Государство как элемент политической системы общества

Государство – это основной институт осуществляемого на профессиональной основе особой группой лиц политического руководства, обеспеченного властью, общими делами населения, проживающего в определенных пространственных границах, со стороны экономически господ-ствующего класса (классов) или социальной группы. Отметим, что руководство со стороны эко-номически господствующего класса (классов) или социальной группы вовсе не означает, что

интересы всех других негосподствующих классов и социальных групп попросту игнорируются. Берясь за руководство общими делами всего населения страны, господствующий класс (классы) или социальная группа вынуждена обращать внимание на интересы и нужды всех без исключения классов и социальных групп данного общества. В противном случае очень скоро негосподствующие классы и социальные группы, недовольные нерешаемостью их проблем, постараются избавиться от такого руководства, и государство, погрязнув в бесконечных конфликтах, опираясь на голое насилие в интересах только одного класса (узкого союза классов) или социальной группы, неизбежно разрушится в сравнительно короткие исторические сроки. От того, насколько способен господствующий класс (классы) или социальная группа учитывать интересы негосподствующих классов и социальных групп, идти на определенные компромиссы и успешно решать стоящие

перед обществом в целом задачи, зависит, как долго сможет руководить упомянутый класс (клас-сы) или социальная группа. Но, естественно, принимая во внимание интересы и запросы негос-подствующих классов и социальных групп, господствующий класс (классы) или социальные группы преломляют их через призму собственных потребностей и из альтернативных решений выбирают наиболее приемлемые для себя. В то же время государство в интересах обеспечения

коренных интересов господствующего класса (классов) или социальной группы ограничивает

поведение отдельных представителей господствующей социальной общности. Да и вообще регу-лирование жизнедеятельности экономически господствующей социальной общности (как и иных общностей) со стороны государства означает в том числе и установление определенных ограниче-ний для нее. Другими словами, для реализации потребности общества в управлении общими

делами в условиях существования социальных общностей с разными (включая и противоречивые) интересами, в регулировании общественной жизни "стала необходимой сила, стоящая, по-види-мому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах "порядка", – по меткому замечанию Ф. Энгельса. – И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более отчуждающая себя от него, есть государство".

Вместе с тем, как справедливо заметил Ф. Энгельс, "государство было официальным предста-вителем всего общества, его сосредоточием в видимой корпорации, но оно было таковым лишь постольку, поскольку оно было государством того класса, который для своей эпохи один пред-ставлял все общество". Экономически господствующий класс (классы) или социальная группа в состоянии служить опорой для осуществления политического руководства только при условии, что эта господствующая социальная общность способна поддержать эффективное управление именно общими (не оставляя в стороне и собственные интересы) делами всего населения, предло-жить систему ценностей, разделяемую большинством населения. Если этого не происходит, или указанная способность со временем утрачивается, то и политическое руководство, поддерживае-мое соответствующей социальной общностью, не может осуществляться долгое время.

Позиция экономического господства той или иной социальной общности определяется

местом, которое занимает данная социальная общность в системе производственных отношений. Поэтому при определенных исторических условиях в переломные эпохи класс, становящийся господствующим, еще не обладает такой экономической мощью, какой располагает класс, чье гос-подство уже подошло к концу в результате развития самой жизни (включая и экономическую ее составляющую) и сохраняется только благодаря государству. В этом случае новый класс меняет государство в результате революции и при поддержке политической власти быстро становится экономически господствующим в полном смысле этого слова (ведь все предпосылки для этого уже созрели). Конкретные исторические условия могут привести к установлению господства со стороны двух и более классов или социальной группы, составляющей часть класса. В результате революции, например в XVIII в., буржуазия во Франции сменила феодалов в качестве господствующего класса, причем накануне революции материальные ресурсы класса феодалов были значительнее материальных ресурсов буржуазии, но господство феодалов уже изжило себя. В то же время при определенных исторических условиях новый экономически господствующий класс, формируясь и постепенно набирая экономическую мощь, как бы врастает во властные структуры, вытесняя

оттуда своих предшественников, применяет уже существующие органы государства, приспосаб-ливая и перестраивая государственный механизм власти в соответствии с новыми потребностями при сохранении, имеющих форм государственных органов. Таким путем, к примеру, первобытно-общинное самоуправление превращалось в государство.

