Выборы в республиканские органы власти, их правовое регулирование

Формирование органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в современном правовом демократическом государстве осуществляется путем выборов. Таким образом граждане, население участвуют в реализации конституционных полномочий по управлению государством. В Республике Марий Эл в настоящее время путем всеобщих выборов формируется высший законодательный и представительный орган – Государственное собрание, а также руководящие органы местного самоуправления. Применявшийся до недавнего времени порядок избрания всеобщим голосованием Главы республики в будущем применяться уже не будет в связи с принятием нормативных актов на федеральном уровне, изменивших порядок наделения полномочиями глав субъектов Российской Федерации.

Законодательство о выборах депутатов Государственного собрания составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституция Марий Эл и Закон Марий Эл «О выборах депутатов Государственного собрания Республики

Марий Эл от 11 июня 2003 года, Закон Марий Эл «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Марий Эл».

Депутаты Государственного собрания избираются гражданами Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Республики Марий Эл, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии с Конституцией Марий Эл в Государственное собрание избирается 52 депутата. 26 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ. Избирательный округ - территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от

которой непосредственно гражданами избирается депутат Государственного собрания. Единая норма представительства на одномандатный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Республики Марий Эл и зарегистрированных на ее территории но общее число (26) одномандатных избирательных округов. 26 депутатов Государственного собрания избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

В соответствии с Конституцией Марий Эл выборы депутатов Государственного Собрания

назначает Государственное Собрание. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственного собрания является второе воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который было избрано Государственное собрание. Конституционный срок, на который избирается Государственное собрание, исчисляется со дня его избрания. Днем избрания Государственного собрания является день голосования, в результате которого оно было избрано в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия

Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до истечения срока, на который было избрано Государственное собрание. В случае досрочного прекращения полномочий Государственного собрания или досрочного прекращения полномочий депутатов, повлекшего его неправомочность, выборы должны быть назначены не позднее чем за 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Если Государственное собрание не назначит выборы в указанные сроки, то выборы депутатов назначаются Центральной избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекает конституционный срок, на который было избрано

Государственное собрание предыдущего созыва

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственного собрания осуществляются гласно и открыто.

Для проведения выборов депутатов на территории республики образуются 26 одномандатных избирательных округов на основании представленных в Центральную избирательную комиссию органами местного самоуправления данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории республики. Одномандатные округа образуются с соблюдением следующих требований:

1) должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территории избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства не более чем на 10 процентов;

2) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

Центральная избирательная комиссия на основании имеющихся данных представляет в Государственное собрание схему одномандатных округов и графическое изображение этой схемы. В схеме указываются: название каждого избирательного округа, его номер; перечень входящих в него административно-территориальных единиц или муниципальных образований; место нахождения каждой окружной избирательной комиссии; число избирателей, зарегистрированных в каждом округе. Схема утверждается постановлением Государственного собрания, которое должно быть обнародовано не позднее 110 дней до истечения срока полномочий Государственного собрания действующего созыва.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они образуются главами муниципальных образований по согласованию с территориальными избирательными комиссиями либо территориальными избирательными комиссиями непосредственно. Участки образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Должны при этом

соблюдаться следующие требования:

– на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей;

– недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.

Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых

избирательных комиссий должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Соответствующие избирательные комиссии обязаны составить списки избирателей отдельно по каждому избирательному участку. Форма списков утверждается Центральной избирательной комиссией. Списки составляются не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представленных главами муниципальных образований. Списки избирателей на территориях воинских частей, мест временного пребывания граждан (больницах, санаториях, мест содержания под стражей) составляются с учетом дополнительных требований, предусмотренных законом. Список избирателей составляется в двух экземплярах. В нем должны быть отражены фамилии, имена, отчества, год рождения, а для лиц 18 лет – день и месяц рождения, адрес места жительства. В списке должно быть место для проставления номера паспорта, место для подписи избирателя, подписи члена избирательной комиссии.

В списки избирателей включаются все граждане, обладающие активным избирательным правом. Основанием для включения в список является факт нахождения места жительства на территории данного избирательного участка, установленный органами регистрационного учета на основании федеральных законов, регулирующих порядок реализации прав граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания в пределах Российской Федерации. Избиратель

может быть включен в список только на одном избирательном участке.

Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и вносит необходимые изменения на основании личных обращений граждан, данных органов ЗАГС,

органов регистрационного учета граждан, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список на другом участке. Лица, представляющие сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность, полный объем соответствующих сведений и своевременность их представления.

Список представляется для ознакомления избирателей не позднее чем за 20 дней до голосования. Каждый гражданин обладающий активным избирательным правом, вправе заявить о невключении его в список или об уточнении данных в отношении его личности, об иных неточностях в публикуемом списке

Подготовку и проведение выборов депутатов Государственного собрания осуществляют: Центральная избирательная комиссия, окружные избирательные комиссии, территориальные

избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного

самоуправления. Решения и акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для государственных органов исполнительной власти, в том числе федеральных, осуществляющих свои полномочия на территории республики, органов местного самоуправления, для избирательных блоков и объединений, должностных лиц и избирателей.

Кандидаты в депутаты Государственного собрания могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе республиканского списка кандидатов. Непосредственное выдвижение может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Избирательный блок - добровольный союз двух или трех избирательных объединений. Выдвижение кандидатов в составе республиканского списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, а также избирательным блоком.

Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом. При этом он может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном округе. Самовыдвижение может производиться после официального опубликования решения о назначении выборов, но не ранее опубликования схемы одномандатных округов.

Гражданин РФ, выдвинувший свою кандидатуру, направляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства. Одновременно с уведомлением в окружную избирательную комиссию представляются:

– заявление кандидата о его согласии баллотироваться в одномандатном округе с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата; сведения биографического характера, о занимаемой должности или виде занятий, сведения о неснятой или непогашенной судимости, сведения о наличии второго гражданства;

– сведения о размере и источниках доходов, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и других имущественных правах.

Кроме того, кандидат вправе указать свою принадлежность к одной из политических партий или общественному объединению

Решение о выдвижении своего кандидата избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции) избирательного объединения в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

Избирательное объединение или блок вправе по одномандатному округу выдвигать не более одного кандидата. Решение съезда (конференции) избирательного объединения (блока) оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников съезда, число, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом; решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению; дата принятия решения; порядок возмещения затрат на эфирное время и печатные площади при проведении предвыборной агитации. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, обязан представить в соответствующую избирательную комиссию заявление со сведениями о себе и обязательствами, а также сведения об имущественном положении и доходах за предыдущих год.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами лиц, не

являющихся членами данного избирательного объединения, иных избирательных объединений, вошедших в избирательный блок

Решение о выдвижении республиканского списка кандидатов избирательным объединением принимается тайным голосованием на съезде (конференции, собрании) избирательного объединения.

При выдвижении республиканского списка кандидатов избирательным блоком кандидатуры, предложенные избирательным объединением к выдвижению в составе республиканского списка кандидатов избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде (конференции, собрании) соответствующего избирательного объединения, входящего в избирательный блок, тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к выдвижению кандидатов. Съезд (конференция, собрание) избирательного объединения утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении республиканского списка кандидатов от избирательного блока на съезде (конференции) представителей избирательных объединений, вошедших в этот избирательный блок. Решение о выдвижении республиканского списка кандидатов принимается на указанном съезде (указанной конференции) представителей избирательных объединений.

Выдвижение республиканского списка избирательным объединением, избирательным блоком может производиться после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения, избирательного блока о выдвижении республиканского списка кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:

1) число зарегистрированных участников съезда (конференции, собрания);

2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии, соглашением о создании избирательного блока;

3) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением республиканского списка кандидатов);

4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока;

5) дата принятия решения;

6) порядок возмещения затрат за эфирное время и печатные площади.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в составе республиканского списка кандидатов лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, других избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.

Число кандидатов в выдвинутом списке не может быть меньше числа депутатских мандатов, распределяемых по пропорциональной системе, и не может превышать это число более чем

в 2 раза. Состав республиканского списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов

определяются избирательным объединением, избирательным блоком. Избирательное объединение, избирательный блок определяют порядок размещения кандидатов в республиканском списке кандидатов, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие одному или нескольким одномандатным избирательным округам, образованным для проведения выборов депутатов Государственного собрания (далее - региональные группы кандидатов), а также определяют название каждой из региональных групп кандидатов, состоящее не

более чем из пяти слов. Число региональных групп списка кандидатов не может составлять менее девяти. Каждая из региональных групп списка должна включать не менее двух кандидатов. Общереспубликанская часть республиканского списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы списка кандидатов, может включать в себя не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз.

