Количественная оценка трансакционных издержек

В экономической литературе существует два подхода к возможности количест­венной оценки трансакционных издержек: ординалистский и кардиналистский. Большинство исследователей в рамках новой институциональной экономиче­ской теории использует ординалистский подход, объясняя изменение структуры трансакций в экономике или в отрасли, замещение внутри-фирменных трансак­ций рыночными и, наоборот, появление гибридных форм институциональных соглашений изменениями в относительных трансакционных издержках.

Вместе с тем было предпринято множество попыток дать количественную оценку трансак-ционных издержек в кардиналистском варианте, то есть полу­чить такие количественные данные, которые показывали бы величину трансакционных издержек или их долю в валовом национальном или валовом внутрен­нем продукте, долю в цене сделки или как сумму денег (в том числе денежную оценку времени), необходимую для совершения сделки.

Некоторые из этих оценок были осуществлены применительно к отдельному рынку, другие — к экономике в целом.

Впервые попытку количественной трансакционных издержек на отдельном рынке предпринял Харолд Демсетц, что нашло отражение в его статье 1968 года «Издержки трансакции». Объектом анализа стала Нью-йоркская фондовая биржа (НФБ) как средство обеспечения быстрого обмена ценными бумагами и правами собственности на реальные активы.

X. Демсетц предложил выделить три элемента в составе трансакционных из­держек: комис-сионные брокерам, спрэд и налог за трансферт.

Комиссионные брокерам устанавливаются на основе коллек­тивного решения членов биржи как процент от цены акции. Вот почему основ­ное внимание было уделено формированию спрэда.

Спрэд возникает из-за существования для определенной категории участников игры не­обходимости или стремления немедленно реализовать или приобрести акции в условиях, когда поиск контрагента связан с издержками. Тогда возникает разрыв между ценой, которую платил бы или получал бы игрок, ожидающий сделки (например, в течение дня), и той ценой, которую он фактически платит (получает) в случае немедленного осуществления сделки (рис. 3). Дан­ную ситуацию можно отразить с помощью графика:


Рис. 3. Спрэд на рынке ценных бумаг

SS — кривая предложения продавцов, ожидающих реализацию акций; S'S' — кривая предложения немедленной продажи акций; DD — кривая спроса покупателей, ожидающих при­обретение акций; D'D' — кривая спроса покупателей акций с нулевым периодом ожидания; Р* — цена акции, установившаяся в случае, если каждый ее обладатель и потенциальный покупа­тель непосредственно осуществляли бы сделку, когда издержки последней пренебрежимо малы; Р„ — цена немедленной покупки акции; Рпр — цена немедленной продажи акции; (Рп—Р*) — плата покупателя за отказ от ожидания (в расчете на одну приобретенную акцию); (Р*—Рпр) — плата продавца за отказ от ожидания (в расчете на одну реализованную акцию); S = Рп — Рпр— спрэд.

На рис. 3 точка Е0 соответствует условиям равновесия, когда трансакционные издержки равны нулю. Все сделки совершаются мгновенно и без затрат на совершение собственно сделки. Точка Е0' соответствует условиям равнове­сия, когда трансакционные издержки больше нуля, но каждый из обладателей акций совершает сделку самостоятельно. Наконец, точки E1 и Е2 соответствуют условиям равновесия для покупателей и продавцов, когда время осуществления сделки пренебрежимо мало за счет использования услуг посредников, но трансакционные издержки (выраженные как услуги посредников) положительны.

Тогда S/Р = (Рп—Рпр)/ Р (где Р - средняя цена) можно рассматривать как уровень трансакционных издержек при реализации и приобретении акций. X. Демсетц отмечает, что спрэд составляет 40% от общей величины трансакционных издержек, которые, в свою очередь, оцениваются примерно в 1,3% от стои­мости акции в 48 долл.