Классовая сущность государства, как правило (если исходить из содержания существующих и существовавших конституций), не фиксируется. Только в конституциях ряда стран, именовавших и именующих себя социалистическими, а также некоторых развивающихся стран основные зако-ны провозглашали принадлежность власти определенным классам. Обычно конституции закреп-ляют институционную структуру государства, могут также указывать на приоритеты в политике государства.

Определение формы того или иного государства дают возможность установить внутреннюю структуру государства, взаимоотношения между различными его органами, территориальную его организацию, степень демократичности формирования основных органов, возможности граждан оказывать воздействие на деятельность государства, обеспеченность прав и свобод лиц, прожива-ющих в стране. Форма государства проявляется в диалектическом единстве трех составляющих – формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Весьма плодо-творной представляется мысль, развиваемая В.Е. Чиркиным, о том, что форма государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его содержанием, обусловливаемым сущностью

государства.

Говоря о форме государства, некоторые современные российские авторы предлагают отка-заться в конституционном (государственном) праве от категории политического режима, поскольку, по их мнению, эта категория более присуща политологии, чем юридическим наукам, и предлагают заменить его категорией государственного режима.

Форма правления определяет порядок формирования высших органов власти и взаимоотно-шения между ними. Выделяются две основные формы правления – монархия и республика. Разли-чаются они по способу замещения поста главы государства. В монархии пост главы государства замещается по наследству. Даже в тех странах, где предусмотрена возможность выбора монарха, он избирается из представителей одной или весьма ограниченного круга семей, принадлежащих к определенному роду, т.е. наследственный принцип замещения должности главы государства

сохраняется, хотя и в модифицированном виде.

Остановимся на формах правления, существующих в современном мире. Современные

монархии подразделяются на два основных вида – абсолютные и ограниченные (конституцион-ные). В абсолютных – монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и

судебной власти, хотя при нем обычно создаются совещательные органы. Эта форма правления в настоящее время характерна для стран, в которых преобладают докапиталистические обществен-ные отношения, хотя эти страны могут участвовать в международных экономических отношениях в основном в качестве поставщиков сырья в развитые капиталистические страны, а также с течением времени они начинают поставлять на мировой рынок капитал, составленный на продаже

сырья (внутри страны финансовые средства тратятся в основном в сфере потребления). Примером служат Саудовская Аравия, Оман и др. В настоящее время абсолютных монархий осталось немно-го, причем количество их на протяжении XIX и XX вв. неуклонно сокращалось.

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно ограничение полномочий монарха и распределение государственно-властных полномочий между несколькими центральными

органами. По степени ограничения они подразделяются на дуалистические и парламентарные

монархии. В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует и парламент, который издает законы, утверждает бюджет. В отдельных дуалистических монархиях существует даже институт парламентской ответственности правительства. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении

решений парламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитических функций и т.д. Дуалистическая монархия устанавливается, как правило, в тех странах, где буржуазия уже высту-пает как серьезная политическая сила, но у власти находится союз буржуазии и крупных полуфео-дально-патриархальных землевладельцев. В настоящее время дуалистические монархии суще-ствуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах (в Японии по Конституции 1947 г., в Швеции – после 1974 г.) функции монарха сведены практически лишь к символическому представительству традиционного единства государства. В других (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но либо монарх пользуется ими только в результате инициативы правительства или какого-либо другого органа, либо вообще ими не пользуется, и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо политического кризиса.

Правительство в парламентарных монархиях формируется партиями, получившими, как пра-вило, большинство мест в парламенте, и несет политическую ответственность перед парламентом. В исключительно редких случаях при определенном стечении политических обстоятельств правительство в парламентарной монархии может быть сформировано партией, не имеющей большинства мест в парламенте, но лишь при условии, что ее поддержат другие партии, располагающие вместе с правящей партией большинством депутатских мандатов, но не желающих участвовать напрямую в формировании правительства. Практически все акты, издаваемые монархом в области государственного управления, вступают в силу только после контрассигнации (подписи) их премьер-министром, что означает ответственность последнего за принятие этого акта. В то же время право налагать вето на законодательные акты, принятые парламентом (в тех странах, где оно формально имеется у монарха), на практике обычно не используется. Парламентарные монархии

сохраняются в развитых капиталистических странах (Великобритании, Бельгии, Нидерландах,

Дании, Японии, Испании и др.).

Некоторые монархии обладают определенными особенностями, что требует дополнительной характеристики. Например, монархии, где монарх является не только главой государства, но и главой господствующей конфессиональной организации, именуются теократическими. Примера-ми служат Ватикан, Оман, Катар и др. Существуют и так называемые выборные монархии:

Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Это – государства, представляющие собой объединения нескольких монархий. В Малайзию входит 13 штатов, 9 из которых являются монар-хиями, где главами государства являются султаны, а в четырех оставшихся главы государств сул-танами не являются.

Своеобразна монархическая форма правления в бывших доминионах, входящих в Содруже-ство наций (в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Гренаде и др.). Формально главой государства в них является британский король (королева), но его функции осуществляет генерал-губернатор, назначаемый королем (королевой) по представлению правительства соответствующей страны. Однако не все государства, входящие в Содружество наций (например Индия), признают англий-ского короля (королеву) своим главой. В настоящее время порядка трети государств – членов

Содружества провозгласили себя республиками и не признают английскую королеву (короля)

своей главой.

Наиболее распространенной сегодня формой правления является республика. Современные республики можно разделить на четыре вида: парламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую.

В парламентарной республике важнейшим органом государственной власти является парла-мент, и в качестве самостоятельных органов власти существуют независимые суды. Правитель-ство формируется на основе соотношения партийных сил в парламенте и несет перед ним ответ-ственность. Однако в силу того, что правительство опирается на парламентское большинство, его значение также велико, и реально оно превращается в важнейший центр принятия решений. Пра-вительство, опираясь на парламентское большинство, в состоянии добиваться, чтобы его инициа-тивы получили одобрение парламента. Правительство и его глава играют большую роль в меха-низме власти, поскольку опираются на большинство членов парламента. Даже если правительство сформировано в определенной политической ситуации не партией, располагающей большинством депутатских мандатов, оно может действовать только при поддержке большей части парламентариев, но положение такого правительства нестабильно. Оппозиция, существующая в рамках парламента, обладает определенными рычагами воздействия на органы исполнительной власти.

Роль главы государства в парламентарной республике невелика. Хотя формально ему принадлежит, как правило, право назначения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), но осуществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра.

Избирается глава государства (президент) в парламентарных республиках, как правило, пар-ламентским путем, т.е. либо членами парламента, либо коллегией выборщиков, в состав которой входит не менее половины депутатов парламента. Так, в Греции, например, президент избирается однопалатным парламентом. А в ФРГ – Федеральным собранием, половину которого составляют депутаты Бундестага, а половину – представители, избранные парламентами земель.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен в жизнь принцип разделения власти. В ней существует три центра власти: президент, парламент и судеб-ные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Избирается президент внепарламентским путем, т.е. либо всеобщим голосованием, либо коллегией выборщиков, избранных всеобщим голосованием граждан. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогательного органа. С другой стороны, законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Президент не может распустить парламент досрочно. При этом парламенту принадлежат также бюджетные и контрольные полномочия. Толкование законов и вопросы правильного их применения находятся в ведении судебных органов. Для того, чтобы механизм власти в президентской республике функционировал как единое целое, принцип разделения власти в США, например, был дополнен системой "сдержек и противовесов". В частности, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом, парламент может сместить президента в случае нарушения им законов; назначения, сделанные президентом на некоторые должности, подлежат утверждению парламентом или одной из его палат; суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления обладают отдельными чертами парламентарной и президентской республик, но совокупность этих черт создает новое качество. Роль президента в такой республике велика. Он, как правило, избирается внепарламентским путем, т.е. непосред-ственно гражданами. Хотя правительство должно опираться на парламентское большинство, но

