Словесные товарные знаки и знаки обслуживания

Словесные товарные знаки представляют собой слова или сочетания букв, имеющих словесный характер. Они имеют перед другими видами товарных знаков преимущества, которые вытекают из их главной отличительной особенности - наличия фонетического аспекта. Словесные знаки, как правило, имеют большую различительную силу, лучше запоминаются и воспроизводятся, чем изобразительные, такой знак проще связывать с фирменным наименованием, создавать серии товарных знаков для одной фирмы. Примерно 80% товарных знаков в мире являются словесными.

Особенно велики преимущества словесных товарных знаков с точки зрения рекламы. К ним применимы реклама по радио или отзыв о товаре и услуге со ссылкой на товарный знак в частной беседе, то есть те, которые не применимы или в значительной степени затруднены для изобразительных знаков.

Словесные товарные знаки могут быть разделены на две основные группы: знаки в виде слов естественного языка и знаки в виде слов, образованных искусственно. Естественные слова запоминаются легче, чем искусственные. Естественные слова – это обычные слова и сочетания слов различных языков: «СЛАВА», «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ», «NIKE», «FORD», «MON AMI». Чаще всего естественные слова ассоциативно связаны с объектом маркировки. Искусственные слова – это слова, созданные специально для использования в качестве товарных знаков: «НЕЙЛОН», «ИГИНОЛ», «BMW». Словесные товарные знаки регистрируются как в обычном шрифтовом исполнении, так и в специфическом графическом исполнении, которое придает им оригинальность.

В качестве товарного знака может быть зарегистрировано имя, а также фамилия. Следует помнить, что при попытке регистрации фамилий в качестве товарного знака за рубежом можно столкнуться с определенными ограничениями. Например, согласно требованиям законодательства Великобритании, фамилия не может быть зарегистрирована как товарный знак, если она встречается более 40 раз в телефонном справочнике того города, в котором проживает человек, ее носящий.

В качестве словесного товарного знака может быть зарегистрирован слоган, то есть рекламная формула в виде афористичной, легко запоминающейся короткой фразы. Например, фирменным лозунгом, оформленным в качестве товарного знака, газеты «Нью-Йорк таймc» стали слова «Все новости достойны напечатания». Товарным знаком стали слова «С песней по жизни». Если слоган включает более трех-четырех слов, то при написании в одну строку он как бы уменьшает свой знаковый потенциал. Это может привести даже к отказу в регистрации. Рекомендуется в таких случаях писать слоган в несколько строк, прибегать к оригинальной верстке строки, например по криволинейной поверхности, использовать необычное шрифтовое исполнение, использовать в составе слогана изображение мульт-персонажей.