Образование, структура, полномочия Государственного собрания Республики Марий Эл

Государственное собрание - Парламент Республики Марий Эл - постоянно действующий высший законодательный и представительный орган государственной власти республики Марий Эл. Кугыжаныш погын - название на марийском языке высшего законодательного и представительного органа государственной власти. Оно допустимо к употреблению наряду с названием на русском языке. Такое название орган республики носит с 1993 года. Ранее, с момента обретения государственности марийского края, орган законодательной власти имел названия: Съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1921 – 1937), Верховный Совет депутатов трудящихся (1938 – 1978), Верховный Совет народных депутатов (1978 – 1993). Следует заметить, что изменения, внесенные в Конституцию Марий Эл в июне 2005 года, несколько изменили

общую характеристику данного органа власти. Так, из определения Государственного Собрания было исключено слово «представительный» и добавлено определение «единственный».

Правовые основы деятельности Государственного собрания устанавливаются Конституцией Российской Федерации, иными федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, иными законами республики. Наиболее полно статус, компетенцию, порядок Образования, формы организации работы регулирует Республиканский закон «О Государственном Собрании Республики Марий Эл» от 7 декабря 2001 года, с уточнениями и изменениями, внесенными последующими законам.

На основании этих нормативных актов деятельность Государственного собрания осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

а) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

б) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;

в) распространения суверенитета Российской Федерации на территорию Марий Эл;

г) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на территории Республики Марий Эл;

д) обеспечения единства системы государственной власти;

е) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и обеспечения сбалансированности их полномочий;

ж) самостоятельности осуществления принадлежащих Государственному собранию полномочий;

з) законности;

и) гласности;

к) коллегиальности;

л) ответственности за принятые законы и иные нормативные правовые акты.

Государственное собрание Республики Марий Эл является однопалатным. Оно состоит

из 52 депутатов и формируется путем выборов. Такой количественный состав высшего законодательного органа представляется наиболее оптимальным. Он соотносится с общей численностью населения республики (766 тысяч человек) и числом избирателей (540 тысяч). Ранее действовавший Верховный совет, состоявший из 150 депутатов, по мнению законодателей, оказался громоздким и малоэффективным. Первый состав Государственного собрания в количестве 30 человек,

избранного на переходный период (1993-1995 годы), был явно малочисленным. В результате

количественный состав был пересмотрен, и состав из 52 депутатов закреплен конституцией. Срок полномочий парламента, установленный конституцией, составляет пять лет. В выборах принимают участие граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории Республики Марий Эл и обладающие избирательным правом. Выборы проводятся по смешанной избирательной системе. Половина, то есть 26 депутатов, избираются по мажоритарной системе по одномандатным округам, образуемым на основе единой нормы представительства. Другие 26 депутатов избираются по пропорциональной системе, то есть представляют избирательные блоки и объединения, получившие на выборах установленное законом число голосов

избирателей. Так, по результатам выборов в Государственное собрание четвертого созыва, прошедших 15 октября 2004 года, места в парламенте республики получили 23 депутата, избранные по одномандатным округам и представители 5 избирательных объединений: Марийского регионального отделения политической партии «Единая Россия» - 10 мест; марийского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации - 6 мест; марийского республиканского отделения Аграрной партии России – 4 мести; марийского отделения Российской партии пенсионеров – 4 места и марийского регионального отделения Либерально-демократической партии России – 2 места. Другие политические объединения не набрали необходимого количества голосов избирателей.

Данная система избрания парламента республики использована на выборах 2004 года впервые. Ранее выборы проводились только по мажоритарной системе. Новая система показала свою результативность, поскольку при относительно невысокой явке избирателей на выборы (36,2%), они, тем не менее, позволили сразу же сформировать абсолютное большинство мест в парламенте (более 90%) и приступить к его работе.