X. Демсетц выдвинул гипотезу, в соответствии с которой спрэд зависит от че­тырех факторов: количества игроков (N), участвующих в торгах по данной ак­ции; числа сделок (Т); количества рынков (М), на которых торгуется данная бу­мага; наконец, ее цены (Р).

Чем актив­нее торгуется та или иная акция, тем больше экономия на масштабе операций, выражающаяся в снижении средней величины трансакционных издержек, или издержек в расчете на одну акцию. Значительный потенциал экономии на мас­штабе обычно связывают с возникновением естественной монополии, позво­ляющей извлекать экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Однако в данном случае конкуренция между различными группами игроков удерживала размер спрэда на уровне, близком к величине операционных издержек.

Оценка трансакционных издержек. Впервые попытку систематической оценки трансакционных издержек в эко­номике в целом предприняли Д. Норт и Дж. Уоллис. Ее результаты на­шли отражение в статье «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870—1970 годах». По сей день эта работа Д. Норта и Дж. Уоллиса остается актуальной, несмотря на обилие литературы по трансакционным издержкам. Изложение в данном разделе опирается на содержание указанной статьи.

Для того чтобы оценить значение проведенных исследований и осознать грани­цы их применения, необходимо остановиться на методологии количественной оценки, которая напрямую связана с таким определением понятия трансакцион­ных издержек, которое используется Д. Нортом и Дж. Уоллисом в качестве ра­бочего.

Определенность трансакционных издержек и их эмпирического прототипа представлена через анализ четырех типов отношений и соответствующих им видов деятельности: отношения между отдельными покупателями и продавцами; внутрифирменные отношения; производство услуг фирмами - посредниками различных видов; отношения, связанные с защитой прав собственности.

А. Издержки трансакции для отдельных покупателей и продавцов.

Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже дома.

При продаже дома к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал его сам себе. Именно ценность права пользования, владения домом является вмененными издержками его продажи. В трансакционные издержки продажи дома включают: 1) наем агента по прода­же недвижимости, 2) расходы на рекламу, 3) издержки, связанные с доказатель­ством надежности для контрагента (репутация), 4) время, затрачиваемое на де­монстрацию дома потенциальным покупателям, 5) страхование титула собст­венности.

Видимые, наблюдаемые и измеряемые элементы трансакционных издержек бу­дут называться трансакционными услугами.

В дополнение к этому следует отметить, что речь здесь идет о трансакционных услугах в легальном секторе экономики. Таким образом, за пределами данной модели количественной оценки остаются и трансакционные услуги в теневой экономике. Соотношение между различными видами издержек в связи с про­блемой их измерения можно представить в следующем виде (рис. 4):

 

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Нерыночные трансакцион­ные издержки

Стоимость трансакционных

услуг

Неизмеряемые трансакцион­ные издержки

Измеряемые трансакционные издержки

Рис. 4. Соотношение между издержками различных видов

Такой подход вполне соответствует тому, который принят в системе нацио­нальных счетов. Более того, вполне возможно выделение как промежуточных, так и конечных трансакционных услуг, что оказывается необходимым во избе­жание двойного счета.

Б. Внутрифирменные трансакционные услуги.

Переходя от анализа трансакционных издержек в связи с поведением отдельных экономических агентов (покупателей и продавцов) к анализу их в связи с пове­дением групп, следует отметить, что наряду с общими моментами, когда фирма выступает как один из субъектов рынка, возникают и специфические, когда рас­сматриваются трансакционные издержки в связи с внутрифирменными отноше­ниями, осуществлением внутрифирменных трансакций.

Предлагаются два варианта оценки трансакционных издержек.

1. Первый способ заключается в рассмотрении сети контрактов как некоторой последователь-ности в рамках определенной иерархической структуры: меж­ду владельцами фирмы (собственниками) и менеджерами, менеджерами и контролерами (надзирателями), контролерами и рабочими. В качестве при­мера можно рассмотреть компанию Форда, который нанимает бухгалтеров, юристов, секретарей для координации, направления и контроля за своими обменами с управляющими. Управляющие также несут соответствующие из­держки, которых не было бы в том случае, если бы Форд производил авто­мобили для самого себя. Далее, управляющие используют аналогичный на­бор услуг для осуществления обменов с контролерами и т.д.

