Технология изготовления товарных знаков

При разработке товарных знаков следует учитывать технологические возможности их выполнения. От технологических средств, с помощью которых выполняется товарный знак, во многом зависят его выразительность, запоминаемость и степень воздействия на покупателя. Следует принимать во внимание место нанесения знака, его масштабность, материал, на который наносится знак, и его свойства. Например, если разработчиком не учтены свойства материала изделия, изготавливаемого методом литья и товарный знак наносится на изделие одновременно с его отливкой, изображение знака на изделии может потерять свою выразительность и даже отличаться от зарегистрированного товарного знака.

В настоящее время наиболее известны следующие технологические приемы нанесения товарного знака на изделия.

Печатание – полиграфический процесс получения идентичных оттисков товарного знака путем переноса краски с печатной формы на бумагу или другой материал. Таким способом изготавливаются все этикетки, ярлыки, упаковки и т.п. Различают три основных вида печати: печать с рельефных форм (высокая), плоских форм (плоская), углубленных форм (глубокая). Разновидностью плоской печати является офсетная печать, при которой краска с формы передается на промежуточную эластичную поверхность, а с нее – на материал.

Среди других способов печати распространена трафаретная печать, то есть воспроизведение текста или графического изображения с помощью трафарета, через который краска проникает на материал. Наиболее широко применяется так называемая сеткотрафаретная печать (шелкография), форма для которой представляет собой шелковую или полимерную сетку, натянутую на рамку. Участки сетки, соответствующие пробельным местам изображения, покрывают непроницаемым для краски составом. При печатании вязкая краска продавливается резиновой планкой (ракелем) через отверстия сетки на воспринимающую поверхность. Печать краской может применяться на бумаге, пластмассе, металле, стекле, ткани.

По способу создания изображения на ткани различают прямую, вытравную и резервную печать. При прямой печати краску наносят на белую или светлоокрашенную ткань. Вытравная печать – получение изображения на предварительно окрашенной ткани в результате разрушения первоначальной окраски в местах нанесения вытравки. При резервной печати на ткань перед крашением наносят печатный резервирующий состав, в который вводятся вещества (например, воск), препятствующие окраске волокон при последующем крашении. Если резервирующий состав не содержит красителя, на окрашенной ткани получится белое изображение.

Для нанесения товарных знаков на изделия из дерева, фарфора, металла широко применяется декалькомания – полиграфический способ изготовления переводных изображений. При декалькомании изображение печатается на специально загрунтованной клеевым слоем бумаге способом литографии. Для перевода изображение размачивают или разогревают, в результате чего клеевой грунт растворяется, а пленка с изображением товарного знака переходит на поверхность изделия.

Для нанесения товарных знаков на кожу, листовой металл, картон применяют тиснение, в результате которого на поверхности материала получается рельефное изображение. Тиснение может быть бескрасочным или красочным. При красочном тиснении изображение образуется с помощью специальной красочной или металлизированной фольги, остающейся в углублениях.

Для нанесения товарных знаков на стекло, металл и дерево широко применяется травление – химическое и электрохимическое. Химическое травление заключается в обработке кислотой участков поверхности. Электрохимическое травление успешно применяется для металлов и сплавов, химическое травление которых затруднено.

Металлизация – один из современных способов нанесения товарных знаков на поверхность изделий. Технология металлизации предусматривает наложение слоя вещества на поверхность холодного или нагретого до относительно невысоких температур изделия. К этим видам металлизации относятся электролитические, химические, газопламенные процессы, получения покрытий плакированием, осаждением химических соединений из газовой фазы, электро-

форезом и т.п.

Вышивка широко используется для нанесения товарных знаков на ткань, кожу, войлок, одежду. Такой товарный знак часто превращается в модный атрибут изделия.

Однако каждый из этих способов имеет свои особенности, которые следует учитывать при разработке товарного знака, чтобы при его воплощении на изделии или его упаковке он сохранил все свои признаки и выразительность, был идентичен изображению зарегистрированного товарного знака.