Гражданство (подданство). Правовое положение иностранцев

Под гражданством (подданством) понимают правовую принадлежность лица к данному государству. При этом существует определенная разница между гражданством и подданством.

Если подданство и гражданство равнозначны в том, что из принадлежности данного лица к кон-кретному государству следует распространение на него суверенитета этого государства, в силу чего упомянутое лицо пользуется со стороны государства защитой прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами, то эти понятия различаются с точки зрения признания за лицом свойств субъекта политической деятельности. Итак, по словам Аристотеля (из трактата "Политика"), "гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью граждан-ских прав". Понятие подданства утверждается в древних и средневековых монархиях и означает личную верность монарху. В русском языке термин "подданство" является однокоренным со сло-вом дань, т.е. подданный – буквально платящий дань определенному монарху. Этот термин отра-жает существовавшее в эпоху средневековья представление о монархе как о единственном лице, воплощавшем и сосредоточивавшем в себе государственный суверенитет. Считалось, что все

остальное население монархии к суверенитету имеет пассивное отношение, другими словами, не может выступать как носитель суверенитета, хотя и обладает большим или меньшим объемом прав и свобод (в зависимости от сословной принадлежности) и может в известных пределах, уста-новленных монаршей волей, оказывать воздействие (в отдельных случаях на практике довольно сильное) на осуществление государственной власти.

Понятие гражданства предполагает, что пассивной лояльности для того, чтобы некое лицо считалось гражданином, недостаточно. Гражданин – это лицо, обладающее правом и обязанно-стью активно участвовать в реализации государственной власти, это – субъект политической дея-тельности, это – хозяин своей судьбы и судьбы своей страны. Не случайно во многих евро-пейских языках слово "гражданин" имеет общий корень со словом "город". В средние века (хотя понятие гражданства появляется раньше) именно в рамках многих городов развивалось само-управление, что давало их жителям право в установленных пределах самим управлять городом, в котором они живут, совместно решать многие общие проблемы. При этом данное право сопряжено с ответственностью за судьбу города, а значит, на граждан возлагаются и связанные с этим обязанности. Подданство, как правило, характерно для монархий, хотя в определенных парламентарных

(например Испании, Бельгии, Нидерландах) монархиях в настоящее время принят термин "граж-данство". Гражданство, прежде всего, характерно для республик (с указанными выше оговорка-ми). Следует отметить, что, при провозглашенном наделении практически всего населения стра-ны статусом граждан, в буржуазных государствах вплоть до XX в. далеко не все граждане могли в полной мере пользоваться всеми политическими правами, поскольку, к примеру, для участия в выборах на различные государственные должности устанавливался имущественный ценз (он

отменялся в те времена под давлением снизу лишь на короткий срок, да и не во всех странах),

который фактически лишал определенную часть населения (часто большинство) возможности участвовать в управлении государством, что как раз и предполагает статус гражданина.

Следует отметить, что наполнение понятия гражданства конкретным содержанием зависит от политического режима. В республиках с тоталитарным режимом, например, статус гражданина означает лишь государственную принадлежность (что, по сути, тождественно понятию под-данства в абсолютной монархии), а реальная возможность гражданина воздействовать на управление государством гораздо меньше, чем у подданного, в частности, парламентарной монархии с демократическим политическим режимом. Другими словами, при тоталитарном режиме, даже если жители данной страны официально именуются гражданами, это понятие не имеет того содержания, о

котором речь шла выше. В условиях тоталитарного режима, когда отсутствует гражданское обще-ство, человек не может быть гражданином в полном смысле этого слова.

В Законе Российской Федерации 1991 г. "О гражданстве..." (ст. 8) имелся институт почетного гражданства России, который предоставлялся какому-либо лицу, не состоящему в российском гражданстве, с его согласия за выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Правда, статус почетного гражданина в Законе не был определен, а положение о почетном граж-данстве не был разработан. Следует отметить, что институт почетного гражданства государства зарубежным странам практически неизвестен – можно назвать единичные примеры, где он суще-ствует. Одним из государств, в котором имеется институт почетного гражданства кантона и общины (но не федерации), является Швейцария. Но такое почетное гражданство, предоставляемое за особые заслуги иностранцам кантонами или общинами с разрешения федерального ведомства, не влечет за собой прав, приобретаемых вступлением в действительное гражданство. В некоторых странах за особые заслуги могут предоставить гражданство государства, но обычное, а не почетное. Отечественной, как и зарубежной практике известно почетное гражданство города. Почетный гражданин города может иметь в соответствующем городе льготы (например бесплатный проезд в общественном транспорте в пределах данного города и т.п.), но это не изменяет и не порождает (если почетный гражданин города иностранец) никаких правоотношений, связанных с гражданством как государственной принадлежностью лица. Например, в ст. 4 Закона г. Москвы 1995 г.

"О почетном гражданине города Москвы" говорится: "Лица, удостоенные звания Почетный граж-данин, имеют право публичного пользования этим званием в связи со своим именем. Это звание не влечет за собой каких-либо дополнительных прав и обязанностей"

В законодательстве некоторых стран подчеркивается значение понятия "гражданина" как субъекта политической деятельности, активно воздействующего на процесс властвования. Напри-мер, Конституция Мексики 1917 г. различает понятия "мексиканская национальность"

(по-испански "nacionalidad", но точнее было бы перевести "государственная принадлежность") и "мексиканское гражданство" (по-испански "ciudadania"). Согласно ст. 34 Конституции, граждана-ми Республики являются лица мексиканской национальности, достигшие восемнадцатилетнего возраста и ведущие достойный образ жизни. Именно за гражданами закрепляются привилегии

(ст. 35 Конституции) избирать и быть избранными, служить в армии и национальной гвардии,

собираться для обсуждения политических дел страны, подавать петиции. Предусмотрены для граждан и некоторые дополнительные обязанности (ст. 36 Конституции): регистрироваться в списках муниципалитета, голосовать на выборах и т.д. В целом же права, свободы, привилегии и обязанности принадлежат лицам мексиканской национальности вообще, а не только гражданам.

Наряду с общесоюзным гражданством в федерациях, как правило, существует гражданство субъекта федерации (штата, земли, кантона). Это один из традиционных, исторически сложив-шихся принципов федеративного устройства этих стран, закрепленный конституциями (поправка XIV к Конституции США, ст. 6 Конституции Австрии, ст. 43 Конституции Швейцарии и др.).

В некоторых странах существует лишь единое федеральное гражданство (в индии, Малайзии и пр.). При этом в федерациях, где признается и федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации, можно говорить о существовании многоуровневого, но не двойного гражданства. Статус гражданина федерации и статус гражданина субъекта той же федерации взаимодополняют друг друга и находятся (по крайней мере должны находиться) в гармоническом единстве, по-скольку субъект федерации является составной частью единого федеративного государства. А двойное (множественное) гражданство означает одновременную государственную принадлеж-ность одного и того же лица двум (или более, чем двум) совершенно различным странам. Права и обязанности, принадлежащие лицу, в соответствии со статусом гражданина одного государства могут вступить в противоречие с правами и обязанностями того же лица как гражданина другого государства.

Маастрихтский Договор о Европейском союзе, подписанный в 1992 г. и вступивший в силу в 1993 г., содержит положение в ст. 8(1), согласно которому "каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, является гражданином союза". О желательности введения единого "европей-ского гражданства" политики активно начали говорить с середины 70-х гг. XX века.

Лица, проживающие на территории членов федерации (штатов, земель и т.п.), могут обладать специфическими правами. Например, правом участвовать в выборах в органы власти данной

федеративной единицы или правом занимать в ней определенные государственные должности.

Конституции подавляющего большинства федеративных государств среди основных прав граждан предусматривают право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Расширение прав и возможностей граждан по смене места жительства порождает потреб-ность в ведении мер, препятствующих в определенных случаях злоупотреблением такими пра-вами.

Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства). Во-первых, граж-данство (подданство) приобретается по рождению (филиация). Гражданство (подданство) по рож-дению может определяться согласно праву (принципу) крови (когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей) или праву (принципу) почвы (когда гражданство ребенка зависит от места рождения). Исторически право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы утвердилось в странах Нового Света, где население формировалось в

основном за счет иммиграции. Применение права почвы позволило потомкам иммигрантов уже в первом поколении стать полноправными гражданами стран Нового Света без особых формально-стей. В настоящее время практически нигде в чистом виде не используется ни один, ни другой принцип, но их сочетание.

Например, в России ребенок, оба родителя которого являются российскими гражданами,

автоматически становится российским гражданином независимо от места рождения (право кро-ви). Если один из родителей является российским гражданином, а другой – иностранцем, то ре-бенок автоматически становится российским гражданином только в случае рождения на территории России при отсутствии письменного соглашения между родителями (право крови с учетом права почвы), но в случае наличия письменного соглашения между родителями гражданство ребенка определяется по этому соглашению. Если же на территории России рождается ребенок у лиц без гражданства (апатридов), постоянно проживающих в России, то он автоматически становится российским гражданином (право почвы).

Вплоть до настоящего времени существуют страны, в которых гражданами становятся лишь по рождению (но это редкое исключение). Так, в Андорре гражданином человек становится лишь вследствие рождения, когда оба родителя являются гражданами этого небольшого государства в Пиренеях (право крови). Иностранцы, поселившиеся на постоянное жительство в Андорре, могут рассчитывать, что их внуки станут гражданами, если, соответственно, дети и внуки родятся и

будут постоянно жить в этом государстве (право почвы). Правда, в конце 70-х гг. нашего столетия законодательство о приобретении гражданства в Андорре было несколько либе-рализовано, и при

определенных обстоятельствах человек, родившийся в Андорре от родителей-иностранцев, посто-янно проживающих в Андорре, и сам проживший в Андорре до 28 лет, может рассчитывать на приобретение гражданства. Если один из родителей иностранец (иностранка), а другой – гражда-нин (гражданка) Андорры, то ребенок, родившийся в Андорре (если родители постоянно прожи-вают там), может стать гражданином. Ситуация не изменилась кардинально и в настоящее время.

Приобретение гражданства в силу факта рождения не связано с волеизъявлением приобрета-ющего его лица, оно осуществляется автоматически на основе действующего законодательства. Другие же способы приобретения гражданства требуют от лица, его приобретающего, совер-шения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного

государства.

Во-вторых, гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Окончательное решение выносится соответствующим органом. Следует отметить, что в законодательстве отдельных стран, например России, термин "натурали-зация" отсутствует, но сам способ предоставления гражданства определенному лицу на основании его заявления в соответствующих актах закрепляется и достаточно подробно рег-ламентируется.

В большинстве стран для натурализации необходимо, чтобы данное лицо постоянно проживало на территории государства, гражданином которого оно желает стать. Может устанавливаться также минимально необходимый промежуток времени, в течение которого данное лицо должно проживать на территории этого государства. В России и Болгарии, например, такой минимально необходимый промежуток составляет пять лет, либо в России – три года непрерывного проживания в стране непосредственно перед подачей заявления о предоставлении гражданства. Требуемый срок может быть сокращен только в специально оговоренных случаях. Например, по российскому законодательству указанные сроки сокращаются вдвое для лиц, официально признанных

беженцами.

В России различаются приобретение гражданства в порядке регистрации и приобретение гражданства в результате приема в гражданство. Но по сути обе эти разновидности относятся к

одному и тому же способу приобретения гражданства – натурализации, поскольку в обоих слу-чаях гражданство приобретается на основе индивидуального волеизъявления и в результате дей-ствий компетентных государственных органов. Разница состоит в том, что приобретение граж-данства в порядке регистрации осуществляется по упрощенной процедуре по сравнению с приемом в гражданство, что связано с кругом лиц, которые вправе приобретать гражданство в порядке регистрации.

В-третьих, гражданство может приобретаться путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств при территориальных изменениях. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Например, в 1946 г. между Чехословакией и СССР было

заключено межправительственное Соглашение об оптации и переселении. На основе этого Соглашения был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, регламентировавший порядок приобретения советского гражданства в данном случае. Лица, оставшиеся на территории, отошедшей к СССР и имевшие ранее чехословацкое гражданство, автоматически приобретали советское гражданство. Лица, желавшие сохранить чехословацкое гражданство, получали возможность переселиться в Чехословакию. Наоборот, лица русской, украинской или белорусской национальностей и члены их семей, переселяющихся из Чехословакии в СССР, приобретали советское гражданство с момента их прибытия на территорию СССР. Таким образом, в случае оптации, согласно указанному Договору, волеизъявление лиц выражалось в том, что они переезжали или оставались на

определенной территории. Однако не всегда требовалось, чтобы лица, выбравшие гражданство иного государства, нежели то, которому принадлежит данная территория, в обязательном порядке покидали указанную территорию. Так, в 1921 г. были заключены три международных договора, в которых решались территориальные вопросы, а также вопросы оптации, т.е. выбора гражданства: советско-турецкий, советско-польский и советско-эстонский. По советско-турецкому договору лица, избравшие то или иное гражданство имели право свободного выезда в страну своего граж-данства, по советско-польскому договору – каждое из правительств договаривающихся сторон

было вправе потребовать обязательного выезда лиц в государство соответствующего гражданст-ва, по советско-эстонскому договору лица обязаны были выехать в страну выбранного ими гражданства.

Следует отметить, что приобретение гражданства путем оптации – явление не столь частое, как приобретение гражданства по другим основаниям. И все же в российском Законе "О граждан-стве..." оптации посвящена специальная статья (21), закрепляющая общее положение, согласно

которому при изменении российской границы лица, проживающие на территории, изменившей государственную принадлежность, имеют право на выбор гражданства в порядке и сроки, опреде-ляемые международным договором России.

В-четвертых, гражданство приобретается в результате репатриации, т.е. восстановления

ранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства (подданства) сов-падает с порядком принятия в гражданство (подданство). Однако последствия могут быть различ-ны. Если лицо до утраты гражданства было гражданином по рождению, то и после репатриации оно вновь, как правило, обретает статус гражданина по рождению, в то время как в случае приня-тия в гражданство лицо приобретает статус гражданина в результате натурализации. Но в ряде стран статус гражданина по рождению несколько отличается от статуса гражданина, полученного в результате натурализации.

Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Так, гражданство несовер-шеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меня-ется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста (например в бывшем СССР, России и Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства родите-лей влечет за собой изменение гражданства несовершеннолетних детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усы-новленный приобретает гражданство усыновителей. По французскому законодательству, напри-мер, гражданство жены соответствует гражданству мужа, т.е. жена автоматически приобретает

такое же гражданство, как и у мужа. Российское законодательство, наоборот, указывает, что вступление в брак не меняет автоматически гражданство ни одного из супругов.

По Закону российскими гражданами признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Кроме того, признается, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве России по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Однако такое признание вряд ли можно рассматривать как особый способ приобретения гражданства. Гражданство или подданство является некоторым качеством, содержание которого и определяется соответствующими правовыми актами. Приобретение гражданства (подданства) как некоего правового

качества возможно лишь после определения его содержания в законе и волевого акта лица перей-ти в это качество, т.е. изменить свой статус. Признание же качества граждан (подданных) за жителями той или иной страны означает констатацию факта, что определенный круг лиц обладает указанным качеством без приобретения. Ведь приобретение гражданства связывается в законе с

каким-либо юридическим фактом (регистрацией рождения, актом приема в гражданство и т.п.) помимо вступления нормативного акта в силу. Признание статуса граждан или подданных за

определенным кругом лиц не требует ничего, кроме введения в действие соответствующего зако-нодательного акта, в котором не только зафиксирована содержательная сторона гражданства (под-данства), но и указаны группы лиц, коим соответствующее качество присуще. Такое признание гражданства (подданства) содержится, как правило, в нормативных актах всех стран, где такие

акты одобрены.

Гражданство может быть прекращено, во-первых, в результате выхода из гражданства на

основе добровольного волеизъявления. Для осуществления выхода из гражданства заинтересован-ное лицо подает в компетентные органы соответствующее заявление. Вместе с тем свобода выхо-да из гражданства, как правило, законодательно ограничена. В выходе из российского гражданства может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе из гражданства, имеет неисполненные обязанности перед государством или имущественные обязательства в отношении физических или юридических лиц. Кроме того, выход из гражданства России не допускается после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания. Выход из российского гражданства также не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено в качестве обвиняемого, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению. Аналогичные основания для ограничения свободы выхода из гражданства содержатся в законодательстве большинства других государств.

Во-вторых, гражданство может быть прекращено в результате его лишения. Лишение граж-данства представляет собой санкцию за нарушение законодательства. Количество лиц, чье граж-данство прекращено в результате лишения, во всех странах намного меньше добровольно вышед-ших из гражданства. Согласно, например, законодательству СССР, советского гражданства могли быть лишены и граждане по рождению, и лица, принятые в гражданство. В некоторых других странах граждане по рождению не могут быть лишены гражданства (например в Бразилии).

Существуют различные основания для лишения гражданства. Так, в США закон Уолтера–Маккарена предусматривает лишение гражданства всякого, кто, давая при приеме в гражданство клятву верности, "мысленно допустит для себя возможность не следовать этой клятве" или скроет, что в прошлом разделял убеждения, противоречащие официальному американскому миро-воззрению.

В-третьих, законодательство может предусмотреть случаи утраты гражданства, т.е. такое пре-кращение гражданства, когда лицо, не заявляя прямо о желании выйти из гражданства, осуществ-ляет какие-либо действия, которые не пристало совершать гражданину, либо бездействует в слу-чаях, когда гражданину предписано предпринять определенные шаги.

Под двойным гражданством понимается правовая принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам. Обычно государства стремятся избежать двойного гражданства, поскольку это порождает массу разнообразных и, зачастую, трудно разрешимых проблем. При этом просто ссылка на то, что конкретное лицо, имеющее двойное гражданство, все же является гражданином данного государства и потому другое государство не должно вмешиваться в отношения этого гражданина с данным государством, непоследовательна и, значит, несостоятельна. Ведь это государство признает наличие устойчивой правовой связи своего гражданина с иностранным государством, а, следовательно, покровительство со стороны другого государства по отношению к своему гражданину. Положение может усугубиться, если другое государство не признает двойного гражданства, но считает этого человека своим гражданином, поскольку тогда оно по логике вещей тем более должно будет вмешаться. Так, если обязанности, вытекающие из статуса гражданина, перед различными государствами у одного и того же лица вступают между собой в конфликт, то неясно, обязанностям перед каким государством следует отдать приоритет. А это вполне вероятная ситуация в случае, например, войны между двумя государствами, гражданином которых является данное лицо. При аресте лица в одном из государств, гражданином которого он (она) является, может ли это лицо требовать к себе особого отношения как к гражданину иностранного государства и требовать, в частности, вызова консула. Примеры противоречий, связанных с двойным гражданством, можно продолжить.

В силу указанных причин государства идут на взаимное признание двойного гражданства

довольно редко в условиях достаточно глубокой и всесторонней интеграции, причем заключается соответствующий международный договор, в котором регулируются и разрешаются упомянутые сложные вопросы и противоречия.

В России допускается двойное гражданство при наличии соответствующего договора с дру-гим государством. Однако другие республики, входившие ранее в состав СССР, не последовали данному примеру России.

Как уже отмечалось, следует отличать двойное гражданство от многоуровневого гражданства в федеративных государствах. В федерациях союзное гражданство не может вступить в противо-речие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут предоставлять-ся лишь дополнительные гарантии единых для граждан всего союза прав и устанавливаться неко-торые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но кото-рые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.

Миграция является закономерным и естественным процессом, который известен, практиче-ски, на протяжении всей истории человечества. Даже когда в отдельные периоды некоторые госу-дарства объявляли себя закрытыми для иностранцев, они все равно вынуждены были впускать иностранных послов и иностранных торговцев, хотя и с существенными ограничениями в пере-движении по стране и по времени нахождения. Сегодня для подавляющего большинства госу-дарств очевидно, что изоляция ничего хорошего в себе не несет, а международный обмен не толь-ко объективен в своем существовании, но и в громадном большинстве случаев полезен.

По общему правилу в современных условиях правовое положение иностранцев в данной стране основывается на тех же принципах, что и правовое положение граждан (подданных). Такой в принципе равный подход к статусам граждан (подданных) и иностранцев отнюдь не сразу утвердился в практике государств и общественном сознании. В течение длительного времени в различных регионах мира к иностранцам относились как к лицам, не имеющим прав или имеющим весьма ограниченные права, но довольно обширные обязанности.

В конце концов, общепризнанным стал принципиально равный подход к статусу иностранцев и статусу граждан (подданных), однако конкретный объем прав и обязанностей какого-либо иностранца закон обычно ставит в зависимость от цели и времени его нахождения на территории

соответствующего государства. Исходя из этих критериев можно выделить несколько групп ино-странцев. Фактически именно в связи с этим, например, в Законе Бразилии "Об иностранцах" 1980 г. (ст. 4) осуществлена классификация виз выдаваемых иностранцам для въезда на территорию этой страны. Бразильские уполномоченные на то государственные органы могут выдать транзитную, туристическую, временную, постоянную, официальную, дипломатическую визы или визу вежливости. Виза, как правило, является основным документом, удостоверяющим право иностранца въехать и находиться на территории выдавшего визу государства. Как пример этого общего правила можно привести формулировку ст. 10 Закона КНР "О порядке въезда в страну и выезда из страны иностранных граждан" 1986 г.: «На основании обращения иностранца с просьбой о въезде в страну компетентные органы правительства Китая выдают ему соответствующую визу». Надо отметить, что законодательство практически всех стран содержит сходные (если не идентичные) формулировки. В частности, ст. 24 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" 1996 г. гласит: "Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской

Федерации".

На основах взаимности государства могут освобождать граждан других стран от обязанности получить въездную визу для пересечения границы. С этой целью заключаются специальные меж-дународные договоры. В отдельных случаях государство в одностороннем порядке может устано-вить правило безвизового въезда для граждан какой-либо зарубежной страны, если оно желает подчеркнуть свое стремление к сотрудничеству с данной страной, стимулировать приток ино-странных туристов и т.п. Но такие односторонние шаги сравнительно редки.

Вместе с тем, очевидно, что существенно различается положение иностранцев, приехавших в туристическую поездку или командировку, и иностранцев, имеющих в данной стране место

жительства и постоянно фактически там проживающих, занимающихся какой-либо деятельно-стью, приносящей им доход, и т.д. Постоянно проживающие иностранцы обладают, как правило, всеми правами граждан, за исключением всех или большей части политических прав (участвовать в выборах, занимать определенные должности и т.д.). Чаще всего в мировой практике такими должностями являются должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, поли-цейского и т.п. Но в отдельных странах перечень может быть и шире.

Временно пребывающие на территории другого государства иностранцы в значительно боль-шей степени ограничены в правах по сравнению с гражданами и постоянно проживающими ино-странцами (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, получения образования и т.д.). В частности, для занятия трудовой деятельностью или для учебы временно пребывающим на территории данного государства иностранцам требуются специальные разрешения, причем полу-чить такое разрешение полагается, как правило, до въезда на территорию зарубежного государст-ва.

Однако необходимо помнить, что, по справедливому замечанию С.В. Черниченко, "отнесение лица к той или иной категории зависит не от временного фактора (срока пребывания), а от степени устойчивости правовой связи иностранца с Российским государством, цели и характера нахождения его на территории страны". Действительно, иностранец, прибывший на постоянное жительство, может уехать из страны, спустя короткое время, а иностранец, приехавший в командировку, может прожить довольно долго, но, тем не менее, у первого будет статус постоянно проживающего, а у второго – временно пребывающего на территории данной страны иностранца.

Правовой статус иностранцев характеризуется не только ограниченным (по сравнению с пра-вами граждан данного государства) объемом прав, но и уменьшенным объемом обязанностей.

Например, иностранцы освобождены, как правило, от несения военной службы за рубежом неза-висимо от того, является ли в данном государстве военная служба обязательной для граждан или нет, хотя в ряде стран иностранцы и допускаются к военной службе на добровольных началах. При определенных условиях иностранцы освобождаются от уплаты налогов. В ряде стран (Кана-де, Франции, Бельгии, Финляндии и др.) временно пребывающим в данной стране иностранцам может быть возвращен даже такой косвенный налог, как налог на добавленную стоимость (правда, обычно не со всех товаров и, кроме того, при соблюдении определенных требований).

В отдельных случаях государства на взаимной основе заключают договоры, предусматрива-ющие дополнительные гарантии или расширяющие права (по сравнению с обычным правовым режимом, предоставленным иностранцам) их граждан на территории другой стороны такого

договора.

В Европейском экономическом сообществе еще до создания Европейского союза и провоз-глашения единого гражданства граждане государств-членов ЕЭС, находящиеся на территории других государств-членов ЕЭС, обладали более широкими правами, чем иностранцы, прибывшие из-за пределов ЕЭС, причем эти права на протяжении истории ЕЭС постоянно расширялись. Дру-гими словами, как отмечает видный французский политолог К. Эн, имел место разрыв между

качеством гражданина государства – члена ЕЭС и географическими пределами прав, которые свя-заны с этим гражданством.

Особое место среди иностранцев занимают дипломатические и консульские представители. Их правовое положение урегулировано такими международно-правовыми актами, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве госу-дарств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

К действующим многосторонним конвенциям относятся также Каракасская Конвенция о консульских функциях 1911 г., Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках 1928 г., Гаванская Конвенция о консульских агентах 1928 г. Существует также практика заключения двусторонних консульских конвенций. На базе этих международно-правовых документов государства принимают внутренние правовые акты, регламентирующие статус дипломатических и консульских работников.

Дипломаты, приравненные к ним служащие международных организаций, консульские пред-ставители освобождены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции госу-дарства пребывания (иммунитеты), кроме некоторых случаев гражданской ответственности при условии ненарушения неприкосновенности его личности или его резиденции. Дипломаты пользуются также налоговыми и таможенными льготами. Ряд дипломатических иммунитетов распространяется также на административный и технический персонал дипломатических представительств с исключениями в отношении гражданской и административной юрисдикции, а также

некоторых таможенных льгот.

В то же время дипломатам запрещается заниматься в стране пребывания предприниматель-ством или выполнять какую-либо оплачиваемую работу, не связанную с их служебными обязан-ностями.

Следует отметить, что защита иностранными государствами прав и законных интересов своих граждан за границей может производиться только в соответствии с законами государства пребывания и не должна служить основанием для какого бы то ни было вмешательства в его внутренние дела.

Вместе с тем существуют категории иностранцев, которые вообще не могут, а бывает, и не заинтересованы в том, чтобы прибегать к помощи государства, гражданами которого они являют-ся. Известна категория иностранцев, получивших в данном государстве убежище. Институт права убежища не входит в сферу отношений государства со своими гражданами и касается только пра-вового положения иностранцев. Под правом убежища понимается предоставление данным госу-дарством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо ино-странцу, преследуемому у себя на родине, либо в какой-то другой стране. В настоящее время пра-во убежища закреплено почти во всех конституциях. Это соответствует положениям таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о территориальном убежище 1967 г. В частности, во Всеобщей декларации прав человека (ст. 14) говорится:

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользо-ваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности осно-ванного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Действует также целый ряд региональных многосторонних договоров о предоставлении права убежища.

Право политического убежища закреплено в конституциях большинства стран мира (напри-мер ст. 21 Конституции Португалии, ст. 10 Конституции Италии, ст. 17 Конституции Туниса,

ст. 13 Конституции Сирии, ст. 16 Основного закона ФРГ и т.д.). Надо отметить, что международ-ные и внутригосударственные акты, говоря о праве убежища, налагают на получивших убежище определенные обязанности. Так ст. 2 Конвенции ООН 1954 г. (она была открыта для подписания в 1951 г., а вступила в силу в 1954 г.) "О статусе беженцев" предусматривает, что "у каждого беженца существуют обязательства в отношении страны, в которой он находится, в силу которых, в

частности, он должен подчиняться законам и распоряжениям, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка".

Право на получение статуса беженца на основании преследований на родине по политиче-ским, национальным, религиозным и прочим мотивам закреплено Конвенцией "О статусе бежен-цев" 1954 г., Протоколом к нему 1967 г., Уставом Управления верховного комиссара ООН по

делам беженцев 1950 г. Россия является участником этих многосторонних международных дого-воров. На базе этих документов во многих странах приняты законы о беженцах (например в Рос-сии и в Азербайджане – в 1991 г., в Украине – в 1991 г., в Таджикистане – в 1991 г., в Беларуси – в 1991 г. и т.д.).

Необходимо, однако, иметь в виду, что, провозглашая право убежища, различные страны

по-разному трактуют сходные формулировки о преследовании за демократические взгляды и убеждения, борьбу за демократию и прогресс. Поэтому иногда складывается такая ситуация, когда два государства принимают у себя, предоставляя убежище, граждан друг друга. Вместе с тем

известный специалист по гуманитарному международному праву Г.С. Гудвин-Гилл пришел к

выводу, что "у человека все еще нет права на получение убежища. Предоставлять его – право

государств, а другие государства если и обязаны что-то делать, так это уважать право предостав-ления убежища, как и любое другое проявление юрисдикции. Само это право оставлено на усмот-рение государства: только оно может решать, пользоваться ли этим правом, в чьих интересах,

каковы будут его форма и содержание. (...) Аналогичным образом оно может свободно определять условия пользования убежищем".

К особой группе можно отнести иностранцев, нелегально находящихся на территории какого-либо государства. Речь в данном случае идет не об иностранных разведчиках или диверсантах, а об иностранцах, нелегально въехавших в страну в поисках заработка или с иной целью, не имеющей в виду нанесения ущерба безопасности или обороноспособности страны пребывания. Например, в США много нелегально приехавших туда граждан из различных латиноамериканских государств. Они нарушают законодательство и страны пребывания, и страны, гражданами которой они являются, поэтому не имеют никакой правовой защиты ни со стороны одного, ни со стороны другого государства. Более того, обычно им грозит наказание в случае разоблачения и в стране пребывания, и на родине. Этим пользуются работодатели, нещадно их эксплуатируя. Но страшная нищета на родине толкает их на такой путь поисков заработков, и даже в условиях жестокой эксплуатации и сильного самоограничения им удается кое-какие сбережения привезти домой. Однако не все из них находят работу на чужбине, а многие гибнут по дороге или в чужой стране. После Второй мировой войны наблюдается устойчивая миграция (в том числе и нелегальная) из экономически неблагополучных стран Азии и Африки в поисках заработка в развитые страны.

Ввиду того, что довольно распространенной практикой попыток нелегальных иммигрантов по экономическим причинам легализовать свое нахождение в стране пребывания стало стремление добиться признания их беженцами, многие страны в 70–90-е годы XX в. ужесточили законодательные критерии определения реальности заявлений о преследованиях на родине заявителей с целью выяснения истинных мотивов иммиграции. В частности, как уже отмечалось, для занятия трудовой деятельностью или для учебы временно пребывающим на территории данного государства иностранцам требуются специальные разрешения, причем получить такие разрешения полагается, как правило, до въезда на территорию зарубежного государства, а требования к лицам, желающим их получить, постоянно усложняются.

Правовое положение лиц без гражданства (апатридов), как правило, во всех государствах приравнивается к правовому положению иностранцев и таким же образом различается у постоян-но проживающих в данной стране апатридов и временно пребывающих на ее территории лиц без гражданства. В принципе государства не заинтересованы в проживании на их территории большого числа лиц без гражданства, поэтому они создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территории апатридов.