В республиканский список кандидатов могут входить кандидаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, тем же избирательным блоком по одномандатным избирательным

округам.

Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, может быть включен в состав только одного республиканского списка кандидатов и выдвинут только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, начинается со дня, следующего за днем уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии (Центральной избирательной комиссии).

Если в поддержку кандидата собираются подписи избирателей, то их должно быть собрано не менее 1 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должно быть собрано соответственно не менее 0,5 процента подписей избирателей

Если избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов по одномандатным избирательным округам, осуществляют в поддержку кандидата сбор подписей избирателей того избирательного округа, в котором выдвинут кандидат, то в поддержку каждого кандидата должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. В случае проведения досрочных выборов в поддержку кандидата должно быть собрано соответственно не

менее 0,5 процента подписей избирателей.

Если избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие республиканский список кандидатов, собирают в его поддержку подписи избирателей, то они обязаны собрать не менее 2 процентов подписей избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории республиканского округа. В случае проведения досрочных выборов указанное количество подписей сокращается вдвое.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат.

Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской

Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, республиканских списков кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства, а также в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены законом.

Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных Листах, представляемых в

избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 25 процентов.

Для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной Центральной избирательной комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);

3) сведения об изменениях в данных о кандидате;

4) первый финансовый отчет кандидата.

Для регистрации республиканского списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за

40 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени представляет в Центральную

избирательную комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов (если в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов осуществлялся сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией (если в поддержку выдвижения республиканского списка кандидатов осуществлялся сбор подписей);

3) сведения об изменениях, происшедших в республиканском списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из республиканского списка кандидатов;

4) первый финансовый отчет избирательного объединения, избирательного блока.

Кандидат вправе не собирать подписи в поддержку своего выдвижения, а избирательное объединение, избирательный блок в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов, а также не представлять в избирательную комиссию собранные подписи. В этом случае регистрация кандидата, республиканского списка кандидатов может производиться соответствующей избирательной комиссией на основании избирательного залога - денежных средств, внесенных кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком на специальный счет Центральной избирательной комиссии. Указанные счета открываются в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. Внесение избирательного залога кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком должно сопровождаться представлением ими в соответствующую избирательную комиссию копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению, а также других документов, необходимых для регистрации кандидата.

Избирательный залог для кандидата составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с законом.

Избирательный залог для избирательного объединения, избирательного блока составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, установленной в соответствии с законом.

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности

выборов.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с Федеральным законом

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших списки кандидатов.

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за кандидата, республиканский список кандидатов или против кандидата, республиканского списка кандидатов;

2) выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какому-либо избирательному объединению, какому-либо избирательному блоку, в частности указание, за какого кандидата, какой республиканский список кандидатов, какое избирательное объединение, какой избирательный блок будет голосовать избиратель;

3) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата, республиканского списка кандидатов;

4) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, избирательных объединениях, иных общероссийских общественных объединениях (если они входят в избирательный блок), избирательных блоках в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

6) иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Предвыборная агитация может проводиться:

1) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

2) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

4) иными не запрещенными законом методами.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, об избирательном объединении, избирательном блоке, зарегистрировавших республиканский список кандидатов, и в иных не запрещенных законом формах.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской

Федерации порядке.

В соответствии с федеральным законом запрещается проводить предвыборную агитацию,

выпускать, распространять любые агитационные материалы:

1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Республики Марий Эл, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

3) воинским частям, военным учреждениям и организациям;

4) благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

5) избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.

Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. Агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственного собрания. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и

помещений избирательных комиссий в установленном настоящим законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственного собрания, обеспечением деятельности избирательных комиссий в течение срока их полномочий, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, а также с обучением организаторов выборов и

избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из республиканского бюджета. Указанные расходы предусматриваются бюджетом Республики Марий Эл в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Средства на подготовку и проведение выборов депутатов Государственного собрания, предусмотренные в бюджете республики, поступают в распоряжение Центральной избирательной

комиссии в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о

назначении выборов и погашение данного долгового обязательства утверждается законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете на очередной финансовый год целевым назначением.

