Эволюция и современное состояние патентной охраны промышленных образцов

Появление правовой охраны промышленных образцов связано с развитием технологий массового производства. Промышленный рост основных отраслей во многих странах приобретал законодательную поддержку. Так, в Англии во второй половине XVIII века «текстильная революция» стала по мно¬гом возможна благодаря специальным законам, направленным на поддержку этой важной отрасли. В 1787 г. был принят закон о нанесении рисунка и набивке тканей, предоставлявший права авторства на определенный период времени «любому лицу, которое изобретет, нанесет рисунок и набьет ткань и станет владельцем любого нового и оригинального образца для набивки льняных, хлопчатобумажных, миткалевых и муслиновых тканей». Тем самым было признано значение промышленных образцов для развивающейся отрасли экономики страны.

Действие этого закона, затрагивающего только одну отрасль, уже через 10 лет было распрост-ранено на произведения скульптуры. Правовая охрана стала предоставляться новым моделям, копиям или отливкам «человеческих и животных фигур», а еще через 40 лет – новым моделям, копиям или отливкам «любого объекта, являющегося предметом изобретения в скульптуре».

Термин «промышленный образец» получил в Англии близкую к современной трактовку в специальном законе 1842 г. По этому закону «всякий новый и оригинальный образец» мог быть объектом правовой охраны. В законе упоминаются такие области использования, как печатание, вышивание, плетение, тиснение, гравирование, формовка, отливка и многие другие. Теперь промышленный образец уже был признан элементом производства в самом широком смысле слова.

Мы назвали только одно государство, в котором всего за несколько десятков лет промышленные образцы завоевали важное место в системе охраны интеллектуальной собственности. На самом деле, довольно быстрое «превращение» первых промышленных образцов в полноценные объекты промышленной собственности происходило и в других странах.

Так, по стопам английских соседей пошли во Франции, где в 1806 г. в интересах лионских производителей шелка был принят специальный закон, относящийся к промышленным образцам. Созданная в Лионе система депонирования образцов и урегулирования споров была впоследствии распространена на другие сферы промышленной деятельности.

В СССР первый законодательный акт об охране промышленных образцов был принят

в 1924 г. В качестве промышленных образцов охранялись «новые по виду или форме художественно-промышленные рисунки, предназначенные для воспроизведения в соответствующих изделиях; новые по виду, по форме, по устройству или расположению частей модели, предназначенные для промышленности, кустарного производства, торговли, ремесла, домашнего обихода и вообще для всякой работы».

В 1936 г. охрана была отменена и возобновилась только спустя почти 30 лет. Построение системы охраны нашло отражение в «Положении о промышленных образцах» (далее – Положение) 1965 г., согласно которому промышленным образцом признавалось «новое, пригодное к осуществлению промышленным способом, художественное решение изделия, в котором достигалось единство его технических и эстетических качеств».

Накопление и обобщение практического опыта, совершенствование методологии экспертизы обусловили принятие в 1981 г. новой редакции Положения. Теперь промышленным образцом стало признаваться «новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный эффект».

Эта редакция Положения действовала 10 лет. Новые экономические тенденции требовали корректировки законодательства в области охраны промышленной собственности в целом и промышленных образцов в частности.

Закон СССР «О промышленных образцах» 1991 г. был ориентирован на развитие рыночных отношений в сфере создания и использования промышленной собственности. Основные положения Закона нашли отражение в Патентном законе РФ 1992 г.

Прежде чем перейти к обсуждению действующих в настоящее время норм и правил оформления и охраны прав на промышленный образец, рассмотрим общие принципы, заложенные в основу законодательных актов в этой области права.

Общим для законодательств различных стран является правовая охрана не изделий или продуктов как таковых, а изображений, которые применяются или воплощаются в них. Следовательно, правовая охрана не препятствует производству и торговле товарами того же назначения, если они не воспроизводят охраняемое в качестве промышленного образца изображение, то есть имеют иной внешний облик.

Одна из основных целей охраны промышленных образцов состоит в использовании изобразительного элемента в производстве. Поэтому общим для законодательного регулирования патентной охраны промышленных образцов является условие утилитарности изделий, в которых они воплощены. Эстетическая привлекательность образцов не является самоцелью и в отрыве от функциональности теряет смысл. В этом состоит принципиальное отличие промышленных образцов от объектов авторских прав, изначально создаваемых как единичные произведения, главным образом, эстетической направленности.

Вот несколько формулировок условия промышленной применимости образцов. Типовой закон Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) охраняет промышленные образцы, которые могут служить « в качестве модели для изделия промышленного или кустарного производства». Законом Великобритании утилитарное требование выражено в том, что образец должен «применяться к изделию посредством какого-либо промышленного способа или средства». Согласно закону Италии, требуется, чтобы образец был способен придавать промышленному изделию специальный орнаментальный вид. Выше мы цитировали первый законодательный акт СССР 1924 г. об охране промышленных образцов, в котором требование применимости в промышленности, торговле, ремеслах, домашнем обиходе выражено еще более категорично.

Таким образом, сочетание функциональности и эстетичности – это не столько условие охраноспособности промышленных образцов, сколько идеология этого вида объектов промышленной собственности.

Рассмотрим теперь, как «звучит» аспект зрительного восприятия образцов и ряде законов.

Типовой закон ВОИС требует, чтобы образцы придавали «специальный внешний вил изделию промышленного или кустарного производства». В законе Японии речь идет об образцах, «которые при осмотре оставляют эстетическое впечатление» (и мы знаем, что это не фигура речи, ведь даже самые простые изделия японского производства отличаются великолепным дизайном). По английскому законодательству образцам должны быть присущи «черты, которые в готовом изделии воспринимаются и оцениваются исключительно зрительно». Законы Италии, Швеции и ряда других стран используют термины «внешний вид», «внешность» и близкие к ним по смыслу, подчеркивающие, что правовая охрана связана с внешним обликом изделий. Понятие «внешний вид» используется и в Патентном законе РФ: «К промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид».

Соответственно, законодательства исключают из правовой охраны промышленные образцы, характеризуемые исключительно функцией, которую выполняет изделие. Так, например, швейцарский закон предусматривает, что охрана промышленного образца не распространяется «на технологические процессы, использование или технический эффект изделия». В Типовом законе ВОИС принцип исключения из охраны сформулирован еще более определенно: «охрана не распространяется ни на что в промышленном образце, что служит исключительно получению технического результата».

Следует пояснить, что исключение относится к тем решениям, без которых достижение желаемого результата невозможно. Но в такой ситуации у разработчика решения возникает другая возможность его охраны – в качестве изобретения.

Все законодательства формулируют условия патентоспособности промышленных образцов. Прежде чем перейти к обсуждению этих условий, остановимся на, казалось бы, неожиданном вопросе: почему мы ни разу не привели правовую дефиницию понятия «промышленный образец»?

Прямое законодательное определение, адекватное понятию «промышленный образец», означало бы, что художественно-техническое решение может считаться таковым только в случае признания его патентоспособным. Понятно, что промышленный образец как творческий результат объективно существует независимо от того, как им распорядился автор. Однако патентную охрану могут получить лишь те решения, которые отвечают определенным законодательным требованиям.

Условия патентоспособности в законодательных актах различных стран варьируются незначительно. Так, в США к ним относятся новизна, оригинальность, декоративность; в Англии – новизна, промышленная применимость; в Германии – новизна и оригинальность; во Франции – новизна (включающая оригинальность), наличие художественных достоинств, внешний вид (эффект); в Японии – наличие художественных черт, новизна, оригинальность, возможность воспроизведения промышленным путем с единого образца; в России – новизна, оригинальность, промышленная применимость.

Как можно видеть, новизна является общим условием охраны промышленных образцов. В то же время характер новизны отличается в законодательствах разных стран.

Требование абсолютной (универсальной) новизны означает, что промышленный образец должен быть новым по отношению ко всем другим образцам, созданным когда бы то ни было в любой стране и раскрытым любыми визуальными или словесными средствами. В то же время требования к стандарту новизны во многих странах являются менее жесткими. Это может касаться времени, территории или средств выражения.

Общим аргументом в пользу универсальной новизны является то, что исключительные права должны предоставляться действительно новым, впервые созданным образцам. При ограничении новизны исходят, например, из того, что правовая охрана в стране может быть предоставлена промышленным образцам, опубликованным в другой стране, если они не ввезены из этой страны и не скопированы (в законодательствах имеется специальное условие, чтобы заявитель был автором промышленного образца).

В различных правовых системах право на охрану предоставляется создателю промышленного образца. В то же время отдельные правовые нормы законодательств расходятся. Существует различный подход к признанию прав работников или подрядчиков, создавших образец по договору с заказчиком. По разному выражено и отношение к признанию авторства компьютерных дизайнеров, принимающих участие в разработке образца.

Исключительное право распространяется на:

• изготовление или ввоз изделий, в которых образец применяется или в которых он воплощается;

• продажу, сдачу в наем или предложения к продаже таких изделий.

Срок действия прав варьируется в различных странах. Максимальный срок с учетом продлений составляет от 10 до 25 лет. Как правило, промышленные образцы не нуждаются в продолжительной охране – популярность и мода скоротечны.

В отношении промышленных образцов действует Гаагское соглашение 1925 г. о международном депонировании. Подписавшие его страны имеют право охраны промышленных образцов посредством единого депонирования их на английском или французском языке. Количество подписавших Соглашение стран невелико, в него не входят США, Россия, Великобритания, Япония. В 1999 г. был принят новый Акт Гаагского соглашения, введение которого повысило привлекательность депонирования.