Правовая охрана товарного знака

Регистрация товарного знака сделала заявителя владельцем товарного знака. Этот статус означает наделение исключительными правами пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Без разрешения владельца никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак. Законодательством определен перечень действий, квалифицируемых как нарушение прав владельца. К ним относятся несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот.

В то же время сам владелец товарного знака, исходя из своих правомочий, может:

• полностью уступить свой товарный знак другому лицу в отношении всех или части товаров и услуг, для которых этот знак зарегистрирован;

• выдать лицензию на право пользования товарным знаком.

Эти правомочия владельца товарного знака закреплены законодательно во всех странах.

Уступка товарного знака может быть в форме продажи, дарения, взноса в уставной капитал. Она может быть как полной, так и частичной. В последнем случае уступка товарного знака осуществляется в отношении части товаров или услуг, для которых он зарегистрирован. И полная, и частичная уступки осуществляются всегда в отношении всей территории страны, в которой действует регистрация.

Лицензия отличается от уступки тем, что не влечет за собой передачи права собственности на товарный знак. Владелец знака (лицензиар) остается собственником, а лицензиат получает право на использование. Объектом лицензионного договора может быть только зарегистрированный товарный знак и только для тех товаров и услуг, которые указаны в регистрации.

Обязательным условием для придания силы уступке прав или выдаче» лицензии на право пользования является регистрация соответствующих соглашений в национальном патентном ведомстве, без которой они являются недействительными. Регистрация передачи или изменения прав отвечает интересам владельца знака. Так, мировая судебная практика свидетельствует, что уступка товарного знака (цессия), не внесенная в национальный реестр, не может противопоставляться ответчику, обвиняемому в контрафакции. В отношении лицензионных договоров патентное ведомство предусматривает обеспечение лицензиатом требуемого качества выпускаемой продукции, и обязанность лицензиара – осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Срок действия охраны составляет десять лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство, и может быть продлен на десять лет. Ходатайство подается в течение последнего года действия. Количество продлений не ограничивается, поэтому в мировой практике известны знаки-долгожители, действующие более сотни лет. Сообщения о возобновлении публикуются в официальном бюллетене.

Кроме прекращения действия товарного знака по истечении срока регистрации или в связи с решением Высшей патентной палаты, знак может терять силу по следующим причинам: от знака может отказаться владелец; ведомство или суд могут признать регистрацию недействительной.

В РФ процедура прекращения правовой охраны товарного знака предусмотрена законодательно. Регистрация может быть признана недействительной в течение всего срока ее действия, если она была произведена с нарушением на стадии экспертизы, или на основании решения Высшей патентной палаты

Правовая охрана товарных знаков осуществляется в административном и судебном порядке.

Административный порядок защиты допускает:

• обращение в Апелляционную палату патентного ведомства;

• обращение в антимонопольный орган;

• обращение с жалобой в вышестоящий орган нарушителя, если таковой имеется.

Судебный порядок зашиты предусматривает:

• возбуждение судебного иска по факту незаконного использования товарных знаков;

• проведение разбирательства и принятие судом того пли иного решения, включая решение о размере компенсации в случае признания иска оправданным;

• взыскание ущерба с нарушителя в пользу истца.

Судебное решение публикуется. Это важно для восстановления деловой репутации потерпевшего.

Приведенная схема судебно-правовой защиты, опирающейся исключительно на участие государственных административных и судебных органов, в условиях роста производства контрафактной продукции стала восприниматься как недостаточно эффективная.

Экономическая защита прав владельцев промышленной собственности в нашей стране развита недостаточно. Тем не менее, экономические организации, рассматривающие такие нарушения, существуют.

К ним относятся частные страховые компании и общественные ассоциации владельцев товарных знаков, если их устав включает положения, допускающие выплату компенсаций владельцам нарушенных прав.

Страховые компаний могут выполнять функции по компенсации ущерба вне системы государственной защиты. Это означает, что в случае решения государственных органов о прекращении нарушения и возмещении ущерба и при фиксации страхового случая владелец знака получит двойную защиту прав.

Общественные ассоциации владельцев товарных знаков защищают своих членов, обеспечивая информационную и правовую поддержку в рамках судебно-правовой системы защиты и предоставляя компенсацию понесенного ущерба.

Мировая практика знает «мирные» варианты разрешения конфликтных ситуаций без применения юрисдикционной формы защиты. Известны случаи, когда обращений к нарушителям или публичных выступлений потерпевших оказывалось достаточно для прекращения несанкционированного использования знаков. Хотя для современной России цивилизованные методы разрешения коллизий нехарактерны, требование прекратить правонарушение – первый и естественный шаг владельца знака.