Понятие политической системы общества

Политическая система общества представляет собой комплекс взаимодействующих средств, методов и форм образования, организации и функционирования механизмов осуществле-ния власти, борьбы за власть и оказания влияния на ее осуществление.

Политическая система общества является одной из центральных категорий политологии. В то же время эта категория занимает важное место в науке государственного права, так как государ-ственное право в качестве отрасли права регулирует отношения, складывающиеся, прежде всего, в ходе функционирования политической системы общества. Однако в политологии и в науке государственного права исследуются различные аспекты политической системы общества, практикуются разные подходы к изучаемому объекту. В данном случае политическая система общества рассматривается, главным образом, лишь постольку, поскольку это касается государственного (конституционного) права.

Понятие политической системы появляется первоначально в западной социологии и полито-логии, что было связано с развитием системных исследований, в результате чего отрасли науки одна за другой брали на вооружение методы системного подхода. Во второй трети XX в. Т. Пар-сонс разрабатывал концепцию общественной (социальной) системы, в свете которой рассматривалась и политическая составляющая человеческого действия. Перерабатывая и развивая идеи,

заложенные в концепциях Т. Парсонса, М. Леви и ряда других ученых, Д. Истон в начале 50-х гг. был практически первым, кто занялся изучением собственно политической системы. Тогда же, в 1950-е гг. политическая система стала объектом исследования таких политологов, как У. Митчел, Г. Алмонд, К. Дойч. В отечественную науку категория политической системы вошла позже – на рубеже 1960–70-х гг. нашего столетия. Одним из первых в нашей стране данной категорией стал пользоваться Ф.М. Бурлацкий. Указанная категория достаточно быстро вошла в научный оборот в нашей стране. Уже в начале 1970-х гг. ее разрабатывают такие ученые, как Б.Н. Топорнин,

Ю.А. Тихомиров, Н.Н. Разумович и др. Включение в Конституцию СССР 1977 г. главы I "Политическая система" послужило дополнительным стимулом для разработки этой категории в советской науке. Надо отметить, что в отечественной науке "политическая система" зачастую употреблялась в ином значении, чем в зарубежных исследованиях. Эти различия объясняются тем, что на Западе появление данной категории было вызвано внедрением в политические исследования системного подхода, в нашей же стране заимствование термина "политическая система" не было связано для многих ученых непосредственно с применением системного подхода.

В структуру политической системы общества входят подсистемы политических институтов (государство, партии и другие общественные объединения), нормативно-регулятивная подсистема, информационно-коммуникативная подсистема, подсистема политических отношений, подсистема явлений, образующих политическую культуру, и подсистема взглядов, представлений и т.п.,

составляющих политическое сознание. Автор считает необходимым отметить, что предлагаемое членение политической системы общества не является единственно возможным. Как отмечали И.В. Блауберг, В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин, понятие элемента не есть однозначно определенное, так как система может расчленяться существенно разными способами и можно говорить об эле-менте лишь применительно к определенному из этих способов. Разумеется, речь не идет о произ-вольном выделении каких-либо частей целого в качестве элементов системы, но о том, что разные задачи, стоящие перед исследователем, позволяют и даже требуют "видеть" разные структуры

одной и той же системы.

Сосуществование столь разнородных элементов в политической системе общества не означа-ет, что они стоят как бы в одном ряду или эклектично перемешаны. Каждый из этих элементов (подсистем) развивается и взаимодействует друг с другом, образуя некую целостность, которая и представляет собой политическую систему общества. Рассмотрим их подробнее, чтобы выявить их роль и место в политической системе общества.

В политической системе общества государство, которое можно рассматривать как систему

органов власти, занимает центральное место и играет определяющую роль. Именно государство является верховным носителем публичной власти в определенных пространственных пределах. Его решения имеют обязательную силу на всей территории страны и по отношению ко всему

обществу в целом в ее границах. Только государство располагает материальными средствами при-нуждения.

Вместе с тем государство, выросшее из потребностей общества на некотором этапе его разви-тия и тесно связанное с обществом, выделилось из него как целостный институт и до известной степени противостоит ему как нечто, стоящее над ним. В результате этого государство пользуется известной самостоятельностью и даже, как показывает опыт большинства современных стран Тропической Африки, может существовать в специфических условиях, не имея прочной опоры в обществе.

Одним из связующих звеньев между обществом и государством в политической сфере явля-ются общественные институты и, прежде всего, партии. Политические партии, будучи общественными образованиями, нацелены на борьбу за власть, удержание, осуществление власти, а, в крайнем случае, на оказание максимально возможного воздействия на ее осуществление. Это позволяет партиям стать основным звеном, обеспечивающим взаимосвязь общества и государства. Однако партии действуют не изолированно. В тех странах, где существует более одной партии, между

ними устанавливаются определенные отношения, в результате чего складывается партийная си-стема, хотя встречаются и однопартийные системы со своей спецификой системообразующих свя-зей.

К общественным образованиям относятся также непартийные по своему характеру обще-ственные объединения. Хотя политические партии представляют собой вид общественных объ-единений, я рассматриваю их отдельно от остальной совокупности общественных объединений в силу специфики партий как организаций, стремящихся к власти и осуществляющих государственную власть при определенных условиях. Непартийные общественные объединения также могут оказывать влияние на осуществление государственной власти, выступают в качестве связующего звена между обществом и государством. Однако основные цели, ради которых они созданы, состоят не в борьбе за власть или в ее осуществлении. Некоторые объединения являются высокополитизированными (например различные антивоенные организации и движения), другие – помогают реализации интересов человека, лежащих вне политики (например спортивные общества, клубы собаководов, филателистские объединения). Поэтому и в политическую систему общества входят не все общественные организации, а только те, которые оказывают или стремятся оказать воздействие на осуществление политической власти, на принятие политических решений. Нельзя упускать из виду, что не существует таких целей, стремление достигнуть которых автоматически ставило бы объединение на все времена вне политики и, следовательно, вне политической системы общества. Например, экологические проблемы, казалось бы, находятся вне борьбы за политическую власть и не зависят напрямую от политического строя. Но эти проблемы, связанные с промышленным развитием после Второй мировой войны, достигли такой остроты, что для многих стала ясной невозможность справиться с их решением без серьезных усилий со стороны государства и без межгосударственного сотрудничества. Все это привело к политизации экологического движения, а затем и к созданию особых партий "зеленых". Вместе с тем активность непартийных общественных объединений значительно дополняет функционирование партий в ходе осуществления связей между обществом и государством, поскольку они затрагивают такие сферы человеческой деятельности или такие ее аспекты, которые находятся вне партийного внимания (по крайней

мере, в течение какого-либо достаточно длительного промежутка времени), или которым партии не могут оказать должного внимания в силу специфичности партийной работы. Такую же роль, как и общественные объединения, играют в политической системе и многие другие некоммерче-ские организации, в первую очередь религиозные, некоммерческие объединения коммерческих юридических лиц (например торговые и торгово-промышленные палаты), союзы городов и т.п.

Важнейшая роль принадлежит нормативно-регулятивной системе, хотя ее значение выходит за пределы собственно политической системы. Она регулирует различные общественные отноше-ния, в том числе и отношения, складывающиеся в связи с осуществлением политической власти, т.е. политические отношения, очерчивает определенные рамки, в которых можно действовать, и предписывает некоторые организационные формы, в которых существуют другие элементы политической системы общества, устанавливает правила должного поведения и т.д.

Ядром нормативно-регулятивной системы является право. При этом для правового регулиро-вания важны как материальные, так и процессуальные нормы. Но наряду с правом в указанную подсистему входят и другие нормативные подсистемы: системы норм, издаваемых политическими партиями, общественными организациями, нормы морали, религиозные нормы и т.д.

Информационно-коммуникативная система играет весьма важную для существования и функционирования политической системы общества роль. Ни одно политическое решение не

может быть принято и реализовано без надлежащей информации. Кроме того, благодаря этой си-стеме возможно распространение политических взглядов, доктрин, оценок и пр. Не случайно средства массовой информации образно именуют четвертой ветвью власти (наряду с законода-тельной, исполнительной и судебной). Но информационно-коммуникативная система не ограни-чивается только средствами массовой информации, хотя их значение велико. К ней следует также отнести общественно-политическую, публицистическую и научную (по общественным наукам) литературу, листовки, плакаты, выступления на митингах, частные беседы, а также вообще любые произведения искусства, если они касаются политики, и т.п.

Политические отношения представляют собой системообразующие связи. Благодаря тому, что остальные элементы политической системы вступают между собой, а также с обществом в

определенные отношения, система не распадается, а существует и функционирует.

Так, партии и ряд общественных организаций, выступая в качестве связующего звена между обществом и государством, являются лишь материальным обеспечением этой связи, выразителем и проводником интересов различных классов и социальных групп, образовавшихся в обществе, но сами связи – это те отношения, в которые вступают партии и общественные организации с обществом и государством. Следует отметить, что кроме опосредованных деятельностью партий и

определенных общественных организаций, общество и государство связаны непосредственными отношениями.

Политическая культура заключает в себе мотивацию и стереотипы политического поведения, которое оказывает существенное влияние на формы и темпы протекания политических процессов и которое зиждется на определенной системе ценностей, на имеющихся сведениях о политических явлениях и институтах и на эмоциональных переживаниях, касающихся политической власти, форм и методов ее осуществления. Первым ввел категорию политической культуры американский политолог Г. Алмонд в начале 60-х гг. XX в.

Политическая культура тесно связана с политическим сознанием. Будучи мыслительной фор-мой явлений, отношений и процессов в сфере осуществления власти в классовом обществе, поли-тическое сознание выступает в качестве одного из реальных факторов политической жизни. В

политическом сознании можно выделить некоторые структурные элементы, например политиче-ские позиции, общественное мнение, идеология и т.д. Политическое сознание существует как на индивидуальном уровне, так и на уровне определенных социальных общностей. Политическое

сознание индивида и политическое сознание социальной общности соотносятся в диалектическом взаимодействии как единичное и общее.

Будет полезно почитать по теме: