Фирменное наименование

В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ «юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования». В большинстве стран фирменные наименования могут быть зарегистрированы государственным органом. Охрана обычно означает, что фирменное наименование одного предприятия не разрешается использовать другому предприятию ни в качестве фирменного наименования, ни в качестве товарного знака или знака обслуживания и что наименование или указание, сходное с данным фирменным наименованием и способное ввести общественность в заблуждение, не может быть использовано другим предприятием. Регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно и подтверждается свидетельством на право использования. Предупредительная маркировка: в виде слов «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ».

Таким образом, исключительное право на фирменное наименование возникает с момента включения юридического лица в Реестр юридических лиц. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и, в отличие от юридического лица, использует коммерческое обозначение.

Охрана коммерческого обозначения не регламентирована российским законодательством. Исключительное право на использование коммерческого обозначения возникает с начала его фактического использования. Но права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России в соответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности в качестве товарного знака.