Объем средств на проведение выборов депутатов Государственного собрания Центральная избирательная комиссия распределяет окружным и территориальным избирательным комиссиям не позднее чем соответственно за 40 и 30 дней до дня голосования. В случае проведения дополнительных или досрочных выборов депутатов Государственного собрания, а также в случае несвоевременного или неполного финансирования выборов избирательные комиссии распределяют средства по мере их поступления.

Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов депутатов Государственного собрания и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены настоящим законом.

Неизрасходованные избирательными комиссиями средства, полученные из республиканского бюджета, после окончания выборов депутатов Государственного собрания остаются на счете

Центральной избирательной комиссии для использования на цели, предусмотренные настоящим законом.

Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список (списки) кандидатов, обязаны создать собственные избирательные фонды. Кандидат, выдвинутый только в составе республиканского списка кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов только по одномандатным избирательным округам, собственные избирательные фонды не создают.

Избирательные фонды кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут формироваться только за счет следующих денежных средств:

1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим законом;

2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшим его избирательным объединением

(не из средств избирательного фонда избирательного объединения), избирательными объединениями, иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (не из средств избирательного фонда избирательного блока), и которые в

совокупности не могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим законом;

3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 0,5 процента и 5,0 процентов от предельной суммы всех расходов из средств

избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с настоящим Законом, для каждого гражданина, юридического лица.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 500 тысяч рублей.

Избирательные фонды избирательных объединений, избирательных блоков могут формироваться только за счет следующих денежных средств:

1) собственных средств избирательного объединения, избирательного блока, которые не

могут превышать 50 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока, установленной в соответствии с

настоящим законом. Собственные средства избирательного блока образуются из совокупной суммы средств, передаваемых данному избирательному блоку создавшими его избирательными объединениями, иными общероссийскими общественными объединениями;

2) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Размер добровольного пожертвования не может превышать соответственно 0,1 процента и 4 процента от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока, установленной в соответствии с настоящим законом, для каждого гражданина, юридического лица.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков:

1) иностранным государствам и иностранным юридическим лицам;

2) иностранным гражданам;

3) лицам без гражданства;

4) гражданам, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;

5) российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год);

6) международным организациям и международным общественным движениям;

7) органам государственной власти и органам местного самоуправления;

8) государственным и муниципальным учреждениям и организациям;

9) юридическим лицам, имеющим государственную и (или) муниципальную долю в своем

уставном (складочном) капитале, превышающую 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов;

10) организациям, учрежденным государственными и муниципальными органами;

11) воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;

12) благотворительным организациям, религиозным объединениям, а также учрежденным ими организациям;

13) анонимным жертвователям. Под анонимным жертвователем понимается гражданин, если им не указано любое из следующих сведений: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, или если им указаны недостоверные сведения о себе, либо юридическое лицо, если им не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, название, банковские реквизиты, или если указаны недостоверные сведения;

14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования.

Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшим этот фонд кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на:

1) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, республиканского списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

2) предвыборную агитацию, а также оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;

3) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками своей избирательной кампании;

4) внесение избирательного залога.

Кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ по сбору подписей избирателей, проведения предвыборной агитации, осуществления других предвыборных мероприятий, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. При этом кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки имеют право использовать только те денежные средства, которые перечислены отправителями на специальные избирательные счета их избирательных фондов до дня голосования и в установленном настоящим законом порядке.

Кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан открыть в этом избирательном округе специальный избирательный счет своего избирательного фонда после уведомления соответствующей избирательной комиссии о своем выдвижении.

Избирательное объединение, избирательный блок обязаны открыть специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после получения ими заверенной Центральной избирательной комиссией копии республиканского списка кандидатов.

Специальный избирательный счет для формирования избирательного фонда открывается в филиале Сберегательного банка Российской Федерации. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе открыть только один специальный избирательный счет. Незамедлительно по предъявлении документов, предусмотренных настоящим законом и оформленных в

установленном настоящим законом порядке, филиал Сберегательного банка Российской Федерации обязан открыть кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку специальный избирательный счет. Плата за услуги банка по открытию счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на специальном избирательном счете, проценты банком не уплачиваются. Все денежные средства зачисляются на специальные избирательные счета в валюте Российской Федерации.

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования – не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.

На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше

установленного времени, если проголосовали все избиратели.

В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, иным лицам, указанным в законе, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются). Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет указанным лицам также опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими избирателями, если таковые имеются.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель

голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня: один избирательный бюллетень для голосования по республиканскому избирательному округу и один избирательный бюллетень для голосования по соответствующему одномандатному избирательному

округу.

При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей

серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия

избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого из избирательных бюллетеней. Член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетени, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются соответствующие дополнительные отметки.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату или республиканскому списку кандидатов, в пользу

которых сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех республиканских списков кандидатов»).

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом. Избирательные бюллетени заполняются в кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования.

Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней или заполнить бюллетени, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, избирательного блока, зарегистрированного кандидата, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательных бюллетеней. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю.

Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для

голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования.

В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в его отсутствие - секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями в помещении для голосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, осуществляющие

наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов. Список этих лиц, составляется участковой избирательной комиссией на основе представленных ими документов.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Участковая избирательная

комиссия вправе признать неуважительной причину вызова членов избирательной комиссии и на этом основании отказать в проведении голосования вне помещения для голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей.

В письменном заявлении (устном обращении) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования, а также должны быть указаны (сообщены) те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. Участковая комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в

помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования.

Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количеством (не более трех) переносных ящиков для голосования, предназначенных для проведения голосования вне

помещения избирательного участка.

Члены участковой избирательной комиссии, проводящие голосование вне помещения для

голосования по заявлениям избирателей, получают избирательные бюллетени и расписываются в их получении. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра, содержащую необходимые данные об избирателях и

запись о поступивших заявлениях избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателями избирательных бюллетеней.

На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства и удостоверяет получение каждого избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в

заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательных бюллетеней своими подписями на письменном заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.

Члены участковой избирательной комиссии, проводящие голосование вне помещения для

голосования по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в реестре.

Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводившими голосование вне помещения для голосования по заявлениям (обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей делается отметка: «Голосовал вне помещения для

голосования», а также ставятся подписи указанных членов комиссии.

При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. Наблюдатель при проведении избирательной компании - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью

комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения

волеизъявления избирателей.

Соответствующая избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом

Государственного собрания, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственного собрания, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Если зарегистрированный кандидат, избранный в результате распределения депутатских мандатов по республиканскому списку кандидатов, не выполнит это требование, он исключается из республиканского списка кандидатов, а его депутатский мандат передается другому зарегистрированному кандидату из того же республиканского списка кандидатов.

Если зарегистрированный кандидат, не сложивший с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата, занимал в республиканском списке кандидатов одно из первых трех мест республиканского списка кандидатов, республиканский список кандидатов выдвинувших его избирательного объединения, избирательного блока лишается депутатского мандата. В этом случае освободившийся депутатский мандат передается другому республиканскому списку кандидатов. Республиканский список кандидатов, лишенный депутатского мандата, лишается права получать

депутатские мандаты, распределяемые между республиканскими списками кандидатов в результате лишения иных республиканских списков кандидатов депутатских мандатов.

По истечении шести дней со дня подписания протокола Центральной избирательной комиссии о результатах выборов по республиканскому избирательному округу освободившиеся таким образом депутатские мандаты передаются республиканским спискам кандидатов, которые не были лишены депутатских мандатов по указанным основаниям.

Соответствующая избирательная комиссия после официального опубликования общих

результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного

документа) об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственного собрания, регистрирует избранного депутата Государственного собрания и выдает ему удостоверение об избрании.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных

комиссий и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления любым избирателям, зарегистрированным кандидатам, доверенным лицам, уполномоченным представителям зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах выборов членами той избирательной комиссии, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая избирательная комиссия.

Окружные избирательные комиссии и Центральная избирательная комиссия направляют

общие данные о результатах выборов по соответствующим избирательным округам в средства массовой информации в течение одного дня после определения результатов выборов.

Официальное опубликование общих результатов выборов, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, республиканских списков кандидатов и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех республиканских списков кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех недель со дня голосования.

В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия осуществляет официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых, об итогах голосования, о результатах выборов, а также данных об избранных депутатах. В течение трех месяцев со дня официального опубликования сведения об итогах голосования, о результатах выборов, размещаются в Интернет.