Полномочия Государственного Собрания Республики Марий Эл вытекают из конституции, определяющей, что это высший законодательный и представительный орган государственной власти. По мнению ряда авторов, термин «высший» представляется неудачным, так как нет низшего или среднего органа власти, в силу того, что представительные органы на уровне городов, районов, поселков входят в систему органов местного самоуправления, которые не образуют органов государственной власти (см. монографию кандидата юридических наук Т.Н. Михеевой, с. 51) Возникновение такой формулировки стало возможным потому, что большинство участников Конституционного собрания, принимавшего конституцию республики, были представителями от сельских поселений. Статья 64 Конституции наделяет Государственное собрание также контрольными полномочиями в пределах и формах, установленных Конституцией Марий Эл. Закон определяет, что все полномочия, отнесенные к компетенции Государственного собрания, оно осуществляет самостоятельно. При этом Государственное собрание - это коллегиальный орган и поэтому не вправе делегировать свои полномочия председателю, другим органам и должностным лицам парламента. В то же время, в соответствии с законом, Государственное собрание вправе передать на договорной основе часть своих полномочий органам местного самоуправления в

порядке, установленном законом.

Статья 73 Конституции Республики Марий определяет, что к ведению Государственного

Собрания относятся:

а) принятие Конституции Республики Марий Эл и поправок к ней;

б) наделение полномочиями Президента Республики Марий Эл кандидата, представленного Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством;

в) решение вопросов государственного устройства Республики Марий Эл;

г) установление системы исполнительных органов государственной власти и порядка организации местного самоуправления;

д) избрание члена Совета федерации Федерального собрания Российской Федерации - представителя от Государственного собрания Республики Марий Эл; согласование назначения на должность представителя в Совете федерации федерального собрания Российской Федерации от Правительства Республики Марий Эл;

е) назначение половины состава Центральной избирательной комиссии;

ж) назначение на должность судей Конституционного суда Республики Марий Эл, мировых судей;

з) осуществление законодательной инициативы в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации;

и) назначение выборов депутатов Государственного собрания и назначение даты проведения референдума Республики Марий Эл;

к) по представлению президента республики согласование назначения членов правительства;

л) решение вопросов о доверии членам правительства республики, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным собранием;

м) рассмотрение предложенной Президентом Республики Марий Эл программы деятельности органов исполнительной власти на предстоящий период, ежегодных посланий о положении в республике, докладов правительства о важных вопросах внутренней политики;

н) утверждение республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов республики и отчетов об их исполнении, установление республиканских налогов и сборов, утверждение республиканских программ экономического и социального развития, требующих бюджетных ассигнований;

о) установление порядка управления и распоряжения республиканской собственностью. Осуществление наряду с другими уполномоченными на то органами контроля за соблюдением и

исполнением законов Республики Марий Эл республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов государственных внебюджетных фондов республики, целевых комплексных программ, распоряжением республиканской собственностью;

п) решение в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросов, связанных с кадрами судебных органов, и определение порядка согласования назначения на должность

начальника Управления судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Республике Марий Эл;

р) рассмотрение вопросов, связанных с назначением прокурора Республики Марий Эл;

с) определение порядка решения вопросов административно-территориального деления республики;

т) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Марий Эл, утверждение

соглашения об изменении границ республики, одобрение проекта договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Марий Эл;

у) учреждение государственных наград Республики Марий Эл, установление почетных званий Республики Марий Эл;

ф) толкование законов Республики Марий Эл;

х) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией и законами Республики Марий Эл.

Государственное собрание образует Государственную счетную палату Республики Марий Эл, состав и порядок деятельности которой определяются законом.

Государственное собрание осуществляет контрольные полномочия в пределах и формах,

установленных Конституцией Республики Марий Эл и законом.

Государственное собрание самостоятельно, а также через Государственную счетную палату Республики Марий Эл и иные создаваемые им органы осуществляет контроль за:

– соблюдением и исполнением законов и постановлений, принятых Государственным собранием;

– исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов республики, за целевым использованием финансовых средств, поступающих из федерального бюджета;

– выполнением программ экономического и социального развития республики;

– соблюдением установленного порядка управления и распоряжения собственностью Республики Марий Эл;

– за выполнением депутатами, председателем Государственного собрания, его заместителями, председателями постоянных комиссий должностных обязанностей.

Контрольная деятельность Государственного собрания осуществляется в формах:

– заслушивания отчетов образуемых им органов;

– направления парламентских и депутатских запросов;

– истребования информации;

– рассмотрения вопросов о доверии членам правительства республики, назначение которых осуществлялось по согласованию с Государственным собранием. Государственное собрание вправе на своих заседаниях заслушивать информацию об исполнении законов Республики Марий Эл, принятых по предметам ведения республики, федеральными органами исполнительной власти, расположенными на территории Республики Марий Эл.

Государственное собрание вправе по предложению не менее одной трети от установленного числа депутатов Государственного собрания рассмотреть на своем заседании вопрос о выражении недоверия члену правительства республики в случае:

– неоднократных, установленных компетентным органом или судом, нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл;

– неисполнения законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл;

– действия либо бездействия, приведшего к существенным отрицательным последствиям в экономической, социальной, экологической, культурной и других областях развития республики;

– неоднократного невыполнения парламентских и депутатских запросов, несоблюдения сроков и порядка представления информации либо создания препятствий в осуществлении депутатской деятельности.

По результатам обсуждения вопроса о выражении недоверия Государственное собрание большинством голосов от установленного числа депутатов Государственного собрания может принять постановление о выражении недоверия члену правительства.

Президент Республики Марий Эл в двухнедельный срок рассматривает постановление Государственного собрания о выражении недоверия члену Правительства и либо освобождает его от должности, либо направляет Государственному Собранию мотивированное несогласие с постановлением.

Государственное собрание в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл по предложению, подписанному не менее одной третьей частью депутатов, может поставить вопрос об

отставке члена правительства. Если президент не принимает решения об отставке члена правительства, он обязан обосновать свое решение. Признание большинством в две трети избранных депутатов Государственного собрания обоснования президента неудовлетворительным влечет отставку члена правительства.

Государственное собрание осуществляет свою деятельность в форме:

а) сессий (заседаний) Государственного собрания;

б) заседаний постоянных комитетов;

в) парламентских слушаний;

г) парламентских и депутатских запросов;

д) обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим федеральным и республиканским законодательством.

Сессии (заседания) - основная форма работы Государственного собрания. На них решаются вопросы, отнесенные законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл к ведению Государственного собрания. Сессия может носить организационный, очередной, внеочередной характер.

Очередные сессии Государственного собрания проводятся не реже четырех раз в год. Внеочередные сессии Государственного собрания созываются председателем Государственного Собрания по предложению президента республики или по предложению, подписанному не менее чем одной третью депутатов Государственного собрания, в течение десяти дней с момента поступления соответствующего предложения. Заседание Государственного собрания правомочно, если в нем участвует не менее двух третей от установленного числа депутатов Государственного собрания. Порядок созыва и проведения заседания Государственного собрания определяется регламентом Государственного собрания.

Сессии (заседания) Государственного собрания проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. По предложению Президента Республики Марий Эл, председателя Государственного собрания, а также по требованию не менее одной трети депутатов Государственное собрание может принять мотивированное решение о проведении закрытого заседания в случаях, установленных регламентом.

Президент Республики Марий Эл, представитель Президента Республики Марий Эл в Государственном собрании, члены Правительства Республики Марий Эл, главный федеральный

инспектор по Республике Марий Эл, председатель Верховного суда Республики Марий Эл, председатель Арбитражного суда Республики Марий Эл, председатель Конституционного суда Республики Марий Эл, прокурор Республики Марий Эл, председатель Государственной счетной

палаты Республики Марий Эл, председатель Центральной избирательной комиссии Республики Марий Эл вправе присутствовать на всех заседаниях Государственного собрания.

На заседании Государственного собрания могут присутствовать представители органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, предприятий и организаций, средств массовой информации в порядке, установленном регламентом Государственного собрания.

Для обеспечения работы сессии Государственного собрания из числа депутатов избираются секретариат сессии, группа по контролю за соблюдением регламента, группа по депутатской этике, группа по контролю за электронной системой голосования, деятельность которых осуществляется в соответствии с регламентом Государственного собрания.

Для подготовки сессий, обеспечения подготовки решений Государственное собрание из числа депутатов избирает председателя, его заместителей, формирует Президиум Государственного

собрания. Председатель Государственного собрания – выборный руководитель Высшего законодательного и представительного органа государственной власти республики. Он избирается Государственным собранием на срок полномочий Государственного Собрания тайным голосованием. Он подотчетен Государственному собранию и может быть отозван путем тайного голосования. Он может добровольно сложить свои полномочия.

