Содержание прав на информационные ресурсы, служебную и коммерческую тайну

В соответствии со ст. 6 Закона об информации информационные ресурсы как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским

законодательством РФ.

Следует отметить, что использованная в законе формулировка «право собственности на информационные ресурсы» является условной и не очень удачной. На информационные ресурсы как нематериальные объекты не может устанавливаться право собственности в вещно-правовом смысле. В данном случае следует говорить об особом исключительном праве.

Пунктом 7 ст. 6 Закона об информации обозначен ряд правомочий собственника информа-ционных ресурсов:

• назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

• устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

• определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Выделение этих правомочий в значительной мере условно. Так, право хозяйственного ведения и право оперативного управления могут возникать лишь на государственные или муниципальные информационные ресурсы. Установление режима и правил обработки информационных ресурсов может осуществляться любым лицом, обладающим информацией.

На практике основным содержанием прав на информационные ресурсы является право определять доступ к информации и предоставлять информацию.

При этом законодательство устанавливает значительные ограничения прав собственника или вла¬дельца информационных ресурсов. К таковым относится, например, обязанность представления документированной информации в определенные органы и организации: представление обязательного экземпляра документов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», представление бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и

ГК РФ и т. п. Правительство РФ также вправе определять случаи, когда необходимо представлять документированную информацию. К ограничениям прав на информационные ресурсы можно отнести и то, что ресурсами, содержащими информацию, являющуюся государственной тайной, можно распоряжаться лишь с разрешения соответствующих органов государственной власти; государство имеет право выкупа такой документированной информации (п. 3 ст. 6 Закона об информации). Важной гарантией прав граждан и организаций является такое ограничение прав на информационные ресурсы, как установленная законом обязанность владельца информационных ресурсов предоставлять лицам доступ к хранящейся о них информации. Граждане и организации имеют право на уточнение такой информации, имеют право знать, кто и в каких целях ее использует или использовал.

Обладатели информационных ресурсов, реализуя свои права, утверждают правила доступа к имеющейся у них информации. При этом собственник (владелец) информационных ресурсов извлекает экономическую выгоду из обладания правами на данные объекты, предоставляя содержащуюся в них информацию за плату. Предоставление информации пользователям осуществляется, как правило, на основании договора. Пункт 3 ст. 12 Закона об информации устанавливает, что перечни информации и услуг по информационному обеспечению, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владельцы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют пользователям бесплатно.

Необходимо подчеркнуть, что на основе договоров о предоставлении информации (договоров о предоставлении информационных услуг) пользователям не передаются права на информацию (так как у владельца информационных ресурсов отсутствуют какие-либо права на информацию), а оказываются услуги по поиску, подбору и систематизации определенной информации.

Содержанием права на коммерческую и служебную тайну являются возможность определять условия доступа к соответствующей информации и право использовать информацию по своему усмотрению, в том числе распоряжаться ею.

Возможность определять условия доступа к коммерческой тайне означает, с одной стороны, возможность обладателя коммерческой и служебной тайны принимать меры, направленные на сохранение конфиденциальности информации. Спектр таких мер достаточно широк: технические (например, защита компьютерной информации путем установления паролей, кодов) и организационные (введение пропускного режима, контроль за документооборотом и т.д.) мероприятия, включение в трудовые договоры с работниками условий о неразглашении конфиденци¬альной информации (что вполне согласуется с поло¬жениями ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации) и т.п. С другой стороны, это юридически гарантированная возможность требовать от третьих лиц воздерживаться от незаконного завладения коммерческой и служебной тайной.

Использование коммерческой и служебной тайны подразумевает прежде всего распоряжение ею, которое осуществляется аналогично распоряжению иными исключительными правами с учетом специфики объекта.

Обладатель коммерческой тайны может сделать информацию, которая составляет тайну, общедоступной. В этом случае право на коммерческую тайну прекращается. Кроме того, обладатель коммерческой и служебной тайны может уступить права на ее использование. Обычно подобная передача осуществляется путем заключения лицензионного договора. Важно отметить, что предметом такого договора является не передача информации, составляющей коммерческую тайну, а передача прав на использование коммерческой тайны.

Пленум Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от

1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Граждан-ского кодекса Российской Федерации » прямо указал на то, что ноу-хау не может быть внесено в качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором.

Условия и форма лицензионного договора определяются сторонами самостоятельно. Такой договор не требует регистрации и по своей природе близок к договору о предоставлении прав на использование запатентованных объектов. Важным условием лицензионного договора обычно является обязательство лицензиата сохранять в тайне полученные сведения.

Помимо этого предоставление прав на коммерческую тайну может быть предусмотрено дого-вором коммерческой концессии, договором на использование изобретения или полезной модели.

Прекращение права на коммерческую и служебную тайну (а следовательно, и прекращение действия договора о передаче прав на ее использование) происходит в двух случаях. Во-первых, при утрате правообладателем фактической монополии на конфиденциальную информацию.

Во-вторых, в случае отнесения информации в установленном законом порядке к сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну.