксация действительности во всей ее подлинности

8

Контекст

относительно законченный отрывок письменной или устной ре-чи (текста), в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.п.

9

Конструктивизм

направление в искусстве 1920-х гг. (особенно в СССР), выдви-нувшее задачу конструирования материальной среды, окружа-ющей человека. Яркими представителями этого направления являлись архитекторы братья Веснины; художники А. Родчен-ко, В. Татлин, Л. Лисицкий; поэты И. Сельвинский и В. Лугов-ской

10

Левый фронт искусств (ЛЕФ)

литературно-художественное объединение (1922-1929), испове-дующее примат «литературы факта» над вымыслом, задачами которого был поиск новых форм художественной выразитель-ности. Теоретиками ЛЕФа являлись И. Брик, С. Третьяков и
В. Шкловский. Членами объединения были В. Маяковский,
Н. Асеев, С. Эйзенштейн, Д. Вертов и др.

11

Научное кино

область документального кино, развивающаяся в трех самосто-ятельных направлениях: научно-исследовательское кино, учеб-ное кино, научно-популярное кино

12

Пролетарская культура (Пролеткульт)

культурно-просветительская и литературно-художественная организация (1917-1932) пролетарской самодеятельности в раз-личных областях искусства, особенно в литературе и театре, в основе которой лежало нигилистическое отрицание культур-ного наследия. Лидерами и идеологами организации являлись А. Богданов и В. Плетнев

13

Прерогатива

исключительное право, привилегия государственного органа, должностного лица

14

Теория кино (киноведение)

область науки, исследующая кино как вид искусства и средство массовой коммуникации

15

Титр

надпись на кадре в кинофильме

16

Учебное кино

направление научного кино, объединяющее фильмы, предназ-наченные для использования в процессе обучения

17

Фабрика эксцентрического актера (ФЭКС)

театральная мастерская, сочетавшая обучение актеров с поста-новкой спектаклей. Создана в 1921 г. Г. Козинцевым и Л. Трау-бергом. В 1924 г. Г Козинцев вместе с молодежным коллекти-вом ФЕКС перешел на кинофабрику «Севзапкино» (ныне - Лен-фильм)

18

Факт

действительное, вполне реальное событие, явление; то, что дей-ствительно произошло