Комбинированные товарные знаки

Комбинированные товарные знаки представляют собой комбинацию элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных и т.п. Словесная и графическая части комбинированного товарного знака должны быть взаимосвязанными композиционно и сюжетно и образовывать единое целое. В качестве товарного знака может быть зарегистрирована этикетка, которая заявлена и в качестве промышленного образца.

Внимание к этикетке в мире бизнеса непрерывно растет. Ей посвящают ежегодные выставки и салоны. Образовательные учреждения разрабатывают новые учебные программы по истории этикеток, их дизайну, технологии изготовления, направленной на высокую степень защиты от подделок, правовому сопровождению. Создаются новые журналы, открылся музей этикетки.

В сфере промышленной собственности этикетка воспринимается покупателями как ярлычок с характеристикой товара, а патентоведами и составителями толковых словарей – как товарный знак. В настоящее время этикетка относится к так называемым смежным объектам интеллек-туальной промышленной собственности. Этикетки стали получать охрану не только как товарные знаки, но и как промышленные образцы, полезные модели и даже как изобретения.

Как правило, заявители испрашивают охрану этикеток в качестве промышленных образцов в тех случаях, когда им отказывают в регистрации этикетки в качестве товарного знака по следующим причинам:

– если в композиции ее художественно-графического решения доминирует видовое наименование товара или если композиционное решение насыщено орнаментальной графикой, включает обязательные для этикеточной продукции словесные элементы, описывающие состав, свойства, пищевую ценность, происхождение, способы изготовления и употребления и т.д. Такие этикетки – товарные знаки квалифицируются как обозначения описательные, не обладающие различительной способностью и не регистрируются в качестве товарных знаков. Этикетки, не содержащие таких указаний, являются псевдоэтикетками, которые большинством заявителей подаются на регистрацию в качестве товарных знаков;

– для предупреждения столкновений прав владельцев зарегистрированных товарных знаков и обладателей патентов на зарегистрированные позднее промышленные образцы эксперты обязаны учитывать товарные знаки при экспертизе промышленных образцов (особенно часто встречается в табачной и винно-водочной отраслях);

– не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно его товара или его изготовителя (например, словесные элементы, способные по своей семантике ввести покупателя в заблуждение, или имитация зарегистрированных этикеток, используемых для товаров, имеющих высокую коммерческую репутацию на рынке).

Примеры изобразительных и комбинированных изображений показаны на рис.1.

Рис. 1. Примеры товарных знаков