АКЦИЗЫ НА УГЛЕВОДОРОДЫ

 

Акцизы на нефтепродукты отнесены к числу федеральных налогов и установлены главой 22 «Акцизы» НК РФ. По своей природе акцизы являются косвенными налогами, т.е. налогами на товары и услуги, устанавливаемыми в виде надбавки к цене или тарифу, поскольку налого-плательщик имеет возможность перенести бремя их уплаты на непосредственных пользователей подакцизных товаров и подакцизного сырья.

Рассмотрение акцизов на нефтепродукты предполагает анализ их юридического состава, который включает в себя налогоплательщика, объект акцизов, их базу, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления, сроки и порядок уплаты.

Налогоплательщиками акцизов на минеральное сырье и нефтепродукты могут быть:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможен-ную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с таможенным законо-дательством.

Указанные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, являющиеся объектом акцизов.

В соответствии со ст. 179.2 Налогового Кодекса РФ лица, совершающие операции с нефтепродуктами подлежат регистрации в налоговых органах в качестве налогоплательщиков акцизов. Свидетельства о регистрации лица, совершающего такие операции, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

- производство нефтепродуктов - свидетельство на производство;

- оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию;

- оптово-розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово-розничную реали-зацию;

- розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию.

В свидетельстве о регистрации налогоплательщика акцизов указываются:

- наименование налогового органа, выдавшего свидетельство;

- полное и сокращенное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), местонахождение организации (место жительства индивидуального предпри-нимателя) и адрес (место фактической деятельности) осуществления организацией (индивидуаль-ным предпринимателем) видов деятельности, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- вид деятельности и марки (номенклатура) нефтепродуктов;

- реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного веде-ния и (или) оперативного управления) на производственные мощности, и местонахождение указанных мощностей;

- реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по хранению нефтепродуктов, и местонахождение указанных мощностей;

- местонахождение и количество стационарных топливораздаточных колонок, реквизиты документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на стационарные топливораздаточные колонки;

- реквизиты договора на оказание услуг по переработке нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки с организацией, осуществляющей эту переработку (при наличии указанного договора);

- срок действия свидетельства (до одного года);

- условия осуществления указанных видов деятельности;

- регистрационный номер свидетельства и дата его выдачи.

Условиями выдачи рассматриваемых свидетельств являются:

- свидетельство на производство выдается при наличии в собственности (на праве хозяйст-венного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпри-нимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов;

- свидетельство на оптовую реализацию выдается при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов, и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащей данному налогоплательщику сырой нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50%);

- свидетельство на оптово-розничную реализацию выдается при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуаль-ного предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем

50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок и (или) при наличии договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (для акционерных обществ, имеющих в уставном капитале долю государства не менее 50%);

- свидетельство на розничную реализацию выдается при наличии в собственности органи-зации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей) и (или) мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел.

Действие рассматриваемых свидетельств может быть приостановлено налоговыми органами в следующих случаях:

- невыполнения организацией или индивидуальным предпринимателем положений действую-щего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов;

- непредставления организацией или индивидуальным предпринимателем - покупателем (получателем) подакцизных нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы в соответствии со

ст. 201 НК РФ. В указанном случае приостанавливается действие свидетельства организации или индивидуального предпринимателя - покупателя (получателя) подакцизных нефтепродуктов;

- использования технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов, не оснащенного контрольными приборами учета их объемов, а также оснащенного вышедшим из строя контрольным и учетно-измерительным оборудованием, нарушения работы и условий эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования, установленного на указанном технологическом оборудовании.

При приостановлении действия свидетельства налоговый орган обязан установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется.

Налоговые органы также вправе аннулировать свидетельство. Основанием для аннулирования свидетельств служат:

- представление организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления;

- передача организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства иному лицу;

- завершение реорганизации организации, если в результате реорганизации данная органи-зация утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;

- завершение реорганизации организации в форме выделения или разделения;

- изменение наименования организации (изменения фамилии, имени, отчества индивидуаль-ного предпринимателя);

- изменение места нахождения организации (места жительства индивидуального предпри-нимателя);

- прекращение права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве.

Организации или индивидуальные предприниматели - участники договора простого товарищества несут солидарную ответственность по исполнению обязанности по уплате акцизов на минеральное сырье и нефтепродукты. При этом непосредственное исполнение обязанности по уплате акциза осуществляется той стороной договора простого товарищества, на которую возложено ведение общих дел товарищей. Указанное лицо обязано не позднее дня осуществления первой операции, признаваемой объектом налогообложения, известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика в рамках договора простого товарищества. При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате акциза лицом, исполняющим обязанности по уплате акциза в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности), обязанность по уплате акциза остальными участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) считается исполненной.

Объект налогообложения по акцизам на минеральное сырье и нефтепродукты, налоговая база и налоговый период.

Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Нефтепродукты признаются подакцизными товарами согласно ст. 181 НК РФ. В соответствии с п. 1 указанной статьи обязанность уплатить акцизы возникает при совершении операций со следующими видами нефтепродуктов:

- автомобильный бензин - наиболее легкие фракции нефти (после петроэфира), выкипающие примерно в пределах от 40 до 215°C.

- дизельное топливо – фракции нефти, выкипающие при 190 до 350°C;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

- прямогонный бензин (Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного. Бензиновой фракцией является смесь углеводородов, кипящих в интервале температур от 30 до 215°С при атмосферном давлении 760 мм рт.ст.).

Согласно п. 2 ст. 181 НК РФ подакцизным минеральным сырьем признается природный газ. Для целей налогообложения отбензиненный сухой газ и нефтяной (попутный) газ после их обработки или переработки рассматриваются как природный газ.

Объектом акцизов на минеральное сырье и нефтепродукты признаются следующие операции:

- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров;

- оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов, получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;

- получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство;

- передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произве-денных из давальческого сырья и материалов, собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства;

- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

- ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- реализация природного газа за пределы территории Российской Федерации;

- реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья;

- передача природного газа для использования на собственные нужды;

- передача природного газа на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции;

- передача природного газа в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, вклада по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевых взносов в паевые фонды кооперативов.

В соответствии со ст. 183 НК РФ следующие операции с минеральным сырьем и нефтепродуктами не подлежат обложению акцизами:

- реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;

- первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных това-ров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промыш-ленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение;

- закачка природного газа в пласт для поддержания пластового давления;

- закачка природного газа в подземные хранилища;

- направление природного газа на подготовку теплоносителей для нагнетания в нефтяные пласты и других методов повышения нефтегазоотдачи, а также для газлифтной добычи нефти;

- использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- реализация (передача) отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обра-ботки или переработки на территории Российской Федерации;

- реализация на территории Российской Федерации природного газа, предназначенного для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями;

- передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае реализации природного газа по государственным регулируемым ценам.

При вывозе подакцизных нефтепродуктов и подакцизного минерального сырья с таможенной территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:

- при их вывозе в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации акциз не уплачивается или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами. Данный порядок применяется также при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях их (в том числе продуктов их переработки) последующего вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- при вывозе подакцизных нефтепродуктов в таможенном режиме реэкспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации, уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы акциза возвращаются налогоплательщику;

- при вывозе подакцизных нефтепродуктов и подакцизного минерального сырья с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с рассмотренными таможенными режимами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено таможенным законодательством.

Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных нефтепро-дуктов в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок может определяться:

- как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

- как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

- как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реали-зации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость и налога с продаж - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

Налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость. При оплате услуг по транспортировке газа по распределительным газопроводам стоимость этих услуг, исчисленная исходя из суммы тарифных ставок за услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам и за пользование распределительными газопроводами, не включается в налоговую базу.

