Законодательный процесс в Государственном Собрании

Право законодательной инициативы в Государственном собрании принадлежит Президенту Республики Марий Эл, депутатам Государственного собрания, комитетам Государственного собрания, Правительству Республики Марий Эл, представительным органам муниципальных районов и городских округов. Конституционный, Верховный, Арбитражный суды республики, прокурор республики обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственное

собрание:

– законопроектов и поправок к законопроектам;

– законодательных предложений о разработке и принятии новых законов;

– законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Республики Марий Эл либо признании этих законов утратившими силу;

– предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Марий Эл.

Необходимым условием внесения законопроекта в Государственное собрание в порядке

законодательной инициативы является представление:

а) текста законопроекта;

б) обоснование необходимости его принятия, включающего характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в системе действующего законодательства, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия;

в) справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования;

г) перечня законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данного законопроекта;

д) предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;

е) финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация

которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).

Представленные в Государственное собрание законопроекты по согласованию с Прокурором Республики Марий Эл и другими федеральными органами обязательно направляются в эти органы для дачи заключения на предмет соответствия федеральному законодательству. В необходимых случаях законопроекты могут быть направлены на независимую экспертизу, либо в экспертный совет, образуемый при Государственном собрании.

Проекты законов Республики Марий Эл и законодательные предложения, а также проекты

актов, подлежащих рассмотрению Государственным Собранием, представляются Председателю Государственного собрания не позднее 20 суток до начала очередной сессии Государственного собрания.

Представленные проекты законов Республики Марий Эл и других актов, законодательные предложения подлежат обязательной регистрации в аппарате Государственного собрания.

Если форма представленного проекта закона не отвечает основным требованиям регламента и Правилам подготовки и оформления правовых актов, принимаемых Государственным собранием или проект либо законодательное предложение представлено без обоснования, такой проект или предложение могут быть возвращены председателем Государственного Собрания их инициатору для выполнения им установленных требований.

Законопроекты, подлежащие рассмотрению Государственным собранием, направляются Председателем Государственного собрания на заключение комитетов.

Президиум Государственного собрания по каждому законопроекту или законодательному предложению определяет головной комитет.

Текст проекта закона Республики Марий Эл и материалы к нему направляются также Президенту Республики Марий Эл и в правовое управление аппарата Государственного собрания.

Проекты законов Республики Марий Эл заблаговременно рассылаются депутатам. Замечания и предложения депутатов учитываются при дальнейшей работе над законопроектом.

Порядок рассмотрения проекта закона или законодательного предложения, подготовки

заключения по законопроекту определяются самостоятельно соответствующими комитетами

Государственного собрания на основе регламента и других законов Республики Марий Эл.

Для работы над проектами законов или законодательными предложениями комитеты могут создавать подготовительные комиссии.

В случае если проект закона или законодательные предложения рассматриваются в нескольких комитетах, ими образуются совместные подготовительные комиссии.

В работе подготовительных комиссий вправе принимать участие инициаторы законопроекта с правом совещательного голоса.

Подготовительные комиссии могут привлекать в состав рабочих и редакционных групп представителей государственной власти, других организаций, специалистов и ученых.

Альтернативные проекты законов Республики Марий Эл рассматриваются комиссиями одновременно с основным проектом.

Подготовительная комиссия с согласия головной по данному законопроекту или законодательному предложению комитета вправе принять решение о проведении с участием представительных органов местного самоуправления предварительного обсуждения подготавливаемого проекта на собраниях граждан, в научных учреждениях, общественных объединениях.

В необходимых случаях законопроекты направляются на научную экспертизу. В установленные сроки по ним могут запрашиваться заключения правительства, мнение соответствующих

министерств и ведомств, иных органов государственной власти и местного самоуправления,

общественных объединений.

Замечания и предложения, поступившие в процессе обсуждения законопроекта, рассматриваются подготовительной комиссией и по ее докладу о результатах работы - на заседаниях соответствующих комитетов.

При наличии разногласий между комитетами, принимавшими участие в работе над законопроектом по вопросам о его содержании и целесообразности разработки, комиссиями принимаются меры по урегулированию разногласий.

Обсуждение проекта закона Республики Марий Эл, законодательного предложения в комитетах происходит открыто, освещается средствами массовой информации.

Поправки к законопроекту, рассмотренному в комитетах, вносятся в головной комитет в виде редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта.

Головная постоянная комиссия обобщает внесенные поправки, анализирует обоснования субъектов права законодательной инициативы по поправкам, замечаниям, предложениям, высказанным постоянными комиссиями в ходе предварительного обсуждения законопроекта, изучает соответствующие заключения по рассматриваемому законопроекту.

Головная постоянная комиссия обеспечивает возможность участия в работе над поправками представителям субъекта права законодательной инициативы, постоянным комиссиям и депутатам - авторам поправок.

Проект закона, подготовленный к рассмотрению Государственным собранием, и материалы к нему направляются головной комиссией председателю Государственного собрания.

Рассмотрение проектов законов, внесенных в Государственное собрание, осуществляется в двух чтениях, если Государственным собранием применительно к проекту не будет принято иное решение.

На стадии первого чтения обсуждаются:

– вопросы о необходимости принятия предложенного законопроекта;

– концепция законопроекта;

– основные положения законопроекта;

– поправки, касающиеся основных положений законопроекта.

Обсуждение законопроекта в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта. С содокладом, заключением по данному законопроекту, выступает председатель головной комиссии, который одновременно дает заключение о согласии или несогласии с концепцией законопроекта и целесообразности его принятия.

При рассмотрении законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, в обязательном порядке заслушивается заключение Правительства Республики Марий Эл.

Рассмотрение в Государственном собрании проектов законов и законодательных предложений, представленных Президентом Республики Марий Эл, а также обращений Президента Республики Марий Эл, начинается с выступления полномочного представителя Президента Республики Марий Эл с обоснованием необходимости их принятия.

После заслушивания заключений соответствующих постоянных комиссий Государственного собрания и обсуждения рассматриваемых проектов законов, законодательных предложений и

обращений полномочному представителю Президента Республики Марий Эл предоставляется возможность выступить с заключительным словом, в котором он сообщает мнение Президента Республики Марий Эл о высказанных в Государственном собрании замечаниях по проектам законов, законодательным предложениям и обращениям Президента Республики Марий Эл.

Обсуждение заканчивается заключительным словом инициатора законопроекта с анализом высказанных в ходе обсуждения предложений и замечаний.

Затем председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии законопроекта в первом чтении. Принятие законопроекта в первом чтении означает согласие Государственного собрания с общей концепцией законопроекта и с необходимостью продолжения работы над ним.

Законопроект, не принятый в первом чтении, считается отклоненным и снимается с рассмотрения. Решение об отклонении законопроекта оформляется постановлением Государственного

собрания. После доработки отклоненный законопроект может быть вновь внесен на рассмотрение Государственного собрания с соблюдением установленных процедур.

После принятия законопроекта в первом чтении Государственное собрание может сразу

перейти к стадии второго чтения.

На стадии второго чтения:

– законопроект принимается за основу;

– осуществляется постатейное обсуждение законопроекта с рассмотрением конкретных

поправок к конкретным статьям;

– закон принимается в целом.

Законопроект принимается за основу большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного собрания.

В случае непринятия текста законопроекта за основу отдельно для принятия за основу ставится раздел, глава или статья. Более чем двукратное голосование по одному и тому же разделу,

одной и той же главе или статье не допускается. Не принятые за основу раздел, глава или статья направляются на доработку для представления ко второму чтению или исключаются из законопроекта.

После принятия текста законопроекта за основу осуществляется постатейное обсуждение

законопроекта, в ходе которого ставятся на голосование поправки, одобренные головной комиссией, а затем поправки, отклоненные головной комиссией.

По каждой поправке, отклоненной головной комиссией, перед голосованием вначале заслушивается заключение головной комиссии, затем аргументы автора поправки. Автор поправки вправе снять свое предложение с голосования. По решению большинства присутствующих депутатов Государственного собрания проводится дополнительное обсуждение поправки другими

депутатами Государственного собрания. В случае нарушения установленного порядка право

последнего выступления по поправке принадлежит автору поправки.