Председатель Государственного Собрания:

а) организует работу Государственного собрания;

б) представляет Государственное собрание во взаимоотношениях с населением, Президентом Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Марий Эл и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями;

в) ведет переговоры и подписывает соглашения между Государственным собранием и законодательными органами (парламентами) субъектов Российской Федерации;

г) созывает заседания Государственного собрания, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;

д) осуществляет руководство подготовкой заседания Государственного собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение Государственного собрания;

е) ведет заседания Государственного собрания, ведает внутренним распорядком в соответствии с регламентом Государственного собрания;

ж) подписывает постановления Государственного собрания, протоколы заседания совместно с руководителем секретариата сессии, документы Государственного собрания ненормативного

характера;

з) осуществляет общее руководство работой аппарата Государственного собрания, выполняет функции работодателя для работников аппарата;

и) оказывает содействие депутатам Государственного собрания в осуществлении ими своих полномочий;

к) дает поручения постоянным комиссиям Государственного собрания;

л) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Государственного собрания;

м) обеспечивает в соответствии с постановлениями Государственного собрания обсуждение гражданами проектов важнейших законов республики, организует в Государственном собрании прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;

н) открывает и закрывает лицевой счет Государственного собрания в управлении федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Марий Эл;

о) является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на содержание Государственного собрания;

п) от имени Государственного собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суд, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

р) решает иные вопросы, которые могут быть поручены ему Государственным собранием или возложены на него в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики

Марий Эл.

Председатель Государственного собрания имеет трех заместителей, из них первого заместителя и заместителя, работающих в Государственном собрании на постоянной профессиональной основе, а так же заместителя, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной и служебной деятельности.

Первый заместитель координирует вопросы взаимодействия Государственного собрания с Федеральным собранием Российской Федерации и законодательными органами субъектов РФ, осуществляет непосредственное руководство деятельностью аппарата Государственного собрания, замещает председателя Государственного Собрания в его отсутствие. Заместитель председателя, работающий на профессиональной основе, координирует деятельность постоянных комиссий, а так же может возглавить одну из постоянных комиссий.

Для предварительной подготовки организационных решений формируется президиум Государственного собрания. В его состав входят председатель Государственного собрания, его заместители, председатели комитетов. Кроме того, в заседаниях президиума вправе участвовать президент республики, его представитель в Государственном собрании, Главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл, члены правительства республики, представители субъектов права законодательной инициативы, при рассмотрении внесенных ими законопроектов.

Президиум Государственного собрания:

а) разрабатывает проект общей программы работы Государственного собрания на предстоящий год,

б) принимает программу подготовки очередных сессий Государственного собрания;

в) рассматривает проекты повестки дня сессии Государственного собрания и предложения по составу приглашенных;

г) принимает необходимые меры по организации согласованной и совместной работы постоянных комиссий;

д) принимает решение о проведении парламентских слушаний;

е) утверждает распределение обязанностей между заместителями председателя Государственного собрания;

ж) разрешает иные вопросы организации работы Государственного собрания в соответствии с Регламентом Государственного собрания.

Заседания президиума Государственного собрания созываются по мере необходимости и правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа членов президиума. Заседания президиума Государственного собрания созывает и ведет председатель Государственного Собрания, а в его отсутствие - первый заместитель или один из заместителей председателя Государственного собрания.

Акты, принимаемые президиумом Государственного собрания, оформляются в форме решений президиума Государственного собрания и подписываются председателем Государственного собрания.

Решения президиума Государственного собрания принимаются на его заседаниях большинством голосов от общего числа членов президиума.

Для ведения законодательной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, а также для осуществления контрольных полномочий из числа депутатов на срок своих полномочий образуются комитеты. Их перечень и численный состав определяются Государственным Собранием. Постановлением Государственного Собрания от 4 ноября 2004 года в составе парламента образованы следующие 6 комитетов: по законодательству; по бюджету, налогам и финансам; по социальному развитию; по здравоохранению, культуре, спорту; по развитию агропромышленного комплекса; по развитию производственного комплекса. Количественный состав всех

комитетов – по 8 депутатов.

Из числа депутатов на период работы Государственного собрания формируются депутатские объединения. Они могут быть в виде фракций и депутатских групп. Они подлежат обязательной регистрации. Фракции депутатов Государственного собрания – объединения депутатов, сформированные на основе избирательных объединений, прошедших в Государственное собрание. Они могут действовать и быть зарегистрированными не зависимо от числа участников. Депутатские группы могут формироваться из числа депутатов, не вошедших во фракции. Но для их регистрации требуется не менее 9 участников.