Муниципальные образования в Республике Марий Эл: регистрация, правовой статус, формы деятельности

Важной составной частью конституционного строя Республики Марий Эл является функционирование на ее территории местного самоуправления Республики Марий Эл, то есть признаваемой и гарантируемой Конституцией Марий Эл самостоятельной системы организации деятельности населения по решению под свою ответственность, непосредственно или через органы местного самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных местных традиций.

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, федеральными законами, Законом «Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл» и другими законами.

Законы республики, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл, федеральным законам, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Марий Эл, осуществляют свое право на местное самоуправление в соответствии с федеральными гарантиями

избирательных прав путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы, как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Марий Эл, имеют равные права на осуществление местного самоуправления, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Они вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Марий Эл, имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальное образование имеет устав, отражающий:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов

местного значения;

4) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного

самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическую и финансовую основу осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей с учетом исторических и иных местных традиций;

15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Республики Марий Эл.

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав вступает в силу с момента его официального опубликования (обнародования), которое производится после его государственной регистрации.

Государственная регистрация устава муниципального образования производится Территориальным управлением федеральной регистрационной службы по Республике Марий Эл.

Для государственной регистрации устава муниципального образования представляются следующие документы:

1) письмо, подписанное главой местного самоуправления, о направлении устава муниципального образования на государственную регистрацию;

2) решение представительного органа местного самоуправления либо местного референдума о принятии устава муниципального образования;

3) текст устава муниципального образования в двух экземплярах с необходимыми приложениями.

Документы на государственную регистрацию подаются в течение одного месяца со дня принятия устава муниципального образования.

Территориальный орган регистрационной службы по Республике Марий Эл в месячный срок со дня подачи документов принимает решение о регистрации устава муниципального образования и выдаче заявителям свидетельства о его государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования и выдаче заявителям письменного

мотивированного отказа.

Основанием для отказа в регистрации устава муниципального образование может быть только несоответствие его Конституции Российской Федерации.

Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования может быть обжалован представительным органом местного самоуправления либо главой местного самоуправления, а также гражданами в судебном порядке.

После устранения оснований, вызвавших отказ, повторное представление устава муниципального образования на государственную регистрацию и государственная регистрация производятся в порядке и сроки, предусмотренные законом. Изменения и дополнения, вносимые в устав муниципального образования, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самого устава муниципального образования.

Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (герб, эмблемы, другие символы), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Предметы ведения по вопросам местного самоуправления разделены между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов и собственно муниципальными

образованиями.

По вопросам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов, органы государственной власти Республики Марий Эл осуществляют собственное правовое регулирование. К числу этих вопросов относятся:

1) принятие и изменение законов Республики Марий Эл о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;

2) обеспечение соответствия законов Республики Марий Эл о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федеральным законам;

3) регулирование порядка передачи и передача объектов республиканской собственности в муниципальную собственность;

4) регулирование отношений между республиканским и местным бюджетами;

5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной обеспеченности;

6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями Республики Марий Эл, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

7) принятие республиканских программ развития местного самоуправления;

8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

10) обеспечение минимальных государственных социальных стандартов;

11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или

упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Республики Марий Эл;

13) регулирование особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;

14) законодательство о муниципальной службе;

15) принятие и изменение законов Республики Марий Эл об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований;

17) иные полномочия в соответствии с законодательством.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам ведения Российской Федерации осуществляется федеральными законами с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация таких полномочий подконтрольна федеральным органам государственной власти.

Условия и порядок контроля за осуществлением полномочий по предметам ведения Российской Федерации, переданных органам местного самоуправления, определяются федеральными

законами.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам ведения Республики Марий Эл осуществляется только законами Республики Марий Эл с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, реализация таких полномочий подконтрольна органам государственной власти Республики Марий Эл.

Акты органов местного самоуправления, принятые в рамках переданных им государственных полномочий по предметам ведения Республики Марий Эл не могут противоречить актам органов государственной власти Республики Марий Эл. В случае такого противоречия действуют акты

органов государственной власти Республики Марий Эл, а акты органов местного самоуправления подлежат отмене либо самими органами местного самоуправления, либо в судебном порядке.

Муниципальные образования вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения другим муниципальным образованиям на основе договора. Решения о заключении таких договоров принимаются соответствующими органами местного самоуправления. Заключение

договоров о передаче полномочий производится на условиях и в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно строиться на ряде принципов, установленных законом.

Прежде всего, разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

В случае если на территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законами Республики Марий Эл, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.

В соответствии с Законом «Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл» органы местного самоуправления районов, городов, поселков, сельсоветов наделены значительными (около 20) государственными полномочиями. Это обеспечение исполнения законодательства Республики Марий Эл, регулирование отношений между бюджетами республики и муниципальных образований, участие в формировании и исполнении республиканских программ развития муниципальных образований, участие в обеспечении ценовой политики, статистического и финансового учета, участие в природопользовании, охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, охране памятников истории и культуры, участие в охране законности, правопорядка, общественной безопасности, организации здравоохранения, образования,

социального обеспечения, занятости, развития культуры, физкультуры и спорта, участие в осуществлении мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, обеспечение воинского учета, участие в административном производстве, обеспечение записи актов гражданского состояния и архитектурно-строительного контроля.