При реализации природного газа за пределы территории Российской Федерации налоговая база определяется как стоимость реализованного природного газа за вычетом налога на добавленную стоимость при реализации природного газа в государства-участники Содружества Независимых Государств, таможенных платежей и расходов на транспортировку природного газа за пределами территории Российской Федерации. При определении налоговой базы стоимость подакцизного минерального сырья налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действую-щему на дату его реализации.

Не включаются в налоговую базу полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных нефтепродуктов и подакцизного минерального сырья.

Налоговая база при уплате акцизов на нефтепродукты и минеральное сырье увеличивается на суммы, полученные от их реализации в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных нефтепродуктов и (или) подакцизного минерального сырья, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных нефтепродуктов и (или) подакцизного минерального сырья.

В отношении подакцизных нефтепродуктов, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом при взимании акцизов на нефтепродукты и минеральное сырье признается календарный месяц. Налоговый период - период времени по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Ставки акцизов на минеральное сырье и нефтепродукты установлены ст. 193 НК РФ (табл. 2).

Таблица 2

Налоговые ставки по акцизам на минеральное сырье и нефтепродукты

Подакцизный нефтепродукт и подакцизное минеральное сырье

Налоговая ставка акциза

Бензин с октановым числом до 80 включи-тельно, руб. / т

2 190

Бензин с иным октановым числом, руб. / т

3 000

Дизельное топливо, руб. / т

890

Масло для двигателей, руб. / т

2 440

Прямогонный бензин, руб. / т

0

Природный газ, реализуемый на территории Российской Федерации, %      

15

Природный газ, реализуемый на территории стран-участниц содружества независимых госу-дарств (СНГ), %

15

Природный газ, реализуемых за рубежом, за исключением – участниц СНГ, %

30

 

Порядок исчисления акцизов, сроки и порядок их уплаты. Сумма акциза по подакцизным нефтепродуктам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизному минеральному сырью, в отношении которого установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами и подакцизным минеральным сырьем представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза для каждого вида подакцизных нефтепродуктов и подакцизного минерального сырья, облагаемых акцизом по разным ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

Сумма акциза по подакцизным нефтепродуктам и подакцизному минеральному сырью исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по их реализации (передаче), дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В целях налогообложения дата реализации подакцизного минерального сырья определяется как день его оплаты. В целях налогообложения дата реализации (передачи) подакцизных нефтепродуктов определяется как день их отгрузки (передачи).

В целях налогообложения дата передачи подакцизного минерального сырья, в том числе для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче и (или) при обмене с участием минерального подакцизного сырья определяется как день совершения соответствующей операции.

Налогоплательщик, осуществляющий операции, признаваемые в соответствии с законода-тельством о налогах и сборах объектом налогообложения по акцизам на минеральное сырье, обязан предъявить к оплате покупателю подакцизного минерального сырья (собственнику давальческого сырья (материалов)) соответствующую сумму акциза. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизного минерального сырья за пределы территории Российской Федерации.

При реализации подакцизного минерального сырья, операции по реализации которого освобождены от налогообложения, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры выписываются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза".

При совершении операций с подакцизными нефтепродуктами применяется следующий порядок:

- при реализации нефтепродуктов лицам, имеющим свидетельство о регистрации в качестве налогоплательщика акцизов на нефтепродукты, сумма акциза в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется;

- при передаче нефтепродуктов лицам, не имеющим такого свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья и материалов. В расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.

При вывозе подакцизных нефтепродуктов и подакцизного минерального сырья в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных нефтепродуктов и (или) подакцизного минерального сырья. В случае, если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) и контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт по поручению налогоплательщика (в соответствии с договором комиссии, договором поручения либо агентским договором), с контрагентом. В случае, если экспорт подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, осуществляет собственник давальческого сырья и материалов, налого-плательщик представляет в налоговые органы договор между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара и контракт (копию контракта) между собственником давальческого сырья и контрагентом. В случае, если экспорт подакцизных нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья, осуществляет иное лицо по договору комиссии либо иному договору с собственником давальческого сырья, налогоплательщик - производитель этих товаров из давальческого сырья представляет в налоговые органы наряду с договором между собственником подакцизного товара, произведенного из давальческого сырья, и налогоплательщиком о производстве подакцизного товара договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии указанных договоров) между собственником этих подакцизных товаров и лицом, осуществляющим их поставку на экспорт, а также контракт (копию контракта) лица, осуществляющего поставку подакцизных товаров на экспорт, с контрагентом;

- платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных нефтепродуктов и (или) подакцизного минерального сырья иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке.

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который указанный товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации трубопроводным транспортом представляется полная грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов. При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в третьи страны представляется грузовая таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза нефтепродуктов;

- поручения на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничного таможенного органа;

- коносамента на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, могут не представляться в случае вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта трубопроводным транспортом.

При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаро-сопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации, с отметками пограничного таможенного органа.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством-участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.

При непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных нефтепродуктов и (или) подакцизного минерального сырья за пределы территории Российской Федерации, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном в отношении операций с подакцизными товарами и (или) подакцизным минеральным сырьем на территории Российской Федерации.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных нефтепро-дуктов и (или) подакцизного минерального сырья (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при реализации подакциз-ных нефтепродуктов и (или) подакцизного минерального сырья, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным нефтепродуктам и (или) подакцизному минеральному сырью на установленные законодательством о налогах и сборах налоговые вычеты.

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным нефтепродуктам и (или) подакцизному минеральному сырью на сумму акциза, исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных нефтепродуктов и (или) подакцизного минерального сырья. Рассматриваемые налоговые вычеты производятся после отражения в учете операций по реализации подакцизных нефтепродуктов и подакцизного минерального сырья.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогопла-тельщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство. Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, в части сумм акциза, начисленных при получении нефтепродуктов, направляемых на реализацию в розницу, вычетам не подлежат. В целях налогообложения реализацией нефтепродуктов в розницу признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок. Данные налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

- копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;

- реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете поку-патель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур. Указанная отметка проставляется налоговым органом не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации.

Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепро-дуктов, в том числе при розливе и (или) смешении. Такие налоговые вычеты производятся при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих факт передачи нефтепро-дуктов в производство (накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, лимитно-заборная карта, акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и другие).

Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство о государственной регистрации в качестве налогоплательщика акцизов на нефтепродукты, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации. Для подтверж-дения права на вычет акциза, уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

- контракт (его копию) на приобретение импортируемых нефтепродуктов;

- грузовую таможенную декларацию (ее копию);

- платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза при выпуске в свободное обра-щение на территории Российской Федерации ввезенных нефтепродуктов.

Вычет сумм акциза, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, производится после оприходования ввезенных подакцизных нефтепродуктов.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции с нефтепродуктами, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенное на сумму налоговых вычетов произведение объема реализованных (переданных, оприходованных) нефтепродуктов и налоговой ставки.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции по реализации (передаче) подакцизного минерального сырья, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов доля налоговой базы акциза, соответствующая налоговой ставке.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу. Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза подлежит вычету из общей суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.

В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму акциза, по итогам налогового периода полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику. Такие суммы направляются в отчетном налоговом периоде и в течение трех последующих налоговых периодов на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем налогоплательщику.

По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению. Налоговый орган в течение двух недель после получения такого заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. При нарушении указанных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот-шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

Уплата акциза при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья производятся исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период не позднее

25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения по акцизам, в отношении нефтепродуктов производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз по подакцизному минеральному сырью уплачивается по месту постановки на учет организации в качестве налогоплательщика. При совершении операций с нефтепродуктами уплата суммы акцизов производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику. Исчисление сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. В случае, если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения.

Налогоплательщики акциза по подакцизному минеральному сырью обязаны представлять в налоговый орган по месту постановки на учет организации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Налогоплательщики акцизов по нефтепродуктам, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения по акцизам, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, имеющие свидетельство на розничную реализацию, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации устанавливаются таможенным законодательством.