Экспертиза заявки на товарный знак

Экспертиза заявки осуществляется федеральным органом власти по интеллектуальной собственности и включает предварительную (формальную) экспертизу поданных документов и экспертизу заявленного обозначения. В период проведения экспертизы заявки до принятия по ней решения заявитель вправе уточнять или исправлять материалы заявки. Если дополнительные материалы изменяют заявку по существу, они не принимаются к рассмотрению и могут быть оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки. Дополнительные материалы по запросу экспертизы должны быть представлены в течение двух месяцев с даты получения запроса. Если заявитель нарушил указанный срок и не ходатайствовал о его продлении, заявка считается отозванной.

Предварительная экспертиза документов заявки проводится в месячный срок с даты ее поступления в федеральный орган власти по интеллектуальной собственности. В ходе проведения предварительной экспертизы проверяются содержание заявки, наличие необходимых документов, их соответствие установленным требованиям. По результатам предварительной экспертизы заявителю сообщается о принятии заявки к рассмотрению и установлении приоритета товарного знака либо об отказе в принятии к рассмотрению. При принятии к рассмотрению проводится экспертиза товарного знака.

В ходе экспертизы товарного знака проверяется соответствие заявленного обозначения следующим требованиям:

1. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений или занимающих в знаке доминирующее положение следующих элементов:

– не обладающих различительной способностью;

– представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы;

– официальные названия государств;

– эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций;

– официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма;

– печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения;

– вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;

– являющихся общепринятыми символами и терминами;

– указывающих на вид, качество, количество, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта.

2. Не допускаются в качестве регистрации товарных знаков или их элементов обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности.

3. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения:

– с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров;

– с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров Российской Федерации:

– с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом Российской Федерации, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием;

– с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке.

4. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

– известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или часть их), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров;

– промышленные образцы, права на которые в Российской Федерации принадлежат другим лицам;

– названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемников;

– фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников.

Допускается использование некоторых указанных выше в качестве составной части товарных знаков, если они не занимают в них доминирующего положения. Но при регистрации товарного знака указывается, что такие обозначения исключаются из охраны, если они композиционно не связаны с другими элементами знака, или что товарный знак охраняется в целом, без предоставления охраны входящим в его композицию упомянутым обозначениям.

Такими элементами товарных знаков могут быть, например, наименования товаров и услуг, простые изображения товаров, для которых регистрируется товарный знак, не обладающие различительными признаками фирменные наименования или части фирменных наименований, некоторые описательные обозначения, отдельные буквы и цифры.

Исключение из охраны неохраноспособных элементов, находящихся в составе товарных знаков, оформляется в виде специальной записи – «дискламации» при внесении товарного знака в Государственный реестр товарных знаков, выдаче свидетельства на товарный знак, а также при публикации товарного знака в бюллетене «Товарные знаки».

По результатам экспертизы принимается решение о регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации. Сведения о регистрации товарного знака с его изображением публикуются в официальном бюллетене в течение шести месяцев с даты регистрации товарного знака. Право на использование товарного знака может быть предоставлено его владельцем другому юридическому или физическому лицу по лицензионному договору.

Разновидностью товарного знака можно считать наименование места происхождения товара–название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, например «ХОХЛОМА», «ГЖЕЛЬ», «МСТЕРА» и т.п.

Будет полезно почитать по теме: