Судебная власть Республики Марий Эл

Заявление в преамбуле конституции о стремлении к установлению правового государства не явилось декларативным. Оно нашло дальнейшее логическое развитие в последующих главах и, прежде всего, в главе «Судебная власть». Впервые в Конституции Марий Эл был применен термин «судебная власть», а не «судебные органы» или «судебная система». Это подтверждает стремление республики к формированию в лице судов независимой ветви власти.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, самостоятельных от органов исполнительной и законодательной власти. Назначение судебной власти – защита и охрана прав и свобод граждан, других участников общественных правовых

отношений, конституционного строя. Ни один другой орган в современных условиях не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов.

В соответствии со статьей 86, правосудие в республике осуществляется только судом. Эта же статья определяет, что в Республике Марий Эл действуют: Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации. Верховный Суд является высшим судебным органом Республики Марий Эл по гражданским, уголовным,

административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за деятельностью районных, городских судов. Арбитражный Суд Республики Марий Эл является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции федеральным законом. Конституция Марий Эл устанавливает наиболее общие требования к судьям. Ими могут быть граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Дополнительные требования к ним могут быть установлены федеральными законами. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации, федеральным законам, а также Конституции Марий Эл и законам Республики Марий Эл. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке определенном федеральным законом.

В целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и непосредственного действия Конституции Марий Эл в республике образован особый орган конституционного правосудия – Конституционный суд. Порядок его образования и деятельности определяются Конституцией и законами Республики Марий Эл. В целях обеспечения надлежащей и доступной судебной защиты и помощи, на основании федеральных законов в республике формируется система мировых судей. Процедуры их назначения, организационные

вопросы деятельности определяются как федеральным законодательством, так и законами Республики Марий Эл.

Позитивным, по мнению ряда авторов, считается то, что Конституция Марий Эл, в отличие от ст. 129 Конституции России, закрепляющей правовой статус прокуратуры, отвела прокурорским органам самостоятельную главу «Прокуратура». То есть прокуратура выведена из числа органов судебной власти. При этом Конституция Марий Эл крайне лаконично определяет статус прокуратуры республики, определяя, что порядок ее деятельности, организация и полномочия определяются федеральным законом. Только назначение прокурора республики осуществляется Генеральным Прокурором по согласованию с Президентом и Государственным собранием Республики

Марий Эл.

Одной из особенностей судебной системы Республики Марий Эл является наличие в ее составе Конституционного суда. Этот орган власти, как гласит Конституция Марий Эл, образован в

целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и непосредственного действия Конституции Марий Эл на территории республики. Конституционный суд Республики Марий Эл является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в Республике Марий Эл посредством конституционного судопроизводства. Правовой основой деятельности этого органа власти является Конституция Российской Федерации, федеральные законы, регулирующие вопросы правосудия, Конституция Республики Марий Эл, а также республиканский Закон «О Конституционном суде Республики Марий Эл» от 11 марта 1997 года.

Полномочия суда определены статьей 95 Конституции Республики Марий Эл, а также

статьей 3 Закона «О Конституционном суде Республики Марий Эл». Этот судебный орган,

во-первых, разрешает дела о соответствии Конституции Республики Марий Эл:

– законов республики, принятых по вопросам ведения органов государственной власти республики или по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл, если нет аналогичного запроса в Конституционном суде Российской Федерации;

– нормативных правовых актов президента республики, Государственного собрания, правительства республики;

– уставов муниципальных образований и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

– данные дела рассматриваются по запросам президента республики, Государственного собрания, депутата (группы депутатов) Государственного собрания, Верховного суда республики, Арбитражного суда республики, прокурора республики, уполномоченного по правам человека республики, глав местного самоуправления, представительных органов местного самоуправления

Во-вторых, Конституционный суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность законов Республики Марий Эл, их

отдельных положений, а также иных нормативных правовых актов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, если эти вопросы отнесены к ведению органов власти республики или совместному ведению и отсутствует соответствующий запрос в Конституционный суд РФ.

В-третьих, толкование Конституции Республики Марий Эл - исключительная прерогатива Конституционного суда Республики Марий Эл, осуществляемая по запросам Президента, Государственного собрания или Правительства Республики Марий Эл.

Кроме того, Конституционный суд вправе выступить с законодательной инициативой по

вопросам своего ведения.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Договоры Республики Марий Эл, не соответствующие ее конституции, не подлежат введению в действие и применению.

