Референдумы в Республике Марий Эл, выносимые на них вопросы

Республика Марий Эл – демократическое правовое государство, власть в котором принадлежит народу. Народ осуществляет власть через своих представителей, а также непосредственно. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум. Конституция Марий Эл предусматривает возможность проведения как общереспубликанского, так и местных референдумов. Правовой основой этой формы непосредственной демократии являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Конституция Республики Марий Эл, Законы «О референдуме Республики Марий Эл», «О местном референдуме в Республике Марий Эл».

На общереспубликанский референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Республики Марий Эл или в совместном с Российской Федерацией ведении, если указанные

вопросы не урегулированы Конституцией РФ или федеральными законами. Ряд вопросов, согласно Конституции Марий Эл, должны обязательно выноситься на референдум. Кроме того, закон устанавливает перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. К ним относятся вопросы:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Республики Марий Эл, о приостановлении этих полномочий, о проведении досрочных выборов или отсрочке выборов;

2) о персональном составе органов государственной власти республики;

3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, назначении на должность,

освобождении от должностных лиц, о даче согласия на назначение на должность и освобождение от должности;

4) о принятии или об изменении республиканского бюджета, исполнении финансовых обязательств республики;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключить возможность множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный

ответ, при этом исключить неопределенность правовых последствий принятого решения.

Референдум не может назначаться и проводиться в условиях чрезвычайного или военного

положения, введенных как в России в целом, так и на территории Марий Эл. Не проводится он и в течение года после опубликования итогов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Государственное собрание вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума указанного выше закона, иных нормативных актов, регулирующих подготовку или проведение референдума.

Референдум в Республике Марий Эл проводится на основе всеобщего равного и прямого

волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник обладает одним голосом и голосует непосредственно. Участие в референдуме является свободным и добровольным, контроль за волеизъявлением не допускается. Никто не может принудить гражданина к участию, оказывать иное воздействие или препятствовать свободному волеизъявлению.

На референдуме Республики Марий Эл имеет право голосовать гражданин Российской Федерации, имеющий место жительства на территории республики, достигший на день проведения

18 лет, не зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не вправе участвовать лица, признанные судом

недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы, тексты документов, выносимых на референдум, печатаются на государственных языках Марий Эл, а в местах компактного проживания представителей других национальностей, при необходимости, на языках населения данной местности.

Инициатива в проведении референдума принадлежит гражданам, имеющим право на участие в нем. Каждый гражданин или группа граждан вправе образовать инициативную группу численностью не менее 20 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах органов

государственной власти и которое зарегистрировано в установленном порядке не позднее, чем за один год до образования инициативной группы по проведению референдума. Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию республики с ходатайством о ее регистрации. В ходатайстве должен быть сформулирован вопрос или вопросы референдума, паспортные данные инициатора, а также участников инициативной группы. Документы должны быть подписаны всеми участниками инициативной группы. Со дня обращения инициативной группы Центральная избирательная комиссия действует в качестве Центральной комиссии референдума. Она должна в течение 15 дней рассмотреть ходатайство, приложенные к нему документы на соответствие их закону и принять решение о направлении их в Государственное собрание Марий Эл, а

при несоответствии представленных документов закону – отказать в регистрации инициативной группы.

Государственное собрание Марий Эл в течение 5 дней должно уведомить органы государственной власти Российской Федерации, президента и Правительство Марий Эл о поступлении инициативы о проведении референдума, а в течение 30 дней проверить соответствие вопросов, предложенных инициативной группой, требованиям ст. 5 Закона «О референдуме в Марий Эл». При установлении соответствия вопроса, предлагаемого для референдума, требованиям закона Государственное Собрание Марий Эл принимает решение о возможности регистрации инициативной группы, ей выдается свидетельство, которое действительно в течение 3 месяцев. О регистрации инициативной группы сообщается в средствах массовой информации.

В поддержку выдвижения инициативы проведения референдума инициативной группой собираются подписи. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы референдума, должно составлять 2 процента от числа участников референдума, которое в целом соответствует числу лиц, имеющих право на участие в выборах. Так, в выборах Президента Республики Марий Эл в декабре 2004 года имели право участвовать 537 тысяч избирателей. Таким образом, в поддержку инициативы референдума достаточно собрать около 11 тысяч подписей.

Подготовку и проведение референдума осуществляют Центральная, территориальные и участковые комиссии референдума, обязанности которых выполняют соответственно Центральная, территориальные и участковые избирательные комиссии Республики Марий Эл.

Референдум проводится по единому округу референдума, включающему в себя всю территорию Республики Марий Эл. Для проведения голосования и подсчета голосов образуются участки референдума. Они образуются главами муниципальных образований по согласованию с территориальными комиссиями референдума. Участки могут создаваться в местах временного пребывания граждан: в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей задержанных и арестованных, на судах, находящихся в день голосования на территории Марий Эл. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. Допускается образование участков на

территориях воинских частей, расположенных в обособленных местах территории Республики Марий Эл.

Граждане, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и методами проводить агитацию по вопросам референдума. Агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы и создания соответствующего фонда референдума и прекращается в ноль часов за одни сутки до дня голосования.

Голосование на референдуме Марий Эл проводится с 8 до 20 часов по местному времени.

Каждый участник референдума голосует лично, голосование через представителей не допускается. Бюллетени выдаются под расписку при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также по предъявлении открепительного удостоверения. В бюллетене голосования воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления словами «Да» или «Нет», под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в разные бюллетени. Если на референдум выносится проект закона, то в бюллетене либо воспроизводится его текст, либо однозначно определяется содержание этого текста.

Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. По итогам подсчета

составляется протокол, подписываемый всеми членами участковой комиссии. Первый экземпляр протокола направляется незамедлительно в территориальную комиссию. По данным протоколов участковых комиссий территориальная комиссия составляет сводный протокол и таблицу об итогах голосования и направляет ее в центральную комиссию референдума. На основании первых экземпляров протоколов, полученных из территориальных комиссий, центральная комиссия референдума устанавливает его результаты. Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняли участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников. Центральная комиссия признает решение непринятым, если за это решение проголосовало не более половины участников, принявших участие в референдуме. Центральная комиссия может признать результаты недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления, а также если они признаны недействительными на части участков референдума, число участников в которых составляет одну четвертую всех участников референдума.

Центральная комиссия референдума направляет общие результаты референдума в средства массовой информации в течение суток после определения результатов. Официальное опубликование общих результатов, а также данные об общем числе участников и количестве поданных голосов осуществляется в течение месяца со дня голосования.

Решение, принятое на референдуме Республики Марий Эл, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории республики. Оно подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации законов Республики Марий Эл. Решение, принятое на референдуме, может быть отменено в судебном порядке по основаниям,

установленным законом.

Местный референдум в Республике Марий Эл - голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего муниципального образования по наиболее важным вопросам местного значения, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательством Республики Марий Эл к ведению соответствующего муниципального образования.

Законодательство о местном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы. Конституция Республики Марий Эл, законы Республики Марий Эл и уставы муниципальных образований.

Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального

образования.

Граждане участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного н прямого волеизъявления при тайном голосовании. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях.

Гражданин голосует на референдуме «за» или «против» вынесенного вопроса непосредственно.

Участие в местном референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

В местном референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории соответствующего муниципального образования Республики Марий Эл и достигший на день проведения местного референдума

18 лет. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в местном референдуме.

В местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Какие-либо - прямые или косвенные - ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности запрещаются.

На местный референдум могут быть вынесены следующие вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления:

– принятие устава муниципального образования, иных нормативных правовых актов, внесение в них изменений;

– выявление мнения местного населения по изменению границ муниципального образования;

– строительство или мотивированное запрещение строительства и эксплуатации объектов

муниципальной собственности;

– изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности;

– установление порядка и условий приватизации муниципальной собственности;

– иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл и законодательством Республики Марий Эл к компетенции соответствующих органов местного самоуправления.

На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

– о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов.

– о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;

– о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

– о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

На местный референдум не могут также быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, а также должны исключать множественность их толкования.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Марий Эл.

Не допускается установление органами местного самоуправления иных ограничений для

вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

Повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса может проводиться лишь по истечении двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума.