Статус депутата Государственного Собрания

Депутатом Государственного собрания Республики Марий Эл является избранный в соответствии с Законом Республики Марий Эл «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл» представитель народа, уполномоченный осуществлять законодательные и иные полномочия в Государственном собрании Республики Марий Эл, предусмотренные Конституцией Республики Марий Эл и названным законом.

Депутатом Государственного собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года.

Статус депутата Государственного собрания Республики Марий Эл определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, а так же республиканским законом «О статусе депутата Государственного собрания Республики Марий Эл» от 15 февраля 1994 года (в редакции от 22 июля 2004 года).

Депутаты Государственного собрания осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.

Число депутатов, работающих в Государственном собрании на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом. На 1 января 2005 года, в соответствии с законом от 7 октября 2004 года «О числе депутатов, работающих в Государственном собрании республики Марий Эл на профессиональной основе» таких депутатов не может быть более 3 человек, в том числе председатель, его первый заместитель и заместитель председателя Государственного собрания.

Депутат Государственного собрания, работающий на постоянной основе, - депутат, осуществляющий свои полномочия как основной вид трудовой деятельности, прекратив при этом трудовые отношения по прежнему месту работы и службы и приравненный по объему материально-социальных гарантий к министру Республики Марий Эл. Он не может заниматься другой

оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

По объему материально-социальных гарантий депутаты Государственного собрания, работающие на профессиональной постоянной основе, приравниваются к министру Республики Марий Эл; председатель Государственного собрания, заместители председателя Государственного собрания - к Президенту Республики Марий Эл, Заместителям Главы Правительства Республики

Марий Эл соответственно.

Депутат Государственного собрания Республики Марий Эл имеет удостоверение депутата, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата,

нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

Удостоверение депутата Государственного собрания Республики Марий Эл является документом, дающим право беспрепятственно посещать для решения вопросов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на открытых заседаниях их коллегиальных органов, а также организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, либо имеющие льготы по уплате налогов, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти.

Формами осуществления депутатской деятельности являются:

- участие в заседаниях Государственного собрания Республики Марий Эл в порядке, установленном регламентом;

- участие в работе комитетов, согласительных комиссий Государственного Собрания Республики Марий Эл;

- участие в заседаниях президиума Государственного собрания Республики Марий Эл;

- участие в выполнении поручений Государственного собрания Республики Марий Эл и его органов;

- участие в работе депутатских групп;

- участие в парламентских слушаниях;

- внесение законопроектов;

- обращение с депутатским запросом;

- работа с избирателями.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных регламентом Государственного собрания Республики Марий Эл.

Депутат Государственного собрания Республики Марий Эл пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Государственным собранием Республики Марий Эл, а также постоянной комиссией, согласительной комиссией, членом которой он является.

Депутат Государственного собрания имеет право:

– избирать и быть избранным в органы Государственного собрания Республики Марий Эл;

– высказывать мнение по персональному составу создаваемых Государственным собранием органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых и назначаемых Государственным собранием Республики Марий Эл;

– участвовать в обсуждении законопроектов и других рассматриваемых вопросов, выступать с обоснованием своих предложений;

– обращаться с вопросами к членам Правительства Республики Марий Эл, иным лицам, приглашенным на сессию Государственного собрания или заседания постоянной комиссии;

– выступать с инициативой о принятии Государственным собранием обращений и заявлений по вопросам, имеющим особое общественное значение и не терпящим отлагательства;

– депутаты Государственного собрания обладают также иными правами, предусмотренными Регламентом Государственного собрания Республики Марий Эл.

Депутаты Государственного собрания имеют право на парламентские и депутатские запросы.

Государственное собрание вправе направить парламентский запрос главе Правительства Республики Марий Эл, членам правительства, председателю Конституционного суда Республики

Марий Эл, председателю Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, председателю Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, а также руководителям иных органов государственной власти республики по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Парламентский запрос не может касаться материалов и дел, находящихся в производстве правоохранительных органов.

Парламентский запрос вносится на заседание Государственного собрания в письменной форме. До заседания запрос проходит процедуру предварительного рассмотрения во всех постоянных комиссиях в соответствии с нормами регламента Государственного собрания и должен иметь

соответствующее заключение правового управления аппарата Государственного собрания по

существу поставленных в нем вопросов. Принимается парламентский запрос большинством голосов от общего числа депутатов Государственного собрания.

Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании Государственного собрания) или письменной форме не позднее чем в

месячный срок со дня получения парламентского запроса или иной срок, установленный Государственным собранием. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании Государственного собрания. По результатам обсуждения в связи с парламентским запросом принимается постановление, если другие формы решения вопроса не дали результатов.

Парламентский запрос, ответ на него, постановление Государственного собрания, принятое по результатам его рассмотрения, публикуются в печати по решению Государственного собрания.

Государственное собрание вправе обязать должностное лицо представить к установленному Государственным собранием сроку отчет о выполнении решения по парламентскому запросу.

Депутат Государственного собрания (инициатор запроса) вправе направить запрос членам Правительства Республики Марий Эл, председателю Государственной счетной палаты Республики Марий Эл, председателю Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, а также руководителям иных органов государственной власти республики по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

Вмешательство депутата Государственного собрания в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следствия и судебную деятельность не допускается.

Запрос депутата Государственного собрания направляется им самостоятельно и не требует оглашения на заседании Государственного собрания. Должностное лицо, которому направлен

запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через тридцать дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок.

Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до заседания соответствующего органа.

Ответ на запрос должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Депутат Государственного собрания Республики Марий Эл обязан:

- принимать личное участие в заседаниях Государственного собрания Республики Марий Эл;

- придерживаться регламента выступлений;

- выступать по предмету обсуждения;

- не мешать своим поведением свободе прений и порядку заседаний;

- не допускать оскорбительных высказываний в адрес других депутатов Государственного

собрания, Президента Республики Марий Эл, членов Правительства Республики Марий Эл и приглашенных на сессию;

- голосовать лично;

- выполнять требования регламента Государственного собрания.

В случае невозможности участвовать в заседании депутат извещает об этом председателя

Государственного собрания Республики Марий Эл или заместителя председателя, или аппарат

Государственного собрания Республики Марий Эл.

В течение срока своих полномочий депутат Государственного собрания не может быть депутатом Государственной думы и членом Совета федерации Федерального собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации и государственные должности Республики Марий Эл, государственные должности федеральной государственной службы, государственной службы Республики Марий Эл, выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Республики Марий Эл, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Депутат Государственного собрания Республики Марий Эл обладает неприкосновенностью и иными гарантиями при осуществлении депутатской деятельности, установленными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, республиканскими законами.

Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за

высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Однако данное положение Конституции Марий Эл не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Условия осуществления депутатской деятельности, права, обязанности и ответственность

депутата Государственного собрания, а также правовые и социальные гарантии депутатской

деятельности устанавливаются федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл,

Законом Республики Марий Эл «О статусе депутата Государственного Собрания Республики

Марий Эл».