Законом установлен количественный состав суда – 5 судей. При этом заседание суда и принятие решений возможно, когда в его работе участвуют 3 члена суда. Фактически, с момента образования и по настоящее время, конституционными судьями назначены только 3 судьи. Две должности конституционных судей остаются вакантными. Назначение на должность судьи Конституционного суда осуществляет Государственное собрание по представлению президента республики. Назначение производится в индивидуальном порядке тайным голосованием депутатов Государственного собрания. Назначенным на должность конституционного судьи считается лицо, набравшее большинство голосов от общего числа депутатов Государственного собрания. Судьей Конституционного суда Республики Марий Эл может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 35 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок полномочий судьи Конституционного суда – 12 лет. Назначение на должность судьи Конституционного суда на повторный срок не

допускается. Предельный возраст для пребывания в должности 65 лет.

Судьи Конституционного суда пользуются равными правами и имеют право решающего

голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях суда. В то же время из состава судей в индивидуальном порядке тайным голосованием выбираются председатель Конституционного

суда, его заместитель. Срок их полномочий – 4 года. По истечении этого срока возможно повторное назначение. Их права и обязанности определяются Законом «О Конституционном суде». Так, Председатель Конституционного суда руководит подготовкой заседаний, созывает и председательствует на них; вносит на обсуждение суда вопросы, подлежащие рассмотрению; представляет Конституционный суд в отношениях с государственными органами, общественными организациями, выступает с заявлениями от имени суда; осуществляет общее руководство аппаратом суда, представляет на утверждение суда кандидатуры руководителей секретариата, иных служб, штатное расписание секретариата. Председатель издает приказы и распоряжения. Из состава членов конституционного суда избирается судья–секретарь. Порядок его избрания и полномочия определяются принятым Конституционным судом регламентом суда.

Судопроизводство в Конституционном суде происходит на основе принципов независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, состязательности и равноправия сторон, непрерывности судопроизводства. Судопроизводство ведется на одном из государственных языков республики.

Поводами к рассмотрению дела в Конституционном суде являются обращения в Конституционный суд в форме запроса, ходатайства или жалобы. С запросами в суд могут обращаться указанные в статье 3 закона государственные органы и органы местного самоуправления, а также суды. С жалобами могут обращаться отдельные граждане и объединения граждан

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном суде является обнаружение неопределенности соответствия Конституции Марий Эл закона, иного нормативного акта или обнаружение неопределенности в понимании положений Конституции Марий Эл.

Закон предусматривает достаточно жесткие и определенные требования к форме и содержанию обращения. Обращение направляется в Конституционный суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом или лицами.

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный суд в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя, адрес и иные данные о заявителе (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес);

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочиях, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке;

5) нормы Конституции Республики Марий Эл, закона о Конституционном суде, дающие право на обращение в суд;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Марий Эл, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в законе о Конституционном суде, основания к рассмотрению

обращения;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Марий Эл;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному суду;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

К направленному в Конституционный суд обращению прилагаются:

1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Марий Эл, подлежащего толкованию;

2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за

исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии

документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном суде в качестве представителя;

3) документ об уплате пошлины;

4) перевод на один из государственных языков Республики Марий Эл всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

Обращение и прилагаемые к нему вышеуказанные документы и материалы представляются в Конституционный суд с копиями в количестве семи экземпляров.

Обращения, поступающие в Конституционный суд Республики Марий Эл, подлежат обязательной регистрации в секретариате. В случае, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному суду;

2) не отвечает требованиям закона о форме обращения;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено пошлиной в установленных законом случаях.

Секретариат суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям закона. Но заявитель вправе требовать принятия Конституционным судом решения по этому вопросу или, устранив недостатки, указанные в пунктах 2 и 4, вновь направить обращение в Конституционный суд.

В случае если обращение явно не подведомственно Конституционному суду, секретариат

суда может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать

поставленные в нем вопросы.

Рассмотрению обращения Конституционным судом по существу обязательно предшествует стадия предварительного изучения. Это поручается председателем суда одному или нескольким судьям. Срок предварительного изучения – не более одного месяца с момента регистрации. После доклада судьи о результатах предварительного изучения принимается решение о принятии обращения к рассмотрению Конституционным судом. Об этом уведомляются стороны.

Конституционный суд вправе отказать в принятии обращения к рассмотрению, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному суду Республики Марий Эл;

2) по предмету обращения Конституционным судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

3) обращение в соответствии с требованиями закона не является допустимым.

Обращение может быть отозвано заявителем до начала его рассмотрения в заседании Конституционного суда. В этом случае производство по делу прекращается.

Решения Конституционного суда выносятся в виде постановления или определения. Итоговые решения либо подтверждающие соответствие законов, иных нормативных актов или их частей Конституции Марий Эл, либо признающие их не соответствующими конституции, принимаются в форме постановлений. Так, из 8 постановлений Конституционного суда, вынесенных в течение 1999-2004 годов, 3 оспариваемых нормативных положения были признаны соответствующими Конституции Марий Эл, а 5 признаны не соответствующими Конституции Марий Эл.

