Понятие и правовой режим информационных ресурсов, служебной и коммерческой тайны

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Служебная и коммерческая тайна – информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Вопрос об отнесении информационных ресурсов, служебной и коммерческой тайны к объектам интеллектуальной собственности является дискуссионным. Ряд авторов

(А. Антопольский, Г. Отнюкова и др.) полагают, что институт интеллектуальной собственности не подходит для охраны информационных ресурсов и коммерческой тайны ввиду их коренного отличия от традиционных объектов права интеллектуальной собственности. Однако более убедительной представляется позиция, согласно которой информационные ресурсы, служебная и коммерческая тайна являются объектами права интеллектуальной собственности, так как обладают всеми необходимыми для этого признаками, а именно:

1) представляют собой нематериальное благо;

2) являются результатом интеллектуальной деятельности;

3) могут быть объектами, на которые за кем-либо закрепляется исключительное право.

Отношения в сфере использования и охраны информационных ресурсов и коммерческой тайны регулируются главным образом Законом об информации и рядом статей ГК РФ

(ст. 139, 727, 771, 1032). К информационным ресурсам может быть отнесена не любая информация, а лишь документы (массивы документов). Для того чтобы информация была признана документом (документированной информацией), она должна быть зафиксирована на материальном носителе и иметь реквизиты, позволяющие ее идентифицировать. Документи-рование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность РФ. Кроме того, документированная информация признается информационным ресурсом, когда она находится в информационной системе, под которой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные ресурсы по своей принадлежности могут быть государственными и негосударственными. По категориям доступа информационные ресурсы подразделяются на открытые информационные ресурсы, информационные ресурсы с ограниченным доступом, информационные ресурсы, доступ к которым нельзя ограничивать.

По общему правилу государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, но определенная законом документированная информация может быть отнесена к категории ограниченного доступа. Любой иной собственник информационных ресурсов может также принять решение о придании определенным принадлежащим ему информационным ресурсам статуса открытых ресурсов либо определить, в каких случаях устанавливается ограниченный доступ к ресурсам, реализуя таким образом свои исключительные правомочия на указанные объекты.

Законом запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

• законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

• документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Служебная и коммерческая тайна является особым видом информации, необходимость выделения которого в отечественном законодательстве обусловлена переходом к рыночной экономике. В нормативно-правовых актах и на практике наряду с термином «служебная и коммерческая тайна» широко используются такие термины, как «ноу-хау», «секрет производства», «деловой секрет», «торговый секрет», хотя их наполнение не во всех случаях является идентичным. Признаками служебной и коммерческой тайны являются следующие:

1) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. Информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, не должна быть общеизвестна (хотя ею могут владеть и иные лица) и должна иметь именно коммерческую (а не, к примеру, личную или научную) ценность;

2) к информации нет свободного доступа на законном основании. К коммерческой или служебной тайне могут иметь доступ отдельные лица (сотрудники налоговых и антимонопольных органов, аудиторы, контрагенты по договорам коммерческой концессии и т. п.), но информация не должна быть общедоступна;

3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Указанные меры могут носить различный характер (технический, организационный, юридический). Важно, однако, чтобы из действий обладателя информации явно следовало его желание сохранить определенные сведения втайне от окружающих.

Специфической чертой служебной и коммерческой тайны является неограниченность срока ее охраны. Право на служебную и коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны.

Обладатель информации самостоятельно определяет, какая информация, относящаяся к его предпринимательской деятельности, составляет служебную и коммерческую тайну. В некоторых случаях законодатель нормативно установил режим коммерческой тайны. Например, согласно

ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Вместе с тем действующим законодательством установлен и перечень сведений, которые не могут быть объявлены коммерческой тайной.

Так, согласно постановлению Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к коммерческой тайне не могут быть отнесены учредительные документы; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Помимо этого государственным и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации запрещено относить к коммерческой тайне данные: о размерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства и заключенных им договоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Также ограничения на отнесение той или иной информации к коммерческой тайне содержатся в ряде федеральных законов. Например, согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использо-вании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г.

№ 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с момента открытия в отношении предприятия конкурсного производства сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, являющихся коммерческой тайной, и т.д.