ответственность оно несет не только перед парламентом, но и перед президентом. Поэтому в рес-публике со смешанной формой правления назначение и увольнение в отставку главы правитель-ства и других его членов президентом не носит чисто формального и церемониального характера, как в парламентарной республике. В определенных случаях президент может председательство-вать на заседаниях правительства. Решения правительства утверждаются президентом. А если учесть, что во Франции, например, парламент может принимать законы только в строго установ-ленных в Конституции областях, а все остальные сферы регулируются актами правительства, то реальные возможности президента по воздействию на государственную и общественную жизнь в этой стране еще больше. В республиках со смешанной формой правления президент имеет право отлагательного вето в отношении актов парламента, а также право досрочного роспуска парламента. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Финляндии, Перу, Шри Ланке, России, Казахстане и др.

В некоторых странах имеется коллегиальный, а не единоличный глава государства. Например, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным советом, который избирается сроком на четыре года парламентом в составе семи членов. Как правило, в его состав входят представители разных партий, т.е. он формируется на относительно широкой коалиционной основе. Председательствует в Федеральном совете президент, который избирается сроком на один год поочередно из состава его членов и выполняет чисто представительские функции. Конституция Швейцарии не предусматривает права парламента отправлять Федеральный совет в отставку досрочно. Однако некоторые рычаги парламентского контроля за органами исполнительной власти имеются. Так Федеральный совет ежегодно отчитывается перед федеральным собранием, а, кроме того, Федеральное собрание осуществляет высший надзор за федеральной администрацией и рассматривает жалобы на административные решения Федерального совета, которые не входят в компетенцию Федерального суда. Наряду со Швейцарией коллегиальный глава государства в настоящее время имеется на Кубе, в Йемене и некоторых других странах.

В республиках, в которых реальная власть принадлежит духовенству, сложилась теократиче-ская форма правления (например в Иране).

Форма государственного устройства представляет собой политико-территориальную орга-низацию государства. Различают две основные формы государственного устройства – федератив-ную и унитарную.

Федерация – это союзное государство, состоящее из государственных образований, каждое из которых имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Компетен-ция между общефедеральными органами и органами отдельных субъектов федерации (штаты – в США, Бразилии, Индии и др.; земли – в ФРГ и Австрии; кантоны – в Швейцарии; области, края, города федерального значения, автономные округа и автономная область – в России; союзные республики – в Югославии) строго разграничена. Как правило, субъекты федерации принимают собственные конституции, имеют свою правовую систему. Правда, верховенство по вопросам,

отнесенным к ведению федерации, сохраняется за общефедеральными законами, но некоторые

области отнесены целиком к компетенции законодательного регулирования субъектов федерации.

Федерации могут быть договорными, т.е. образованными на основе первоначального догово-ра, заключенного его субъектами, с присоединением к нему новых субъектов (Швейцария, США, СССР с 1922 по 1991 г., Танзания, ОАЭ и др.), или созданными актами центрального правитель-ства без установления договорных отношений между его субъектами в момент создания (Брази-лия, Австрия, ФРГ, Чехословакия с 1968 по 1992 г. и др.).

В большинстве федераций их члены не обладают государственным суверенитетом. Однако встречаются и исключения. Так, в Швейцарии (и в СССР, существовавшем с 1922 по 1991 г.) за государственными образованиями, входящими в их состав», конституционно признается сувере-нитет. Ст. 40 Конституции Мексики 1917 г. также указывает, что штаты свободны и суверенны в том, что касается их внутренней жизни. Однако такой суверенитет субъектов федерации рассмат-ривается как специфичный и относящийся только к вопросам исключительного ведения субъектов федерации.

В некоторых федерациях за субъектами федерации сохраняется право свободного выхода из состава федеративного государства. Например, право свободного выхода было закреплено в Кон-ституциях СССР (в 1991 г. Советский Союз покинули Литва, Эстония и Латвия). Право выхода (сецессии) закреплено и в федеральной Конституции Эфиопии 1994 г. Правда, выходом из феде-рации обладает, согласно этой Конституции, не штат, а нация, национальность, народность. В Конституции Эфиопии предусмотрена и специальная процедура реализации указанного права. Имеются примеры выхода из состава зарубежных федераций. Так, в 1965 г. Сингапур мирно

вышел из состава Малайзии

Унитарное – это единое, слитное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной. Вместе с тем унитарные госу-дарства различаются по степени самостоятельности местных органов в отношении центральных и широты компетенции муниципальных органов в решении местных вопросов.

В рамках унитарного государства могут существовать автономные образования, органы кото-рых обладают более широкими полномочиями в области внутреннего управления по сравнению с местными органами других административно-территориальных единиц. Автономия не меняет в принципе унитарного характера государственного устройства, хотя придает ему особые черты, представляя собой форму известной децентрализации государственных функций с учетом геогра-фических (например удаленность от основной материковой территории архипелагов Мадейры и Азорских островов) или исторических (к примеру в Испании – Андалусия и другие исторически сложившиеся области) особенностей данной территории, либо этнонациональных (многочислен-ные примеры, в том числе автономные районы и области для зарегистрированных племен в

индийских штатах Ассам, Мегхалая, Мизорам, Западная Бенгалия, Каракалпакстан в Узбекистане, автономные образования в Китае и пр.) или религиозных (например в Греции – Афонский полу-остров, где проживают, главным образом, православные монахи в ряде монастырей, в Грузии до 1990 г. – Аджарская автономная республика, значительную часть коренных жителей которой

составляют грузины, обращенные в свое время в ислам) особенностей населения какой-либо тер-ритории. Иногда основанием для предоставления автономии становится комбинация указанных выше факторов. Например, этнонациональный состав населения и географическая удаленность от основной материковой территории послужили причинами установления автономии для Аландских островов в Финляндии, для Гренландии и Фарерских островов в Дании, географическая обособленность, особенности этнонационального состава и конфессиональной принадлежности (мусульмане в отличие от большинства жителей страны – христиан) населения – для острова Минданао на Филиппинах.

В последнее время в литературе встречается специальный термин – "регионалистское госу-дарство", используемый для обозначения децентрализованных унитарных государств, территория которых целиком состоит из автономных образований (примеры – Италия, Испания). Предлагает-ся считать "регионалистское государство" особой, промежуточной (между федерацией и унитар-ным государством) формой государственного устройства.

Наряду с федеративным государством может существовать конфедерация, которая представ-ляет собой союз самостоятельных государств. Конфедерация – более тесное объединение госу-дарств, чем международная организация, и представляет собой промежуточное состояние между федеративным государством и международной организацией. По мнению С.Н. Бабурина, "именно отсутствие единого территориального суверенитета позволяет отличать конфедерацию как союз государств от федеративного государства, тогда как от коалиции государств конфедерацию отличает определенный государственно-территориальный элемент в ее организации". Конфедерация обычно создается для достижения определенной цели, поэтому она представляет собой довольно неустойчивое образование и либо превращается в федерацию, либо распадается. Так, в 1990 г. распалась просуществовавшая с 1982 г. Сенегамбия – в нее входили Сенегал и Гамбия. Отметим, что само слово "конфедерация" присутствует в названии некоторых государств (например Швейцарии и Канады), что не меняет их федеративного устройства. При этом в названии Швейцарии слово "конфедерация" сохранилось исторически, поскольку конфедеративное вначале объединение кантонов (первоначальное название этого объединения – Eidgenossenschaft, что дословно

переводится как товарищество, скрепленное клятвой), переросло в федерацию. Федеративное

государство США также выросло из конфедерации.

Форма государственного устройства одного и того же государства может изменяться с тече-нием времени. Так, федерация США выросла из конфедерации, существовавшей в 1776–1787 гг., в которую входили бывшие английские колонии, боровшиеся за свою независимость и обретшие ее. Бразилия, наоборот, с момента провозглашения независимости в 1822 г. являлась до 1889 г. унитарным государством, а затем стала федерацией. В настоящее время сохраняются как центробежные, так и центростремительные тенденции в различных государствах.

Иногда государства устанавливают конфедеративные отношения, которые, тем не менее, не порождают конфедерации, поскольку и юридически равноправие сторон в соответствующих

документах не закрепляется, да и фактически политический вес, экономический и военный потенциалы вступающих в такие отношения государств несопоставимы. В результате установления

таких отношений к крупному и мощному государству присоединяется (добровольно или под сильным давлением) сравнительно небольшое государство на правах ассоциированного или феде-ративного государства. Например, Пуэрто-Рико и Гуам находятся в настоящее время в содруже-стве с США, Федеративные Штаты Микронезии и Маршалловы острова являются ассоциирован-ными с США государствами. Ранее (в 1898 г.) к США, к примеру, присоединились Гавайские ост-рова после провозглашения республики в 1893 г.; статус территории они получили в 1900 г., а позже стали одним из штатов.

Политический режим – это совокупность методов правления. Политический режим отно-сится к функциональным аспектам политической системы общества, в силу чего является одной из важнейших характеристик формы государства, поскольку свойства системы как целостности

запечатлены в ее элементах (фрактальность). При анализе политического режима речь идет о сте-пени политической свободы в обществе, гарантированности прав личности, методах

деятельности государственных органов, взаимоотношениях общества и государства. Известны три основных вида политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный, которые, в свою очередь, можно подразделить на определенные разновидности.

Рассмотрим вначале демократический политический режим. Его признаками являются верхо-венство представительных органов власти, широкое распространение институтов непосредствен-ной демократии и самоуправления, провозглашение и защита прав и свобод личности, правовой характер государства. Вместе с тем можно выделить две разновидности такого режима: демокра-тический политический режим в наиболее развитой форме и ограниченно демократический поли-тический режим.

В настоящее время с демократическим политическим режимом в наиболее развитой форме мы встречаемся в таких странах, как Великобритания, Швеция, Италия, Португалия, Швейцария и др.

Ограниченно демократический политический режим сохраняет основные черты, присущие демократии, однако не в полной мере. Так, в США существует демократический политический режим, но до настоящего времени в 12 штатах сохраняется запрет на регистрацию коммунистиче-ской партии в качестве легальной политической партии; сохраняются различные формы расовой дискриминации (хотя определенные силы борются с расовой дискриминацией более ста лет и

добились по сравнению с ситуацией конца XIX в. значительных успехов); не получила достаточ-ной поддержки и не вступила в силу поправка к Конституции, закрепляющая равноправие женщин и мужчин; в 1983 г. правительство в течение нескольких дней уволило 11400 авиадиспетчеров, принявших участие в забастовке; суровые санкции применялись против бастующих шахтеров в 1990 г. в Вирджинии и т.п. В недавнем прошлом также наблюдались определенные ограничения демократии в США, например, так называемый "обезьяний процесс" в 20-е гг. XX в. – судебное осуждение сторонников дарвинизма, шпиономания и гонения на различные демократические и миротворческие организации (в том числе и на компартию) в 50-е гг. XX столетия и т.п..

В то же время в условиях демократического политического режима в любом случае главным является активное и достаточно эффективное, во многом определяющее воздействие гражданского общества на деятельность государства, на весь механизм властвования. Гражданское общество – это конкретно-историческая форма совместной деятельности людей в сфере осуществления власти.

Для авторитарного политического режима характерна, в отличие от демократического режи-ма, большая независимость государства по отношению к гражданскому обществу. Гражданское общество сохраняется и стремится влиять на действия государства, но такое влияние ограничено, поскольку государство в условиях такого режима ищет опору не в гражданском обществе, а в

самом себе. Как уже говорилось выше, государство, будучи порожденным обществом и в силу объективных потребностей общества, превращается в самостоятельный социальный институт, и именно в результате этого государство может оказывать воздействие на общество. А при автори-тарном политическом режиме государство и гражданское общество находятся в постоянном про-тивоборстве.

Признаком авторитарного политического режима являются существенное ограничение пол-номочий или полное отсутствие представительных органов власти, преобладание по своей значи-мости в механизме реализации власти государственных органов, сформированных на основе

назначения, по наследственному принципу, в результате выдвижения узкой олигархической группой и т.п., большее или меньшее ограничение прав и свобод граждан.

Авторитарный политический режим можно подразделить на две разновидности: авторитарно-либеральный и реакционно-авторитарный политические режимы. Авторитарно-либеральный

политический режим характеризуется стремлением к преобладанию ненасильственных методов управления (хотя это не значит, что от насилия совершенно отказываются, в случае угрозы правя-щей группировке насилие применяется самым решительным образом), к учету мнения различных слоев гражданского общества с тем, чтобы снизить уровень конфронтационности, предоставлени-ем гражданам определенных прав и свобод. Но – авторитарно-либеральный режим тем и отлича-ется от демократического, что сроки предоставления и дозировку прав и свобод, степень их гарантированности определяет само государство, а не общество, причем государство считает себя вправе ликвидировать предоставленные права и свободы в том случае, когда это покажется ему необходимым. Авторитарно-либеральный политический режим существовал, например, в России в

60–70-е гг. XIX в.

Реакционно-авторитарный режим стремится опираться, прежде всего, на силу. И если авторитарно-либеральный режим в какой-то мере стимулирует развитие гражданского общества, хотя государство стремится делать это дозированно и под своим неусыпным контролем, то реакционно-авторитарный режим терпит гражданское общество как некое зло, с которым государство справиться не может, хотя и старается поставить его под свой жесткий контроль. Примерами реакционно-авторитарного политического режима служат режимы, существовавшие в Бразилии

с 1964 по 1979 гг., в Испании с конца 60-х гг. до смерти Франко и др.

В качестве разновидностей авторитарного режима можно также выделить военные режимы. Их особенностью является то, что к власти полностью приходят военные. Различаются военно-революционные и военно-диктаторские политические режимы. Цели установления этих двух раз-новидностей военных режимов, как правило, прямо противоположны. Военно-революционные режимы устанавливаются с целью проведения прогрессивных преобразований и развития движе-ния за национальное возрождение, освобождение, за социальную справедливость и т.п. Например военный режим в Перу с 1968 по 1980 гг. Методы военно-революционных режимов во многом сходны с методами авторитарно-либеральных режимов, а в отдельных случаях военно-революционные режимы идут гораздо дальше по пути стимулирования развития гражданского общества. Так, главной целью установления военно-революционного режима в Португалии (существовал с 1974 по 1976 гг.) было создание условий для перехода от фашизма к демократии, что и было осуществлено.

Военно-диктаторские режимы устанавливаются с целью подавления демократических движе-ний, обеспечения власти олигархических группировок. Военно-диктаторский режим существовал, в частности, в Чили с 1973 по 1990 гг.

Как уже отмечалось, при реакционно-авторитарном, а также военно-диктаторском политиче-ском режиме гражданское общество сохраняет свою самостоятельность и даже активность, хотя правящая группировка через государство оказывает на него серьезное воздействие, налагает опре-деленные ограничения, но полностью под свой контроль авторитарными методами поставить не может. Только в условиях тоталитарного политического режима государству удается подчинить себе общество и практически поглотить гражданское общество. Государство подминает под себя общество, пронизывает все его поры, подвергает огосударствлению все стороны его жизнедеятельности. Правда, надо все же сделать оговорку, что даже и при тоталитарном политическом

режиме все же сохраняются семена и ростки гражданского общества (примерами чего являются эпизодические индивидуальные акции протеста и различные формы самоорганизации по месту жительства или работы, как то кружки, клубы, неформальные группы близких по взглядам или интересам людей и т.п.), которые способны прорасти и развиваться, как только сложатся благо-приятные для этого условия. Государство и эти зачаточные элементы гражданского общества

пытается уничтожить или поставить под свой контроль, однако полностью осуществить это не удается. Именно наличие таких зародышей гражданского общества при тоталитаризме позволяет перейти к демократии или авторитаризму, поскольку для этого необходимо гражданское общество хотя бы и на самых ранних ступенях формирования и развития, а из ничего, из абсолютной пустоты гражданское общество возникнуть не может. Кроме того, объективные предпосылки сохранения или образования ростков гражданского общества при тоталитаризме заключаются в том, что человек как обособленный индивид может существовать (да и вообще стать человеком) только в обществе, т.е. в совместной деятельности с другими людьми, а вступая между собой в отношения, люди, естественно, самоорганизуются.

При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства возглавляемого вождем государства над обществом используется целый комплекс мер и средств. Насилие здесь является не самым главным способом обеспечения власти. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического, пропагандистского воздействия. Но репрессии являются естественным следствием концентрации власти в руках одного человека, выражающего интересы достаточно узкой олигархической группировки и подчиняющего при помощи государственного и партийного (при наличии политической партии)

аппарата все общество. Репрессиям подвергаются, прежде всего, те, кого не удалось подчинить другими методами. При этом благодаря различным как ненасильственным, так и насильственным методам на определенном этапе тоталитарному режиму удается создать достаточно массовую

социальную опору. Поэтому в условиях этого режима иногда проводят плебисциты и референду-мы (примеры: гитлеровская Германия, салазаровская Португалия) как доказательство наличия

такой массовой опоры.

Признаками тоталитарного политического режима в условиях XX в. являются сосредоточение власти в руках одного человека, сохраняющего свою власть в течение длительного времени (хотя возможны и перевороты внутри олигархии), установление принудительной, как правило, однопартийной системы, сращивание государственного аппарата и аппарата правящей партии, превращение представительных органов и институтов непосредственной демократии в фикцию, огосударствление общественных организаций и всех без исключения средств массовой информации, дифференциация статуса (т.е. наличие разного объема прав и обязанностей) у разных иерархически расположенных групп населения в зависимости от того, какое место в системе властвования занимает данная группа, рассмотрение прав и свобод личности как некое благодеяние со стороны

государства, отсутствие гарантий этих прав и свобод за исключением соизволения самого

государства.

В XIX–XX вв. тоталитарные режимы сохраняются в течение более коротких исторических периодов по сравнению со временем существования других политических режимов, поскольку для общества в условиях интенсивного развития личности и роста самосознания человека такое

состояние противоестественно и устанавливается в результате неординарных обстоятельств. Тота-литарные режимы ведут к застою и деградации общества, а внутренние процессы, протекающие в нем, требуют постоянного развития и, следовательно, ликвидации тоталитарных режимов как главных препятствий на пути развития. При этом на первых порах после установления тоталитарного режима могут наблюдаться определенные успехи в экономической и других областях, однако затем с неизбежностью следует застой и упадок, что в принципе заложено уже с самого начала функционирования этого режима, уже в самой его сущности. Примерами тоталитарных режимов XX в.

являются фашистские режимы (Германия времен Гитлера, Италия времен Муссолини, Португалия времен Салазара-Каэтану, Испания времен Франко до второй половины 60-х гг. и др.), режимы,

установленные в социалистических странах по примеру режима, утвердившегося в СССР на рубеже 20–30-х гг., причем в них построен антимарксистский социализм, хотя формально про-возглашалась приверженность марксизму.