Принципы правового положения и гарантии прав и свобод личности

Под основными принципами правового положения личности понимаются выраженные в юридической форме основополагающие политико-правовые идеи, которые в наиболее общем виде определяют характер взаимоотношений государства и отдельных лиц, служат руководящими

началами как при осуществлении субъективных прав и обязанностей каждого лица, так и при реализации его охраняемых законом интересов, не опосредованных этими правами и обязанностями.

Интересы, охраняемые законом, именуются также законными интересами. "Законные интересы", т.е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанностях, едва ли необ-ходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит "правовой защите со стороны государства". Интерес – это категория внепра-вовая, или "доправовая". Таким образом, несмотря на то, что "законные интересы" не составляют самостоятельного элемента правового статуса (собственно говоря, поэтому они как отдельная

категория и не служат в данной главе отдельным объектом исследования), они защищаются госу-дарством.

В число основных принципов правового положения входят равноправие граждан, различие объемов прав и обязанностей лиц, проживающих в данной стране, в зависимости от их государ-ственной принадлежности, сочетание общественных и индивидуальных интересов, единство прав и обязанностей, гарантированность прав и свобод.

Равноправие граждан. Данный принцип провозглашался как один из важнейших в период зарождения буржуазного конституционализма. Не потерял он своего значения и сегодня. В том или ином виде этот принцип закреплен практически во всех современных конституциях, содер-жащих постановления о правовом положении граждан.

Естественно, равноправие означает равенство всех граждан перед законом, а не тождество

самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем прояв-ляется их индивидуальность, а устанавливает единую мерку для отличающихся друг от друга лиц. Равноправие подразумевает не только то, что гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому гражданину, но также и то, что объем обязанностей всех граждан одинаков. В конституциях все это, как правило, разъясняется более или менее подробно.

В большинстве конституций мира закрепляется равноправие граждан независимо от нацио-нальности и расы. Одно из немногих государств, где в XX в. законодательно закреплялось нера-венство по расовому признаку, – это Южно-Африканская Республика (ЮАР). В ней с 1948 г. до начала 1990-х гг. на официальном уровне проводилась политика апартеида, т.е. раздельного раз-вития рас. В конституцию ЮАР 1983 г., правда, положения об апартеиде включены не были, но она вообще не содержала постановлений, касающихся правового положения граждан.

Расовые и национальные привилегии для одних в сочетании с дискриминацией и даже уни-чтожением других в качестве официальной политики государства, закрепленной в отдельных

общеобязательных актах, были характерны в XX в. также для фашистских режимов (в гитлеров-ской Германии такой режим именовался нацистским, но типологически он – фашистский). Однако в настоящее время практически все государства отказались от расовой или национальной сегрегации, что является одним из важнейших успехов демократических сил.

Равноправие граждан независимо от национальности и расы, как правило, проявляется (что нашло законодательное закрепление) в доступе в соответствии со своими заслугами и способно-стями к любым должностям и постам в государстве, в производственной сфере и сфере услуг, в получении равной платы за равный труд, в получении образования в любых учебных заведениях на равных основаниях, а также медицинской помощи в любом лечебном учреждении, в прожива-нии в любой местности без ограничений, также – в любых зданиях, в посещении любых учрежде-ний культуры, мест отдыха и развлечений и т.д.

Важное значение имеет равноправие женщин и мужчин во всех областях хозяйственной,

политической и культурной жизни. Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь в условиях существования специальных законодательно зафиксированных гаран-тий: государственной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоровья, предоставлением женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т.п. Данные гарантии являются совсем не какими-то особыми привилегиями для женщин, а необходимы для обеспечения действительного равноправия в связи с особенностями женского организма и выполнением женщинами функций в обществе. Отсутствие специальных гарантий на деле поставило бы женщин в неравное с мужчинами положение. В свете этого вполне закономерным представляется закрепление в ч. 2 ст. 1 Европейской социальной хартии требования о том, чтобы принцип недискриминации между мужчинами и женщинами был не только отражен в законодательстве государств, присоединившихся к хартии, но и применялся на практике.

С целью обеспечения равноправия мужчины и женщины в 1979 г. была принята Конвенция ООН "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (СССР, правопреемницей которого является Россия, ратифицировал эту Конвенцию уже в 1980 г.).

В международно-правовых документах наряду с обеспечением равноправия мужчины и жен-щины в целом специальное внимание уделяется и гарантиям для женщин в отношении отдельных групп прав. В частности, таким документом является Конвенция ООН "О политических правах женщин" (открыта для подписания и ратификации резолюцией 649 (VII) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1951 г., вступила в силу 7 июля 1951 г., к началу 90-х гг. участниками были около 100 стран). СССР, правопреемницей которого является Россия, подписал эту Конвенцию

31 марта 1951 г., ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 18 марта 1951 г., а

ратификационная грамота депонирована Генеральному секретарю ООН 3 мая 1954 г. Равноправие мужчин и женщин сегодня признается почти во всех странах. Даже в странах Востока, где еще

сохраняются проблемы обеспечения равноправия в этом аспекте, сам принцип нашел признание и частично претворяется в жизнь вплоть до того, что в отдельных странах Востока именно женщины занимали или занимают посты глав государств и правительств, что прямо или косвенно связано с победой на выборах.

Следует отметить, что даже сегодня равноправие женщин и мужчин не во всех странах полу-чило именно конституционное закрепление. Так, в США имеется весьма обширное законодатель-ство, не позволяющее подвергать женщин дискриминации, однако предложенная поправка к Конституции о равноправии мужчин и женщин не вступила в силу, поскольку она не была своевременно ратифицирована необходимым большинством штатов.

Равноправие граждан независимо от отношения к религии имеет не меньшее значение, чем равноправие мужчин и женщин и равноправие лиц независимо от расы и национальности. В

настоящее время равные права и обязанности за гражданами (подданными) независимо от того, являются ли они верующими или нет, а также от того, какую религию они исповедуют, закрепле-ны в большинстве стран. Естественно, это страны, признающие свободу совести. В странах, про-возглашающих только свободу вероисповедания, от лица требуется определить свою религиозную принадлежность, что, конечно, несколько ущемляет права атеистов. Следует отметить, что предоставление статуса государственной какой-либо религии в современных условиях, как правило, само по себе не очень сильно нарушает равноправие, так как обязывает гражданина, не исповедующего государственной религии, учить ее догматы, приносить присягу, клянясь ее святыням

(да и то не во всех подобных странах) и т.п. Но в остальном в демократическом государстве лица, не исповедующие государственную религию, обладают в целом теми же правами и обязанностя-ми, что и сторонники государственной религии.

Кроме того, законодательство большинства государств закрепляет равноправие граждан неза-висимо от социального происхождения и положения, материального положения, образования и профессии. В прошлом веке, как правило, практически во всех странах несколько ущемлены в правах были лица, рожденные вне брака. В настоящее время в результате достаточно длительной борьбы демократических сил в развитых странах ликвидирована дискриминация так называемых незаконнорожденных (т.е. рожденных вне брака) детей.

Сочетание общественных и индивидуальных интересов. Практически во всех современных конституциях, а также в законодательстве отражено сочетание общественных и индивидуальных интересов. Это находит проявление в закреплении обязанностей со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отношении государства и других лиц. Законодательно устанавливаются рамки использования прав и свобод, ни одно право и свобода не может использоваться таким образом, что это приведет к нарушению прав и свобод других лиц, к подрыву общественного порядка, к политической дестабилизации, к удовлетворению своих интересов за счет ущемления интересов других и т.д.

В связи с сочетанием общественных и личных интересов необходимо остановиться на так

называемых коллективных и индивидуальных правах. Часто возникает вопрос об их взаимосвязи, о том, какое право и при каких обстоятельствах имеет приоритет. В особенности все эти проблемы обострились в результате распада СССР, Югославии, Чехословакии и создания национальных

независимых государств на территории этих стран.

В добуржуазную эпоху правовой статус человека зависел от его принадлежности к тому или иному сословию (а в отдельных случаях особенности этого статуса были связаны также с принад-лежностью человека к определенной территориальной группе или же с передаваемыми по наслед-ству привилегиями). К XVII–XVIII вв. в Европе происходит переворот в общественном сознании, вызванный изменениями в материальных условиях жизни людей. Переворот этот был не одномоментным, а прошел ряд этапов, важнейшими из которых являлись гуманизм эпохи Возрождения, Реформация, Просвещение. Эпоха ранних буржуазных революций к началу XIX в. утвердила в

качестве одной из наиболее значительных ценностей человеческую личность. Правда, затем

потребовалась еще длительная и упорная борьба за превращение этой ценности на практике в

ведущий принцип жизнедеятельности общества и государства. Речь уже стала идти о правах чело-века как такового.

Итак, в современных условиях индивидуальные права являются первичными. А коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации индивидуальных прав. Другими словами, существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права национальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определенную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т.п. Право на объединение (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом.

Единство прав и обязанностей. Данный принцип тесно связан с предыдущим. Именно необходимость сочетания общественных и индивидуальных интересов требует установления единства прав и обязанностей. Формула "нет прав без обязанностей" получила международное признание. Так, в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. указывается, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности". Одним из весьма ярких примеров единства прав и обязанностей служит ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В силу этого автор считает возможным привести здесь ее содержание полностью: "1. Каждый человек имеет право на свободу самовыражения. Это право включает свободу мнений, свободу получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам применять в отношении радио-, теле- и кинокомпаний разрешительный режим. 2. Поскольку пользование этими свободами налагает обязанности и ответственность, оно может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или наказаниями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественной безопасности, для поддержания порядка и предотвращения преступлений, для охраны здоровья или нравственности населения, для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов". В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их более обширен, чем обязанностей. Например, в действующих конституциях Японии, Италии, Португалии, Испании, Китая, Кубы и др. в названиях соответствующих разделов и глав прямо указано, что они закрепляют не только права и свободы, но и обязанности граждан. Другие конституции (ФРГ, Греции, России и т.д.) в названиях разделов не указывают на закрепление обязанностей, но в отдельных статьях этих разделов обязанности, тем не менее,

содержатся.

Расширение прав с неизбежностью влечет за собой повышение ответственности и увеличение обязанностей для носителей этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении больших прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судеб страны, да и самих граждан тоже.

Гарантированность прав и свобод. Недостаточно провозгласить права и свободы личности. Возможность их фактического осуществления должна обеспечиваться созданием необходимых для этого условий. Одной из основных гарантий соблюдения прав и свобод личности является экономическая независимость личности. Такая независимость возможна лишь в том случае, если человек является собственником средств производства, причем он может иметь средства произ-водства в частной собственности, но может участвовать в коллективной собственности, причем необходимым условием является не номинальное, а реальное участие в собственности. Экономи-ческая гарантия имеет большое значение.

На значимость материальных гарантий прав человека указывал русский либеральный мысли-тель и юрист П.И. Новгородцев: "Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цеди необходима и забота о материальных условиях свободы; без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически". Много внимания материальным гарантиям свободы человека всегда уделяли марксисты.

Наряду с экономической гарантией прав и свобод существует и политическая, которая заклю-чается, прежде всего, в степени демократичности политического режима. Даже при наличии эко-номической гарантии, но при отсутствии политической воплощение прав и свобод в жизнь невозможно. Примерами тому служат антидемократические режимы, существовавшие и существующие при сохранении частной собственности. В частности, фашистская Италия (1921–1944 гг.), нацистская Германия (1933–1945 гг.), фашистская Португалия (1921–1974 гг.) и др.

Помимо экономической и политической гарантий имеются и другие, например, идеологиче-ская. Под идеологической гарантией понимается наличие в господствующей идеологии или идео-логиях концептуальной значимости прав и свобод человека, приоритетности прав и интересов

человека в общественной жизни, рассмотрение блага человека как одной из основных ценностей или высшей ценностью, обоснования важности соблюдения и защиты прав и свобод человека.

Кроме того, важную и самостоятельную роль играет формально-юридическая гарантия, кото-рая представляет собой закрепление прав и свобод человека, а также принципов правового статуса человека в конституции и других законодательных актах.

Еще одной гарантией является юридико-организационная. Она включает в себя существова-ние и должное функционирование соответствующих государственных учреждений, одной из задач которых (или главной задачей) является защита прав и законных интересов граждан. Одним из

таких учреждений выступает суд. К этим же органам относятся органы прокуратуры, которые

защищают права и свободы граждан специфическими средствами в ходе осуществления общего надзора за соблюдением законности. Депутаты законодательных органов власти практически во всех странах обладают полномочиями и одновременно несут обязанности по содействию гражда-нам в отстаивании их прав. В институциональном плане особое место занимает такой специфиче-ский орган, как омбудсман, который не относится ни к судебным, ни к административным, ни к прокурорским органам.

Омбудсман – независимый государственный орган – опирающееся на парламент должностное лицо, целью которого является защита прав и законных интересов человека, нарушаемых действиями или бездействием административных органов и должностных лиц.

Как пишет известный исследователь и первый в Испании Народный защитник А. Хиль-Роблес, "омбудсман прежде всего означает защиту администрируемого перед лицом администра-ции в любом из ее проявлений и независимо от круга ее компетенции, то есть институционализа-цию еще одного инструмента защиты человека в обществе от бесконтрольного властвования". А по образному замечанию Н.Ю. Хаманевой, содержание и деятельность института Уполномочен-ного по правам человека в России "открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, между лицами, наделенными властью, и управляемыми". Количество стран, где

ныне существует этот институт в той или иной форме, приближается к 100. А впервые он возник в Швеции, согласно Форме правления 1809 г. Некоторые видят истоки института омбудсмана в службе канцлера юстиции, введенной в Швеции в 1713 г. и осуществлявшей надзор за деятельно-стью судей и государственных служащих с точки зрения должного исполнения ими законов. Но канцлер юстиции назначался королем, и его служба в конце концов переросла в институт прокуратуры. Вместе с тем достоинства и недостатки этой службы и натолкнули на мысль о создании

института независимого парламентского уполномоченного – омбудсмана юстиции, что и было реализовано как одно из достижений революции 1809 г. За пределами Швеции данный институт получил распространение только в XX в., причем главным образом после Второй мировой войны.

Омбудсманы следят за тем, чтобы не были нарушены права и законные интересы людей из-за нарушения законности в результате действий либо бездействия административных органов или государственных или муниципальных служащих. Однако во многих странах омбудсман не огра-ничивается надзором за формальным соблюдением законности, а вправе, в отличие от прокурату-ры, вмешаться, если при отсутствии формальных нарушений закона права и законные интересы человека ущемлены в результате действий (бездействия) административных органов либо долж-ностных лиц. В отдельных странах круг органов государства, находящихся под надзором омбудсманов, шире и не ограничивается администрацией. В Швеции, Испании и Финляндии, например, надзор со стороны омбудсманов распространяется не только на администрацию, но и на суды. Омбудсманы имеют доступ ко всей необходимой для их деятельности информации во всех органах власти. Как правило, омбудсманы могут действовать при получении жалобы лично от гражданина, либо по собственной инициативе. Однако в Великобритании и Франции омбудсманы не

могут получать жалобы лично от граждан, они рассматривают только те жалобы отдельных лиц, которые им направляют члены парламента.

Будет полезно почитать по теме: