Общеизвестные товарные знаки и их охрана

С развитием рыночных отношений охрана общеизвестных знаков приобретает все большую актуальность. Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам, принятого по заявлению, поданному юридическим или физическим лицом. Товарный знак, признанный общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков.

Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца с даты внесения товарного знака в Перечень общеизвестных.

Сведения, относящиеся к общеизвестному товарному знаку, публикуются в официальном бюллетене незамедлительно после их внесения в Перечень.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

Общеизвестные знаки становятся привлекательными не только для потребителей, но и для других фирм. Используя проблемы законодательства, они стремятся перенести престиж знаменитых знаков на свои товары, пользуясь идентичной или сходной маркировкой. «Пиратские» фирмы продают свои товары в упаковках, оформление которых максимально приближено к дизайну знаменитых упаковок, чтобы воспользоваться репутацией, приобретенной в результате мощной длительной дорогостоящей рекламы.

Методы имитации варьируются в зависимости от характеристики копируемой упаковки. Так, в Израиле пользуется повышенным спросом чай в упаковке, на которой выделяется буква «W», зарегистрированная в качестве товарного знака. Недобросовестный конкурент стал продавать свой чай в аналогичной упаковке с той же, но перевернутой буквой. Расчет строился на том, что потребители будут путать контрафактный чай с оригиналом, а в споре с фирмой можно будет говорить о букве «М», поскольку она просто похожа, но не является буквой «W». Но суд признал нарушение прав истца и наложил на «пиратскую» фирму гражданские санкции в виде крупного штрафа.

Доминирующим элементом подлинной и фальшивой упаковок кукурузных хлопьев является сочетание «Corn Flakes». На упаковках изображены тарелки и ложки с хлопьями, а также слова: «обогащенные витаминами и железом». Упаковки производят сходное зрительное впечатление. Во избежание обвинения в подделке потенциальный нарушитель заменил нанесенный на подлинную упаковку словесный товарный знак «Kellogs» на слово «Tesco», специально выполненное мелкими буквами по сравнению с обозначением «Corn Flakes».

Среди многочисленных попыток воспользоваться репутацией общеизвестных знаков – подача заявок на регистрацию знаков «Coca-Cola» для текстильных изделий, «Kodak» – для велосипедов, «White Horse» – для косметики, «Johnie Walker» – для сигарет.

Несанкционированный импорт товаров, маркированных товарными знаками известных фирм, образует так называемый «параллельный импорт на сером рынке». Параллельный импортер, освобожденный от расходов на местную рекламу, используя разницу в курсах валют и различие в уровне цен, продает товары со значительной выгодой для себя. В США ежегодный объем розничной торговли несанкционированными импортированными товарами «серого рынка» за последние несколько лет достиг 10 млрд долл. Товары «серого рынка» обычно не имеют гарантии, их качество ниже, так как импортер не связан обязательствами по соблюдению требований производителя о транспортировке и хранении. Параллельный импорт, как правило, наносит ущерб коммерческой репутации знака и его владельца.

В Индонезии широко практикуется подача национальными фирмами заявок на регистрацию обозначений, тождественных обозначениям – известным знакfм иностранных фирм. Получив права на указанные обозначения, национальные фирмы затем переуступают их подлинным владельцам, извлекая громадную прибыль. Владельцы общеизвестных знаков «Альфред Данхилл», «Леви Страус» и «Пьер Карден», обратившиеся в суд Джакарты с исками к таким фирмам, проиграли процессы. В Китае национальные фирмы при создании совместных предприятий с иностранными партнерами переуступают им свои товарные знаки за определенный процент акций. Такие действия нельзя признать целесообразными, так как продвижение на мировой рынок товаров, маркированных общеизвестными знаками, обеспечит более высокую прибыль.

Согласно Парижской конвенции страны-участники обязуются не регистрировать и по протесту заинтересованных лиц аннулировать знаки, которые представляют собой воспроизведение, имитацию или перевод общеизвестного знака, если они сходны с ним до степени смешения и предназначены для маркировки идентичных или однородных товаров.

При этом степень известности зависит от широкого спектра критериев, в том числе от объема средств, затрачиваемых на рекламу, и степени ее распространения среди определенных кругов потребителей. Международное бюро ВОИС устанавливает следующие критерии общеизвестности:

– известность знака кругу потребителей, приобретающих маркированные этим знаком товары;

– интенсивность рекламы и степень ее распространенности;

– объемы производства и продаж маркированных товаров;

– стоимость знака, зависящая от длительности его использования;

– степень охвата рынка владельцем знака, претендующего стать общеизвестным;

– степень распространения знака страны происхождения на другие страны;

– различительная способность знака, в том числе при обретенная в результате его использо-вания;

– сущность товаров и услуг;

– каналы распространения товаров;

– длительность использования идентичного или сходного знака третьими лицами;

– умышленные действия владельца общеизвестного знака.

В большинстве стран при оценке общеизвестности знака принят подход, не признающий присвоение знаку статуса общеизвестного до судебного разбирательства.

Известны следующие советы предпринимателям, желающим завоевать признание и уважение товарного знака своей фирмы:

– только высокое качество продукции создает хорошую репутацию у потребителей;

– даже самый известный товарный знак погибает без его неустанной рекламы всеми доступными средствами;

– следите за тем, чтобы образ вашего товарного знака не устарел и не вышел из моды, своевременно адаптируйте его к современным условиям.

Закон «О нанесении ущерба товарному знаку» определяет две формы действий нарушителей, приводящих в том числе и к «размыванию» товарного знака: порочащие действия и смешение.

Порочащие действия предполагают связь известного знака с товаром или услугой недостаточного качества или иного представления знака в ущербном виде.

Смешение происходит, когда одна компания использует популярность знака, принадлежащего другой компании. Чтобы определить наличие смешения, суд учитывает пять взаимосвязанных факторов:

– сходство товарных знаков;

– сходство продукции;

– запутывание потребителей;

– известность знака истца;

– известность знака ответчика.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (виды товарных знаков) в любом цвете или цветовом сочетании.