Оппортунистическое поведение

Оппортунистиче­ским можно считать такое поведение, которое направлено на достижениесобственных целей экономического агента и не ограничено соображе­ниями морали. В основе оппортунистического поведения лежит несовпадение экономических интересов, обусловленнаяограниченностью ресурсов, неопределенностью и как следствие - несовершенной специфицированностью условий контракта. Если ожидаемые выгоды, связанные с уклонением от условий контракта, оказываются меньше, чем те выгоды, которые оно принесет, то данный эконо­мический агент выберет ту или иную форму оппортунистического поведения.

С точки зрения контрактного процесса выделяется два типа оппортунистическо­го поведе-
ния — предконтрактное и постконтрактное.

Формой предконтрактного оппортунизма является неблагоприятный, или ухуд­шающий условия обмена отбор (adverseselection). Он характеризуется неблаго­приятными для части экономических агентов свойствами внешней среды, выде­ляющими в ней как потенциальных партнеров тех экономических агентов, ко­торые являются наименее желательными для рассматриваемого субъекта. В качестве примера можно привести рынок подержанных автомобилей, на котором автомобили худшего качества вытесняют автомобили лучшего качества.

Иллюстрацию проблемы неблагоприятного отбора дает рынок труда. Если ставка заработной платы устанавливается фирмой на уровне средней производительности ра­ботника той или иной специальности, то наиболее производительные работники откажутся за­ключать контракт на таких условиях, поскольку они, обладая преимуществами в информации относительно своих способностей, оценивают их выше. Непроизводительные работники заинтересованы в существовании такого рода асимметрии, поскольку в данном случае они могут получить более высокий доход, чем в условиях полной определенности.

Например, М. Аоки отмечает, что на японском рынке труда широко используется принцип выбора между изначально более высокой оплатой труда без гарантий долгосрочной занятости и дальнейшего роста заработной платы и первоначально низкой заработной платой с определенными долгосрочными перспективами занятости и повышения оплаты труда.

Поскольку контракт в экономической теории - это процесс, который состоит из нескольких стадий, то наряду с предконтрактным, то есть до заключения кон­тракта как документа, существует также постконтрактный оппортунизм. К по­стконтрактному оппортунистическому поведениюотносят моральный, или субъективный риск (moralhazard) (в том числе в виде отлынивания). Он выра­жается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. Например, использование рабочего времени в собст­венных целях как свободного посредством имитации бурной деятельности явля­ется средством сокрытия информации о действительных результатах. Данная форма постконтрактного оппортунистического поведения получила название «отлынивание» (shirking). Другим примером является использование денег, полу­ченных для реализации инвестиционного проекта, для строительства особняка или операций с ценными бумагами. Возможен и такой вариант: после заключения контракта одна из сторон, воспользовавшись благоприятным стечением обстоя­тельств, преимуществами в информи-рованности, настаивает на изменении усло­вий, которые позволяют перераспределить выигрыш от обмена в свою пользу. В этом случае имеет место другая форма постконтрактного оппортунис-тического поведения — «вымогательство», или шантаж (hold-up).

О. Уильямсон выделяет три формы эгоистического поведения: сильную, полусильную и слабую. Оппортунизм относится к сильной форме эгоистического поведения, поскольку позволяет экономическому агенту добиваться поставлен­ной цели путем неполного предоставления контрагенту информации, ее иска­жения, что возможно в условиях асимметрии последней.

Полусильной формой эгоистического поведения является следование собственным интересам в условиях определенности. Именно данная форма по­ведения была принята в неоклассической теории (ввиду равенства трансакционных издержек нулю).

Наконец, слабой формой ориентации на собственный интерес является «послу­шание», которое возможно прежде всего при идентификации самого себя с не­которым сообществом (семья, фирма, государство), частью которого данный индивид является.

Будет полезно почитать по теме: