Рынок как институциональное соглашение

В первом приближении рынок можно определить как особый тип обмена. Его отличительной чертой является равенство продавцов и поку­пателей в выборе контрагента, предмета и пропорций обмена. С учетом характеристики рыночного механизма управления трансакциями определение выглядит следующим образом: рынок - это множество симметричных избирательных обменов, пропорции в которых регулируются механизмом цен.

Для того чтобы перейти от рассмотрения модели рыночного механизма управ­ления к исследованию реально существующих рынков, необходимо включить в анализ ряд издержек, сопровождающих данный тип обменных отношений.

Издержки осуществления рыночного обмена состоят из издержек приобретения информации о партнере и предлагаемом им товаре и затрат на создание меха­низмов для предупреждения и пресечения оппортунистического поведения контрагента. Основной формой проявления оппортунизма в этих условиях явля­ется предоставление некачественных товаров и услуг и несвоевременное воз­мещение издержек их производства. Приобретение объектов обмена сопряжено с затратой ограниченных денежных и неденежных ресурсов, поэтому даже по­сле разрыва отношений потерпевшая сторона нуждается в возмещении поне­сенного ущерба. Существование механизма принуждения к выплате компенса­ций в этом случае обладает чертами общественного блага, поскольку приводит к пересмотру системы стимулов недобросовестного контрагента.

На заре человеческого развития господствовал тип обмена, характери­зуемый персони-фицированными отношениями сторон. Его отличитель­ными чертами были повторяемость, культурная гомогенность (то есть наличие и осознание всеми участниками обмена общих ценностей) и отсутствие необхо­димости контроля и принуждения со стороны третьих лиц. Последнее было возможно по ряду причин. Во-первых, на этой стадии производства и обмена то­вары и услуги были сравнительно просты, что снижало издержки оценки их по­лезных свойств. Во-вторых, при повторяемости обмена важным механизмом принуждения к выполнению условий соглашения становится необходимость поддержания репутации и опасение ответных действий контрагента. В-третьих, дополнительной мотивацией честного поведения является наличие общего на­бора ценностей.

В антропологической литературе можно найти свидетельства того, что тесная социальная общность членов племени в отсутствие государства и писанных правил порождает весьма устойчивые неформальные структуры. Порядок явля­ется результатом тесного совместного существования, благодаря которому лю­ди хорошо понимают друг друга. Отклонение от норм поведения не допускает­ся, потому что оно представляет очень серьезную угрозу стабильности и безо­пасности всего общества.

К примитивным социальным институтам относятся кровнородственные связи, распределение прав и обязанностей на основе положения в семье, дарение как главный способ обмена, суровая ответственность за ущерб, причиненный дру­гим, щедрость и честь как высокочтимые этические нормы, принцип коллектив­ной вины.

Таким образом, изначально основными механизмами обеспечения соблюдения соглашений являлись самоидентификация членов сообщества, разделение ими общей цели существования - выживания и стабильности коллектива, а также достоверность угрозы наказания ввиду наблюдаемости и повторяемости дейст­вий индивидов.

Со временем развивается специализация и разделение труда. Обмен становится разнообразнее и число сделок растет. Трансакции внутри одного сообщества перестают удовлетворять потребности его членов, и становится сложно нала­дить устойчивые отношения с каждым партнером. Более эффективным стано­вится второй тип обмена - неперсонифицированный, в рамках которого снижа­ется значение репутации и наличия общих ценностей. Прежние механизмы обеспечения выполнения соглашений перестают удовлетворять участников об­мена, более того, становятся препятствием осуществления новых типов сделок. Кровные связи, залоги, обмен заложниками, торговые кодексы поведения, раз­деляемые внутри одной социальной группы, уже не способствуют развитию об­менных отношений. Их заменяют сложные ритуалы и религиозные предписа­ния, служащие ограничениями для партнеров. Развитие новых институтов по­зволило расширить границы рынка и реализовать выгоды более сложного про­изводства и обмена.

Возрастающая сложность общества повышает отдачу от формализации ограни­чений, а технологические изменения способствуют снижению издержек оценки путем внедрения стандартизированных мер и весов. Появление прейскурантов и новых, более развитых методов аудита и бухгалтерского учета делает менее за­тратным получение информации и контроль над осуществлением трансакций.

Итак, углубление разделения труда, помимо повышения производительности и возможности лучшего удовлетворения потребителей, влечет за собой рост трансакционных издержек, сопровождающих осуществление сделок в рамках неперсонифицированного обмена. Эффективность реализации трансакций зависит от возможности получения достоверной информации о партнере, снижения издер­жек оценки полезных свойств объектов обмена, а также затрат на обеспечение соблюдения условий соглашений. С этой целью создаются и возникают прави­ла, институты и организации, способствующие сокращению асимметрии ин­формации и снижению вероятности проявления оппортунистического поведе­ния. Изменение правил обусловливает появление новых типов рыночных струк­тур.

Типология рынков. Классификация рынков в экономической теории может быть произведена по многим критериям. По предмету обмена раз­личаются рынки продуктов и рынки ресурсов (в том числе труда, капита­ла и т.д.). По количеству продавцов и покупателей и наличию барьеров входа-выхода можно выделить рынки совершенной конкуренции, монополии, олиго­полии, монополистической конкуренции. Это деление хорошо известно из кур­сов микроэкономики и теории отраслевых рынков. Классификацию рынков в рамках новой институциональной экономической теории целесообразно прово­дить на основании вариативности правил обмена, определяющих набор прав, которыми обладают покупатели и продавцы в рамках различных рыночных структур.

В данном подразделе мы рассмотрим правила осуществления трансакций на рынках конечного продукта. Узкая фокусировка исследования позволяет более полно выявить сравнительные преимущества и недостатки различных типов.

Рассматривая историческую эволюцию процесса рыночного обмена, мы можем выделить пять типов рынков: открытый публичный рынок, ремесленную лавку, ярмарку, биржу, универсальныймагазин. Выше отмечалось, что эти рыночные структуры возникали последовательно как реакция на усложнение параметров обмена, связанного с углублением разделения труда. В то же время мы наблю­даем одновременное существование всех пяти разновидностей рынков. Это оз­начает, что каждая из них имеет определенные преимущества в снижении трансакционных издержек обмена.

Открытый публичный рынок «разлит по асфальту». Это бабушки у метро, торгующие хлебом и сигаретами, разносчики газировки в парках. Основное удобство для покупателей связано с доступностью: продавец сам ищет, кому предложить товар. Соответственно снижаются издержки поиска партнера для совершения обмена. Данный тип рынка предполагает возможность торга и ус­тановления цены на очень низком уровне, поскольку торговец не платит аренд­ную плату, не закупает специализированное оборудование и, что прискорбно, имеет возможность избежать уплаты налогов. Это обусловливает снижение ро­ли государства как гаранта обмена на данном рынке. Соответственно, повыша­ются издержки спецификации и защиты прав собственности, а в условиях торга - и издержки переговоров. Единственной защитой от оппортунистического пове­дения продавца на таких рынках является легкость разрыва отношений. Купив один раз некачественный товар, вы будете обходить человека, предложившего его, стороной. Это накладывает ограничение на ассортимент предметов обмена на открытом публичном рынке. Товары должны быть либо исследуемыми (для снижения издержек оценки), либо малоценными (поскольку получение компен­сации может вызвать трудности). Вероятность покупки качественного товара повышается, если за место приходится платить (хотя бы милиции или нелегаль­ным структурам). В этом случае продавец, дорожащий своей позицией, стано­вится гарантом качества.

На рынке основными участниками которого являются продавцы ремесленных лавок, издержки поиска альтернатив существенно выше: необходимо обойти несколько точек, чтобы найти интересующий товар. В то же время, благодаря наличию определенного помещения, в котором осуществляется торговля, сни­жается вероятность оппортунизма в форме продажи некачественного товара. Гарантом качества выступает сам продавец, дорожащий своей репутацией, а также государство, взимающее с него налоги и имеющее возможность осущест­влять периодические проверки. Дополнительные гарантии могут быть пред­ставлены третьей стороной при образовании профессиональных гильдий и ас­социаций. Соединение функций продавца и производителя позволяет также снижать цену на товар, в том числе - в результате торга. Данный тип рынка имеет сравнительные преимущества в обслуживании обменов, предметом которых становятся уникальные товары (например, предметы искусства) или товары, требующие пред- и послепродажного обслуживания. Продавец в ремесленной лавке может выполнять заказы покупателей, а также несет полную ответствен­ность за продажу некачественного товара. Со временем данный тип рынка мо­жет утрачивать черты безличного, неперсонифицированного обмена. Это про­изойдет тем скорее, чем в меньшей степени характеристики предмета обмена поддаются оценке внешним гарантом.

Ярмарка - третий тип рынка, на котором уместен торг продавца и покупателя, что повышает издержки переговоров и заключения контракта. В то же время на этом рынке сравнительно низки издержки поиска альтернатив, поскольку в из­вестное время, в определенном месте собираются продавцы различных товаров. Если ярмарки функционируют постоянно, то появляется структура, схожая с широко распространенными оптово-розничными рынками. Отличительной чер­той ярмарок является наличие определенных правил торговли, за выполнением которых обязан следить организатор. Он, как правило, обеспечивает защиту по­купателей и продавцов, может являться в некоторой степени гарантом качества выставляемых товаров. За эти услуги приходится платить, но понятно, кому и сколько, что снижает издержки спецификации и защиты прав участников рынка. Таким образом, репутация организатора ярмарки может оказывать существен­ное влияние на ассортимент покупаемых товаров (в сомнительном месте он бу­дет такой же как на открытом публичном рынке). Дополнительной защитой от оппортунизма является легкость смены партнера (одного из многих продавцов стандартных товаров), а также гарантии государства (на нынешнем этапе разви­тия общества). Отдельно следует упомянуть ярмарки однородных товаров (на­пример, книжные), на которых производители и покупатели имеют возможность встретиться и обсудить индивидуально условия договора.

Биржа представляет собой более сложную рыночную структуру, позволяющую снижать практически все виды трансакционных издержек благодаря разработке стандартных процедур торга. На бирже возможна торговля товаром, которого еще нет в наличии (например, заключать контракты на поставку будущих уро­жаев пшеницы). Это происходит благодаря одновременному существованию нескольких гарантов обменов. Биржевые комиссии устанавливают четкие, зара­нее известные правила для всех покупателей и продавцов и наказывают за их невыполнение. Самым действенным способом предотвращения и пресечения оппортунистического поведения является лишение доступа на площадку. Рег­ламентация касается даже уровня цен (при большой амплитуде торги могут быть приостановлены). В настоящее время не менее важна роль государства как гаранта обменов на бирже. Специально создаваемые органы осуществляют лицензирование профессиональных участников рынка, что является дополни­тельной гарантией качества биржевых услуг. Использование услуг специализи­рованных посредников, а также высокие технологии позволяют существенно повысить эффективность торговли. В то же время максимальная обезличенность обмена обусловливает сравнительные преимущества данного типа рынка при торговле крупными партиями стандартизированных товаров.

В универсальном магазине также существуют четко зафиксированные правила торговли, основным из которых следует признать отсутствие возможности тор­га, что снижает до минимума издержки ведения переговоров и заключения кон­трактов. Широкий ассортимент предлагаемой продукции обусловливает сниже­ние издержек поиска альтернатив. Как правило, покупатели получают дополни­тельную возможность оценить потребительские качества товаров. Дирекция универсама в большей степени, чем устроители ярмарки, отвечает за качество продаваемых товаров. Вот почему покупатель чаще ориентируется на репута­цию магазина, чем на репутацию отдельных продавцов, что заставляет дирек­цию стимулировать добросовестную работу последних. В рамках данного типа рынка сильны также гарантии государства, поскольку между покупателем и продавцом заключается функционально полный контракт в виде чека. В то же время, если четко не разработаны правила предъявления претензий, то по слож­ным предметам обмена могут возникнуть недоразумения: продавец отвечает за товар только в пределах своей компетенции.

Таким образом, одновременное существование всех пяти типов рынков связано с наличием сравнительных преимуществ в снижении трансакционных издержек, зависящих от правил проведения обменов. Этим также определяется спектр предметов обмена, торгуемых на тех или иных рынках.

Будет полезно почитать по теме: