Административно-территориальное устройство Республики Марий Эл

Законодательное регулирование вопросов административно-территориального устройства Республики Марий Эл осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, Законом «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Марий Эл» от 13 мая 1997 года и другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Основными принципами решения вопросов административно-территориального устройства в Республике Марий Эл являются:

– обязательный учет мнения и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;

– обеспечение целостности территории;

– обеспечение экономических и организационных условий для функционирования (деятельности) органов местного самоуправления;

– учет исторических, социально-этнических и иных местных традиций.

В соответствии с названными правовыми актами административно-территориальное устройство Республики Марий Эл - территориальная организация республики, представляющая

собой систему входящих в ее состав административно-территориальных единиц (образований), в соответствии с которым строится и функционирует система органа государственной власти и

органов местного самоуправления.

Республика Марий Эл состоит из 14 районов, 3 городов республиканского значения, городов районного значения, поселков и сельсоветов.

Республика Марий Эл состоит из районов: Волжского, Горномарийского, Звениговского,

Килемарского, Куженерского, Мари-Турекского, Медведевского, Моркинского, Новоторъяльского, Оршанского, Параньгинского, Сернурского, Советского, Юринского; городов республиканского значения: Йошкар-Олы, Волжска и Козьмодемьянска.

Районы территориально подразделяются на города районного подчинения, сельсоветы и

поселки городского типа с подчиненными им территориями, составляющие в системе административного устройства республики первичный уровень.

Данное устройство (деление) не является неизменным и постоянным. Закон предусматривает возможность внесения изменений. При этом в качестве принципиального положения установлена обязательность выявления мнения населения по вопросам предполагаемых преобразований административно-территориального устройства.

Выявление мнения населения соответствующих территорий осуществляется на собраниях (сходах) граждан. Порядок проведения собрания (схода) граждан устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Марий Эл.

Выражение мнения населения также может осуществляться через представительный орган местного самоуправления, если такие полномочия закреплены в уставе муниципального образования или путем сбора подписей граждан в поддержку предполагаемого преобразования.

Предложения населения по вопросам административно-территориального устройства, выраженные в решениях собраний (сходов) граждан по месту жительства, петициях и обращениях, подлежат обязательному рассмотрению органом, к которому они обращены.

В соответствии с Конституцией Республики Марий Эл и ее законами полномочия в сфере

административно-территориального деления разделены между республиканскими органами власти и органами местного самоуправления. В частности, на Государственное собрание Марий Эл возложено: принятие нормативных правовых актов об образовании, объединении, преобразовании или упразднении районов, городов, сельсоветов, поселков, установлении, изменении их границ, установлении или перенесении административных центров районов, сельсоветов; придание населенным пунктам республики статуса поселений, упразднение их статуса; наименование или переименование административно-территориальных единиц; установление и изменение городской (поселковой) черты, иные полномочия.

Правительство Республики наделено следующими полномочиями: разработка и внесение в Государственное собрание проектов законов по вопросам административно-территориального устройства; разработка и представление на утверждение Государственного собрания описания границ республики; присвоение имен государственных и общественных деятелей железнодорожным станциям, поселениям и другим объектам в соответствии с действующим законодательством; другие полномочия в соответствии с законом.

К полномочиям органов местного самоуправления в вопросах административно-террито-риального устройства республики относятся:

– образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований, установление или изменение их территорий;

– установление и изменение черты сельских поселений;

– наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей поселений.

Инициативой в решении вопросов административно-территориального устройства республики обладают Президент Республики Марий Эл, Государственное собрание и Правительство Республики Марий Эл, представительные органы местного самоуправления и население республики.

Решения Государственного собрания Республики Марий Эл по вопросам административно-территориального устройства принимаются в форме Закона Республики Марий Эл.

Государственное собрание Республики Марий Эл вправе не принимать к повторному рассмотрению отклоненные им предложения о преобразованиях в административно-территориальном устройстве в течение двух лет с момента первого рассмотрения.

При образовании районов учитываются перспективы социально-экономического развития территорий, общий экономический и финансовый потенциал, достаточный для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры районного (межпоселенческого) значения, сочетание промышленного, сельскохозяйственного и иного производства, наличие и

состояние путей сообщения и средств связи между поселениями, тяготение сельсоветов и поселений к определенному центру, географическое положение и размеры территории, численность

населения и его этнический состав, а также исторические и иные местные особенности.

При образовании сельсоветов учитывается наличие относительно крупного сельского поселения или группы соседствующих небольших поселений, тяготеющих к одному из них как административному, хозяйственному, торговому и культурно-бытовому центру, транспортная доступность такого поселения, возможность организации в границах данной территории минимально

необходимых коммунально-бытовых и социально-культурных услуг местному населению.

При образовании поселений учитывается мнение населения, проживающего на территории образуемого поселения, выявляемое в порядке, предусмотренном законодательством Республики Марий Эл.

Ограничение прав муниципальных образований в части установления и изменения границ, в том числе при образовании, преобразовании, объединении, присоединении населенных пунктов, при наименовании и переименовании административно-территориальных единиц и населенных пунктов, присвоении имен государственных и общественных деятелей, деятелей науки и искусства, установленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией, законами Республики Марий Эл, другими нормативными актами, запрещается.

Отказ представительных органов, должностных лиц местного самоуправления в принятии решения по образованию, объединению, преобразованию или упразднению районов, городов,

городов районного значения, поселков, сельсоветов, установлению или изменению границ территорий населенных пунктов, наименованию и переименованию административно-территориальных единиц и населенных пунктов может быть обжалован гражданами, трудовыми коллективами, республиканскими общественными организациями, органами власти в согласительной комиссии по преодолению возникших разногласий и (или) Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл в установленном законом порядке.

Порядок деятельности комиссии определяется соглашением сторон.

Рассмотрение Государственным собранием Республики Марий Эл предложений о наименовании и переименовании административно-территориальных образований, населенных пунктов и принятие постановлений об их направлении на экспертизу в специально уполномоченный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов и в Правительство Российской Федерации для присвоения наименований и переименования административно-территориальных образований, населенных пунктов производится в порядке, установленном

Федеральным законом «О наименованиях географических объектов».

При наименовании и переименовании не допускается присвоение уже имеющихся в Республике Марий Эл наименований.

При представлении ходатайств о переименовании поселений, в которых находятся почтово-телеграфные учреждения или железнодорожные станции, органы, вносящие ходатайства, предварительно согласовывают переименование этих поселений с соответствующими органами связи и управлениями железных дорог.

Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей поселений производится органами местного самоуправления.

Присвоение имен государственных и общественных деятелей административно-террито-риальным образованиям и поселениям, не являющимся административно-территориальными

образованиями, может производиться только посмертно и лишь в исключительных случаях в

целях увековечения памяти особо выдающихся государственных, общественных деятелей, защитников Родины, деятелей науки и искусства.

Учет и регистрация административно-территориальных единиц и поселений, не являющихся административно-территориальными образованиями, а также регистрация вновь таковых возникших, исключение их из учета данных производится Государственным собранием Республики

Марий Эл.

Учету и регистрации подлежат все административно-территориальные образования, а также поселения, имеющие закрепленную за ними территорию и проживающее в них население.

Небольшие поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения, а также одиночные дома не составляют самостоятельные поселения и числятся за теми административно-территориальными единицами или поселениями, в границах которых они находятся.

Регистрация вновь возникших административно-территориальных единиц (за исключением районов) и поселений производится по представлению главы соответствующего муниципального образования не позднее двух месяцев после их возникновения.

Представление о регистрации должно содержать сведения о причинах возникновения поселения, об отводе места для поселения и утверждении плана его застройки, о месторасположении

поселения (расстояние до центра сельсовета, района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения), количестве проживающего в поселении народа и его составе по преобладающему роду занятий и национальности, о предлагаемом наименовании поселения и обоснование его наименования.

Регистрация районов производится по представлению Президента Республики Марий Эл или Правительства Республики Марий Эл.