После обсуждения всех поправок раздел, глава или статья принимаются в целом с принятыми поправками. Поправки в законопроект, раздел, главу или статью считаются принятыми в целом, если за это проголосовало большинство от установленного числа депутатов Государственного

собрания.

Перед голосованием по разделу, главе или статье в целом депутат вправе предложить вернуться к рассмотрению ранее принятой или отклоненной поправки. Решение о возвращении к

ранее принятой или отклоненной поправке допускается один раз и принимается большинством от установленного числа депутатов.

После обсуждения всех поправок законопроект принимается в целом с принятыми поправками. Законопроект считается принятым в целом, если «за» него проголосовало большинство от

установленного числа депутатов Государственного собрания.

Перед голосованием по законопроекту в целом депутат вправе предложить вернуться к рассмотрению ранее принятой или отклоненной поправки. Решение о возвращении к ранее принятой или отклоненной поправке допускается один раз и принимается большинством от установленного числа депутатов Государственного собрания.

По результатам второго чтения Государственное собрание принимает закон Республики

Марий Эл, либо отклоняет его, либо возвращает на доработку. В этом случае принимается одно из следующих решений:

– о принятии закона во втором чтении;

– об отклонении законопроекта;

– о возвращении законопроекта на доработку.

Решение Государственного собрания оформляется постановлением, которое принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Государственного собрания.

В том случае, если закон принимается во втором чтении сразу после принятия законопроекта в первом чтении, постановление о принятии законопроекта в первом чтении не принимается,

решение оформляется одним постановлением.

Государственное собрание также может перенести рассмотрение законопроекта во втором чтении на одно из следующих заседаний Государственного собрания. При этом Государственное собрание может передать законопроект на дополнительное рассмотрение в те же комитеты, либо расширить их число, или поручить доработать его другим органам. В этом случае предложения по замечаниям и дополнениям проекта закона Республики Марий Эл, принятого в первом чтении, вносятся в письменном виде в головной комитет. Срок внесения поправок и подготовки законопроекта ко второму чтению определяет Государственное собрание.

Головной комитет с привлечением правового управления аппарата Государственного собрания, а также субъекта права законодательной инициативы, внесшего данный законопроект, рассматривает внесенные поправки к законопроекту и подготавливает его ко второму чтению. Депутаты, внесшие поправки, вправе уточнить их текст в ходе обсуждения законопроекта в головном комитете. Решение об учете поправок принимается головным комитетом.

Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, головным комитетом представляется таблица поправок, рекомендованных к отклонению, и таблица одобренных комитетом поправок.

По представлению головного комитета доработанный законопроект выносится на второе

чтение.

Текст проекта закона Республики Марий Эл, подготовленного ко второму чтению, таблицы отклоненных и одобренных головным комитетом поправок представляются депутатам до рассмотрения законопроекта Государственным собранием.

Если законопроект после принятия его в первом чтении был направлен на доработку, при втором чтении проекта закона с докладом выступает представитель головного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в головном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Председательствующий выясняет, имеются ли возражения у депутатов против поправок,

рекомендуемых головным комитетом к принятию и внесенных в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых головной комиссией к принятию и внесенных в текст данного законопроекта.

Если у депутатов имеются возражения против внесения в текст законопроекта каких-либо

поправок из числа рекомендуемых головным комитетом к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых к принятию, против которых не имеется возражений, а затем отдельно каждую поправку, по которым имеются возражения. Перед голосованием по данным поправкам заслушивается заключение головного комитета, и автор поправки также вправе обосновать свои позиции.

Депутат Государственного собрания вправе заявить несогласие с поправкой, принятой или частично учтенной головным комитетом и включенной в текст законопроекта, представленного на второе чтение, и поставить вопрос о возвращении к тексту законопроекта, принятого в первом чтении, либо к тексту поправки в случае внесения ее в законопроект в измененной редакции.

Подобные предложения рассматриваются в обязательном порядке.