Все иные решения Конституционного суда, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями. Так, из 32 обращений, рассмотренных в

заседаниях Конституционного суда Республики Марий Эл за период с 1999 по 2005 год, по 24–м вынесены определения. Всего же за 5 лет деятельности Конституционного суда Республики

Марий Эл в него поступило 120 обращений, из которых 70 это жалобы граждан, остальные –

запросы государственных органов и органов местного самоуправления. Из всех поступивших

обращений – более двух третей при изучении оказались не подведомственны Конституционному суду Республики Марий Эл.

Это говорит о необходимости более широкого разъяснения статуса Конституционного суда в среде юристов, правозащитников, в органах государственной власти и местного самоуправления.

Вместе с тем практика показала, что Конституционный суд Республики Марий Эл стал важной составной частью политической системы республики, осуществляющей судебную власть и действующей наряду с законодательной и исполнительной властью. Он вносит существенный вклад в укрепление государственности республики, защиту прав и интересов граждан от необоснованных действий властей, дает исчерпывающие ответы на спорные вопросы о компетентности органов государственной власти, стоит на страже единообразного применения и толкования Конституции Республики Марий Эл.

Важное место в судебной системе Республики Марий Эл занимают мировые судьи. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Республики Марий Эл и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности, порядок создания должностей мировых судей определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а так же Конституцией Республики Марий Эл и Законом «О мировых судьях в республике Марий Эл». Этими же нормативными актами определена компетенция мировых судей. Они рассматривают в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; иные возникшие из семейно-правовых отношений дела, кроме дел об оспаривании, установлении отцовства, о лишении родительских прав, усыновлении;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, кроме дел о восстановлении на работе и о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях.

Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции единолично. Он осуществляет правосудие именем Российской Федерации. Законами России и Марий Эл установлены определенные требования и ограничения в отношении мировых судей. Мировой судья при осуществлении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалять авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой

оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не

совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший

рекомендацию квалификационной коллегии судей Республики Марий Эл. Мировыми судьями не могут быть недееспособные, ограниченные в дееспособности граждане, лица, имеющие судимость или страдающие психическими заболеваниями. Законом Республики Марий Эл от 22 июня 2004 года введено также положение об обязательном прохождении кандидатом на должность мирового

судьи медицинского освидетельствования, подтверждающего отсутствие заболеваний, препятствующих назначению на должность.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Количество должностей мировых судей и участков определяется по нормативам, определенным федеральным законом. В соответствии с этим Законом республики Марий Эл от 21 декабря 2000 года «О создании должностей мировых судей и судебных участков» образованы 32 судебных участка и введено соответствующее количество должностей мировых судей. Количество жителей на один судебный участок от 15,5 тысяч до 29,5 тысяч человек, что соответствует требованиям федерального закона. К настоящему времени большинство должностей укомплектовано и судьи приступили к осуществлению своих полномочий.

Отбор кандидатов на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе в

порядке, установленном законом Российской Федерации. Сообщение об открытии вакантной должности мирового судьи Председателем Верховного суда республики направляется в квалификационную коллегию судей. Не позднее чем через 10 дней после этого об открытии вакансии

сообщается в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов, времени и места рассмотрения заявлений. Любой гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям о возрасте, образовании, наличии юридического стажа, другим предусмотренным законом требованиям, вправе сдать квалификационный экзамен. Экзамен принимает экзаменационная комиссия, которая представляет Председателю Верховного суда Республики Марий Эл заключение на каждого из рекомендованных кандидатов в мировые судьи. С учетом заключения квалификационной комиссии Председатель Верховного суда Республики Марий Эл вносит предложение Президенту Республики Марий Эл о представлении кандидатуры на должность мирового судья в Государственное собрание Республики Марий Эл. Государственное собрание Республики Марий Эл в двухмесячный срок рассматривает представление и принимает постановление о назначении кандидата на должность мирового судьи соответствующего участка либо об отклонении представления. В случае отклонения Государственным собранием представленной кандидатуры квалификационная коллегия, рассмотрев основания отклонения, может по истечении года повторно дать заключение о внесении представления о назначении данного кандидата мировым судьей. Постановление Государственного собрания Марий Эл является основанием для занятия должности мирового судьи.

Мировой судья впервые назначается на должность сроком на 3 года. По истечении этого срока он вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру на данную должность. При повторном и последующих назначениях срок полномочий устанавливается уже в 10 лет. При вступлении в должность впервые мировой судья принимает присягу и с этого момента считается вступившим в должность. Если лицо повторно вступает в должность мирового судьи, то моментом вступления в должность считается день назначения.

В зале судебных заседаний мировых судей помещается Государственный флаг Российской Федерации и Государственный флаг Республики Марий Эл, а также изображение Государственных гербов России и Марий Эл.