Вышеуказанным законом к самостоятельным предметам ведения органов местного самоуправления отнесены:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение городской, поселковой, сельской собственностью;

3) формирование, утверждение и исполнение городского, поселкового, сельского бюджета, установление городских, поселковых, сельских налогов и сборов, решение других финансовых вопросов городского, поселкового, сельского значения;

4) комплексное социально-экономическое развитие города, поселка, сельсовета;

5) содержание и использование городского, поселкового, сельского жилого и нежилого фондов;

6) организация, содержание и развитие городских, поселковых сельских муниципальных

учреждений дошкольного, дополнительного, основного школьного и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие городских, поселковых, сельских муниципальных

учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание городских, поселковых, сельских муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройка территорий поселений;

10) создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства;

11) контроль за использованием земель на территориях поселений и установление условий их использования;

12) регулирование использования водных объектов для решения вопросов городского, поселкового, сельского значения и регулирование использования месторождений общераспространенных полезных ископаемых городского, поселкового, сельского значения, а также недр для строительства подземных сооружений городского, поселкового, сельского значения;

13) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, теплоснабжения и

канализации городского, поселкового, сельского значения;

14) создание условий для снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) городское, поселковое, сельское, дорожное строительство и содержание дорог городского, поселкового, сельского значения;

16) благоустройство и озеленение территории города, поселка, сельсовета;

17) создание условий для утилизации и переработки бытовых отходов;

18) создание условий для организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) создание условий для транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

20) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

21) создание условий для деятельности учреждений культуры городского, поселкового, сельского значения;

22) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в городской, поселковой, сельской собственности;

23) организация и содержание городской, поселковой, сельской информационной службы;

24) создание условий для деятельности городских, поселковых, сельских средства массовой информации;

25) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

26) создание условий для развития физической культуры и спорта;

27) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

28) участие в охране окружающей среды на территории города, поселка, сельсовета;

29) создание условий для обеспечения пожарной безопасности.

В ведении городов, поселков, сельсоветов могут находиться также иные переданные им государственные полномочия и переданные полномочия по решению вопросов местного значения.

В осуществлении названных полномочий, прежде всего, участвуют органы и должностные лица местного самоуправления различных видов.

К органам и должностным лицам местного самоуправления относятся:

– представительный орган муниципального образования;

– глава муниципального образования;

– местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

– контрольный и иные органы муниципального образования и должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за

исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность

органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименованиями органов муниципального образования могут быть:

1) представительный орган:

– собрание муниципального района;

– собрание городского округа;

– собрание городского (сельского) поселения;

2) глава муниципального образования:

– глава муниципального района;

– глава городского округа;

– глава городского (сельского) поселения;

3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования:

– администрация муниципального района;

– администрация городского округа;

– администрация городского (сельского) поселения.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительным органом самоуправления района (города) является районное (городское) собрание.

Районное (городское) собрание состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл на срок не менее двух и не более пяти лет, определяемый уставом муниципального образования.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов городского округа не может быть менее:

15 человек - при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек - при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек - при численности населения от 100000 до 500000 человек.

В исключительном ведении районного (городского) собрания находятся:

1) принятие общеобязательных норм и правил по предметам ведения района (города), предусмотренных уставом района (города);

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития района (города), утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью администрации района (города) и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Полномочия районного (городского) собрания определяются уставом муниципального образования.

Районное (городское) собрание принимает решения в коллегиальном порядке.

Порядок деятельности районного (городского) собрания определяется его регламентом, который утверждается в соответствии с уставом муниципального образования.

Полномочия районного (городского) собрания могут быть прекращены досрочно: по решению районного (городского) собрания о досрочном прекращении полномочий, принятому двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Районное (городское) собрание в соответствии с уставом муниципального образования может принимать на муниципальную службу по контракту (трудовому договору) лиц для обеспечения своей деятельности.

Представительным органом самоуправления поселка, города районного значения является поселковое, городское собрание, а в сельсоветах - сельское собрание в случаях, предусмотренных законом.

Сельское, поселковое, городское (города районного значения) собрание состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл на срок не более четырех лет.

Численный состав депутатов представительного органа определяется уставом сельсовета,

поселка, города районного значения.

В исключительном ведении представительного органа местного самоуправления сельсовета, поселка, города районного значения находятся:

1) принятие общеобязательных норм и правил по предметам ведения сельсовета, поселка,

города районного значения, предусмотренным уставом;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие программ социального развития на территории сельсовета, поселка, города районного значения;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью администрации сельсовета, поселка, города районного значения и руководителей предприятий, организаций местного самоуправления.

Полномочия представительного органа определяются уставом муниципального образования. Представительный орган принимает решения в коллегиальном порядке. Порядок деятельности представительного органа определяется его регламентом, который утверждается в соответствии с уставом.

Полномочия представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, могут быть прекращены досрочно по решению представительного органа о досрочном прекращении полномочий, принятому двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Представительный орган в соответствии с уставом может принять на муниципальную службу по трудовому договору (контракту) лиц для обеспечения своей деятельности.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, установленных частью 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия главы местного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случаях:

– утраты гражданства Российской Федерации;

– вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы местного самоуправления;

– признания гражданина, являющегося главой местного самоуправления, решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным и ограниченно дееспособным;

– письменного заявления главы местного самоуправления о сложении своих полномочий;

– нарушения действующего законодательства и устава муниципального устава;

– отзыва;

– принятия Государственным собранием Республики Марий Эл решения о прекращении полномочий на основании заключения Верховного суда Республики Марий Эл или Конституционного суда Республики Марий Эл о признании деятельности главы местного самоуправления не соответствующей Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Марий Эл, федеральным законам, законам Республики Марий Эл, уставу муниципального образования.

Полномочия главы местного самоуправления могут быть прекращены досрочно также в случаях избрания или назначения на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением соответствующих полномочий.

При досрочном прекращении полномочий главы местного самоуправления соответствующий представительный орган местного самоуправления не позднее чем через две недели решает вопросы проведения выборов нового главы местного самоуправления.

Местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо,

назначаемое на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта утверждаются представительным органом муниципального образования в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации и

общее число членов конкурсной комиссии устанавливаются представительным органом муниципального образования.

При формировании конкурсной комиссии в муниципальном образовании две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального образования, а одна треть - Государственным собранием Республики Марий Эл по представлению Президента Республики Марий Эл.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Администрация муниципального образования обладает правами юридического лица.

Местное самоуправление в населенном пункте (селе, деревне) осуществляет староста, полномочия которого определяются законом Республики Марий Эл и уставом муниципального образования.

В уставе муниципального образования помимо представительного органа и выборного должностного лица местного самоуправления, согласно закону, могут быть предусмотрены и иные

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами Республики Марий Эл.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не

допускаются.

Статус депутата представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Депутату представительного органа местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий.

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Депутат представительного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Депутат представительного органа местного самоуправления избирается на срок не менее двух и не более пяти лет в соответствии с уставом муниципального образования. Полномочия

депутата районного (городского) собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются с

момента начала работы нового состава либо в случаях их досрочного прекращения.

Гарантии прав депутата представительного органа местного самоуправления при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно-процессуальных и административно - процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, занимаемого им жилого и служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.

Статус главы местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. Глава местного самоуправления осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Главе местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защиты прав, чести и достоинства.

Срок полномочий главы местного самоуправления, установлены уставом муниципального образования, не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.

Полномочия главы местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица.

Гарантии прав главы местного самоуправления при привлечении к уголовной, административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении иных уголовно-про-цессуальных и административно-процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий в отношении главы местного самоуправления, занимаемого им жилого и служебного

помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, а также принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с уставом муниципального образования главе местного самоуправления за счет средств местного бюджета выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного

денежного содержания и сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не более шести месяцев, в следующих случаях:

1) окончания срока его полномочий;

2) упразднения муниципального образования;

3) ликвидации его должности в связи с преобразованием муниципального образования или изменением структуры органов местного самоуправления;

4) добровольного сложения им полномочий или депутатских полномочий в представительном органе местного самоуправления, ранее избравшем его на должность главы местного самоуправления, если он проработал в этой должности не менее одного года.

Указанные выплаты главе местного самоуправления не производятся после досрочного прекращения его полномочий в случаях:

1) отзыва в связи с ненадлежащим осуществлением им своих полномочий;

2) отрешения от должности по основаниям и в порядке, предусмотренном законом;

3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении главы.

Закон закрепляет различные формы прямого волеизъявления и другие формы осуществления местного самоуправления. Это местные референдумы, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, местная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления.

По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, представительный орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений

местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Марий Эл.

Муниципальные выборы, то есть выборы депутатов районного, городского, сельского, поселкового собрания, главы местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании обеспечением установленных законом избирательных прав граждан.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Республики Марий Эл.

Органы государственной власти Республики Марий Эл гарантируют проведение муниципальных выборов.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.

Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Марий Эл.

Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании представительного органа местного самоуправления с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию

(обнародованию).

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного

самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Федеральным законом, законом Республики Марий Эл может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Законом предусматривается также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (советы микрорайонов, домовые, уличные, сельские комитеты и иные формы самоуправления) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные

органы могут являться юридическими лицами.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления

определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законом Республики Марий Эл и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Наряду с перечисленными выше формами участия населения в осуществлении местного

самоуправления, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики

Марий Эл, федеральным законам и законам Республики Марий Эл.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.