Затем Государственное собрание переходит к рассмотрению и обсуждению поправок, отклоненных головным комитетом и не включенных в текст законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении. По каждой отклоненной поправке, перед голосованием вначале

заслушивается заключение головного комитета, затем аргументы автора поправки. Автор поправки вправе снять свое предложение с голосования. По решению большинства избранных депутатов Государственное собрание проводит дополнительное обсуждение поправки другими депутатами Государственного собрания.

Наиболее важные проекты законов Республики Марий Эл могут быть вынесены на республиканский референдум.

Референдум проводится в порядке, установленном Законом Республики Марий Эл «О референдуме Республики Марий Эл».

Текст принятого закона Республики Марий Эл визируется в головном комитете и в секретариате сессии.

Головной комитет несет ответственность за подготовку и соответствие текста закона, направляемого на подписание Президенту Республики Марий Эл, тексту закона, принятого Государственным собранием.

После принятия Государственным собранием законопроекта в целом не допускается внесение в текст закона каких-либо поправок.

Законы, принятые Государственным собранием, направляются в течение пяти дней президенту республики для подписания и опубликования.

Президент республики в течение четырнадцати дней с момента поступления подписывает

закон.

Если президент республики в течение четырнадцати дней отклонит закон, то Государственное собрание вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа

депутатов Государственного собрания, он подлежит подписанию президентом республики в

течение семи дней и опубликованию.

Закон Республики Марий Эл вступает в силу после его официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования. Особенности опубликования и вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах регулируются законом.

Законы, возвращенные Президентом Республики Марий Эл для повторного рассмотрения, включаются в повестку дня в первоочередном порядке. Срок рассмотрения закона не должен превышать месяца с момента получения его Государственным собранием.

По решению Государственного собрания возражения Президента Республики Марий Эл

направляются для предварительного рассмотрения постоянным комиссиям. Постоянные комиссии рассматривают возражения президента в течение 10 дней.

Заключения постоянных комиссий по возражениям Президента Республики Марий Эл

направляются председателю Государственного собрания.

О времени проведения заседания Государственного собрания не позднее чем за три дня до его проведения сообщается Президенту Республики Марий Эл.

По представлению председателя Государственного собрания президиум Государственного Собрания передает отклоненный Президентом Республики Марий Эл закон и заключения комитетов в ответственный (головной) комитет. По итогам рассмотрения законопроекта головной комитет может рекомендовать Государственному собранию:

а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;

б) принять закон в ранее принятой редакции;

в) снять закон с повторного рассмотрения Государственного собрания.

Решение о создании согласительной комиссии оформляется постановлением Государственного собрания, проект которого вносится головной постоянной комиссией для включения вопроса в проект повестки заседания.

Указанное постановление Государственного собрания направляется Президенту Республики Марий Эл, в Правительство Республики Марий Эл, если постановление предусматривает приглашение их представителей.

Заседание согласительной комиссии оформляется протоколом. Составляется сопоставительная таблица. Эти материалы и завизированный председателем (сопредседателями) согласительной комиссии выработанный проект закона в новой редакции вносятся в президиум Государственного Собрания для определения даты повторного рассмотрения закона Государственным собранием.

Во время обсуждения возражений Президента Республики Марий Эл новые предложения

депутатов к принятому закону не обсуждаются.

Если президент отклонил закон в целом, то обсуждение и голосование проводится в отношении всего закона в целом.

Если замечания президента касаются отдельных положений или статей закона, то обсуждение проводится в отношении этих положений или статей. По каждому из возражений обсуждение и голосование проводятся отдельно.

При повторном рассмотрении закона в редакции согласительной комиссии обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие дополнительные поправки не рассматриваются.

При повторном голосовании Государственное собрание принимает постановление о поддержке возражений Президента Республики Марий Эл по отклоненному им закону, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Государственного собрания.

Постановление об одобрении отклоненного президентом закона в ранее принятой редакции принимается при повторном голосовании большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного собрания. Если при повторном голосовании данное решение не получило большинства в две трети голосов от установленного числа депутатов, Государственное Собрание принимает постановление о том, что возражения президента обоснованы и закон считается не принятым Государственным собранием.