Следует только отметить, что структура трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. Чем он выше, тем более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации. Чем ниже этот уровень, тем выше доля издержек, связанных с контролем выполнения контрактов по найму.

2. Второй способ предполагает более простую схему: Форд (или акционеры) как бы заключают контракты напрямую с непосредственными производите­лями автомобилей, то есть теми, кто сам участвует в процессе трансформа­ции ресурсов в продукт. Тогда все расходы, связанные с содержанием людей на промежуточных должностях в иерархии (мастера, инспекторы, контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек производства, кото­рая не может быть перенесена на непосредственных производителей, а это как раз и является существенной характеристикой трансакционных издер­жек. Таким образом, все эти промежуточные звенья используются для коор­динации, направления и контроля обменов с теми, кто напрямую обеспечи­вает предоставление трансформационных услуг. Иногда издержки, связан­ные с выполнением указанных видов деятельности, определяют как издерж­ки управления или бюрократические издержки.

В. Трансакционные отрасли.

Существует особая категория фирм, основная деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. Таким образом, если в рамках их деятельно­сти используются трансформационные услуги ресурсов, на уровне экономики в целом они все равно оцениваются как часть трансакционных издержек. К дан­ной категории фирм относятся посредники. Однако можно предложить и более точную спецификацию отраслей, в которых сгруппированы фирмы, оказываю­щие чистые трансакционные услуги или трансакционные услуги по преимуще­ству.

В так называемые трансакционные отрасли включены следующие группы фирм:

1. Финансы и операции с недвижимостью. Основная функция данных фирм — обеспечение передачи прав собственности, включая поиск альтернатив, под­готовку и осуществление сделок.

2. Банковское дело и страхование. Основная функция — посредничество в осуществлении обменов, зависящих от специфических обстоятельств и тре­бований.

3. Правовые (юридические) услуги. Основная функция соответствующих организаций состоит в обеспечении координации, направления и контроля выполнения условий контрактов.

4. Оптовая и розничная торговля.

Результаты количественной оценки трансакционных услуг в экономике США. Основываясь на сформулированной методологии количественной оценки трансакционных издержек, Д. Норт и Дж. Уоллис осуществили измерения их уровня в частном и общественном секторах эконо­мики США.

Динамика уровня трансакционных издержек в частном секторе по отношению к ВНП в соответствующем году выглядит следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Динамика уровня трансакционных издержек в частном секторе США
по отношению к ВНП, %

Показатель

Статистические данные

Год

1870

1880

1890

1900

1910

1920

1930

1940

1950

1960

1970

% к ВНП

22,2

25,3

29,1

30,4

31,5

35,1

38,3

37,1

40,1

41,3

40,8

Количественные оценки, основанные на предложенной методике, свидетельст­вуют о бурном развитии частного трансакционного сектора: за сто лет его доля в ВНП увеличилась более чем на 18 процентных пунктов. Следует отметить, что относительный рост трансакционного сектора оказался достаточно устойчивым, исключая последнее десятилетие (60-е годы), когда наметилась стабилизация.

Для определения величины общественного, или государственного, трансакци­онного сектора Д. Норт и Дж. Уоллис предложили два варианта, в соответствии с которыми мы можем получить предельные величины оценок: максимальную и минимальную.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что трансакционный сектор в экономике США в течение столетия расширялся как в соответствии с вариантом, в котором часть услуг государства являются трансакционными, так и в соответствии с вариантом, в котором все услуги государства — нетрансакционные. В первом случае его доля увеличилась более чем на 28 процентных пунктов, а во втором — на 22. Чем обусловлено такое бурное расширение тран­сакционного сектора?

Будет полезно почитать по теме: