Экспертиза заявки на промышленный образец по существу

Экспертиза заявки на промышленный образец по существу является административной процедурой, которая регламентирована п. 19 Правил.

Содержанием экспертизы заявки на промышленный образец по существу являются следующие действия экспертного органа:

– установление приоритета промышленного образца;

– проверка представленного заявителем перечня существенных признаков промышленного образца;

– проверка дополнительных материалов на соответствие их установленным требованиям;

– проверка соответствия промышленного образца, представленного на изображении изделия и охарактеризованного в перечне существенных признаков, установленным условиям патентоспособности на основании результатов информационного поиска с принятием решения о выдаче патента или об отказе в выдаче патента либо о признании заявки отозванной.

Согласно п. 1 ст. 24 Патентного закона РФ условием проведения экспертизы заявки на промышленный образец по существу является положительный результат формальной экспертизы указанной заявки.

Установление приоритета промышленного образца. Согласно п. 1 ст. 19 Патентного закона РФ приоритет промышленного образца устанавливается по дате подачи заявки в федеральный орган по интеллектуальной собственности. Дата подачи заявки определяется в соответствии

с п.18.7 Правил.

Закон устанавливает особенности установления приоритета промышленного образца:

– по дате более ранней, чем дата подачи заявки;

– по дате поступления дополнительных материалов к ранее поданной заявке;

– по дате подачи более ранней заявки того же заявителя;

– по выделенной заявке.

Кроме того, специальные правила предусмотрены для установления нескольких приоритетов.

Указанные особенности и специальные правила установления приоритета промышленного образца тождественны особенностям и правилам установления приоритета изобретения. Их детальная регламентация произведена в п. 19.3 Правил.

Проверка представленного заявителем перечня существенных признаков промышленного образца. Проверка перечня существенных признаков проводится в отношении того перечня, который был принят к рассмотрению по результатам формальной экспертизы. Если перечень изменялся заявителем после завершения формальной экспертизы, то в отношении измененного заявителем его варианта. В том случае, когда при проведении формальной экспертизы заявки было установлено нарушение требования единства промышленного образца и заявитель в установленный срок сообщил, какой промышленный образец подлежит рассмотрению в рамках поданной заявки, проверка проводится в отношении перечня, характеризующего этот промышленный образец. Если такое сообщение в установленный срок от заявителя не поступило, проверка проводится в отношении промышленного образца, указанного в перечне существенных признаков первым.

При проверке перечня устанавливается наличие в нем существенных признаков заявленного промышленного образца, совокупность которых достаточна для формирования внешнего вида изделия, нашедшего отражение на его изображениях, с указанными заявителем эстетическими и (или) эргономическими особенностями. Если установлено, что в перечне существенных признаков отсутствует нашедший отражение на изображении изделия признак, который, по мнению экспертизы, является существенным либо содержится в описании промышленного образца, заявителю предлагается включить этот признак в перечень.

Если экспертизой выявлены дополнительные эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, приводятся доводы, подтверждающие влияние на эти особенности признака, нашедшего отражение на изображении изделия, но не указанного заявителем в перечне существенных признаков, то заявителю предлагается включить этот признак в перечень.

В том случае, когда устанавливается, что представленный заявителем перечень содержит несущественные признаки, заявителю может быть предложено рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения такой редакции перечня. При отказе заявителя от внесения соответствующих корректировок либо непоступлении письменного согласия с ними от заявителя в ходе дальнейшей проверки рассматривается перечень существенных признаков в редакции заявителя.

Считается недопустимым исключение из рассмотрения каких-либо признаков, относящихся к внешнему виду изделия, нашедших отражение на изображениях изделия и включенных заявителем в перечень существенных признаков, на основании иного мнения экспертизы, чем мнение заявителя, о влиянии этих признаков на эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия.

При проверке перечня существенных признаков промышленного образца экспертный орган устанавливает факт соблюдения условия о возможности идентификации содержащихся в нем признаков (возможность визуальной идентификации признаков с элементами представленного заявителем изображения изделия и возможность однозначного понимания специалистом смыслового содержания понятий, которыми они охарактеризованы). При возникновении сомнений в соблюдении указанного условия экспертиза вправе запросить у заявителя разъяснения для подтверждения такой возможности.

Если установлено, что для возможности идентификации признака необходима корректировка его характеристики в перечне на основе изображения с учетом разъяснений описания промышленного образца, заявителю предлагается провести такую корректировку.

В том случае, когда соблюдено условие о возможности идентификации признака, но для его характеристики использована устаревшая терминология либо терминология, не в полной мере соответствующая принятой в конкретной области деятельности, заявителю может быть рекомендовано внести соответствующую корректировку в перечень существенных признаков.

Если заявитель отказывается скорректировать не соответствующий условию идентификации перечень существенных признаков, то при дальнейшем рассмотрении заявки нескорректированный признак и использованные для его характеристики понятия включенные в перечень, во внимание не принимаются.

Проверка перечня существенных признаков промышленного образца включает выявление в перечне признаков, не относящихся к художественно-конструкторскому решению изделия. При этом к художественно-конструкторскому решению изделия не относятся признаки, нашедшие отражение в таких элементах изображения и характеризуемые соответствующими этим элементам признаками перечня, которые предназначены исключительно для информационно-потребительских, информационно-рекламных или других специальных целей и не имеющие графических, шрифтовых или колористических особенностей, в частности:

– элементы, имеющие смысловое, в том числе информационное содержание, например буквы, слова, предложения, цифры, элементы ГОСТа, место изготовления, год выпуска, автор дизайна.

При проверке перечня существенных признаков промышленного образца на соответствие характеризуемых его понятий, содержащихся в описании, выявляются понятия, которые использованы заявителем при характеристике признаков, включенных в перечень. В данном случае заявителю может быть сообщено о том, что представленный им перечень не разъясняется в описании, и предлагается включить в описание необходимые разъяснения.

Если в заявке приведен перечень существенных признаков, содержащий один пункт, экспертный орган проверяет факт характеристики в таком перечне одного промышленного образца. В том случае, когда установлено нарушение требования об относимости пункта перечня к одному промышленному образцу, заявителю сообщается об этом и предлагается скорректировать перечень для устранения выявленного нарушения с доплатой в случае необходимости патентной пошлины.

Если заявителем предложен перечень существенных признаков, содержащий несколько пунктов, каждый из них проверяется на соответствие требованию об относимости пункта перечня к одному промышленному образцу. Кроме того, устанавливается наличие группы промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел.

В том случае, когда установлено, что пункт перечня относится к более чем одному промышленному образцу, в том числе, когда в перечне содержится признак, выраженный альтернативными понятиями, а заявитель отказывается скорректировать перечень, продолжение экспертизы заявки возможно лишь при указании заявителем промышленного образца, подлежащего дальнейшему рассмотрению.

При проверке правильности отнесения промышленных образцов, охарактеризованных в пунктах перечня, к вариантам экспертный орган проверяет то обстоятельство, что указанные заявителем назначения промышленного образца и основные композиционные элементы совпадают. При этом условие совпадения основных композиционных элементов не считается нарушенным, если для каждого из промышленных образцов группы (или одного из них) указано несколько основных композиционных элементов, а совпадение установлено лишь в отношении некоторых из числа указанных элементов.

Если при проверке представленного заявителем перечня существенных признаков установлено, что он составлен с нарушением требований п. 19.4 Правил, но эти нарушения не препятствуют проверке патентоспособности заявленного промышленного образца, то все вопросы, связанные с корректировкой перечня, выясняются с заявителем после получения предварительного вывода о патентоспособности промышленного образца, охарактеризованного таким перечнем.

Для проверки патентоспособности заявленного промышленного образца принимается перечень существенных признаков, в отношении которого экспертным органом проведена проверка в соответствии с п. 19.4 Правил.

Проверка дополнительных материалов на соответствие их установленным требованиям. Согласно п. 1 ст. 20 Патентного закона РФ заявитель имеет право внести в документы заявки на промышленный образец исправления и уточнения без изменения сущности заявленного промышленного образца до принятия по этой заявке решения о выдаче патента либо решения об отказе в выдаче патента. Проверка дополнительных материалов осуществляется согласно процедуре, установленной п. 20 Правил. Указанная процедура аналогична порядку проверки дополнительных материалов, установленному в отношении документов заявки на изобретение. Как в том, так и в другом случае дополнительные материалы могут представляться по инициативе заявителя либо по запросу федерального органа по интеллектуальной собственности.

При поступлении дополнительных материалов, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу федерального органа по интеллектуальной собственности и принятых к рассмотрению, проверяется, не изменяют ли они сущность заявленного промышленного образца.

Дополнительные материалы признаются изменяющими сущность промышленного образца, если они содержат признаки, подлежащие включению в перечень существенных признаков и отсутствующие на дату подачи заявки на изображениях изделия. При этом признаки считаются подлежащими включению в перечень существенных признаков промышленного образца не только в том случае, когда они содержатся в представленном заявителем уточненном перечне, но и когда заявитель лишь указывает на необходимость включения в перечень таких признаков.

Дополнительные материалы, содержащие наряду с отсутствующими на дату подачи заявки на изображениях изделия признаками, подлежащими включению в перечень, а также иные сведения необходимые для рассмотрения заявки, признаются изменяющими сущность лишь в части, содержащей указанные признаки.

Не считаются изменяющими сущность заявленного промышленного образца дополнительные материалы:

– содержащие отсутствующие в первоначальных материалах заявки сведения о заявленном промышленном образце, не относящиеся к признакам, подлежащим включению в перечень существенных признаков, например дополнительные сведения об условиях осуществления промышленного образца либо уточненные графические материалы;

– влекущие замену изображения изделия на его часть, если эта часть нашла отражение на изображениях изделия и представлена в перечне существенных признаков, содержащихся в заявке на дату ее подачи;

– влекущие замену изображения части изделия на изображение целого изделия, если целое изделие нашло отражение на изображениях изделия и представлено в перечне существенных признаков, содержащихся в заявке на дату ее подачи;

– влекущие замену изображения одной части изделия на изображение другой его части, если эта другая часть нашла отражение на изображениях изделия и представлена в перечне существенных признаков, содержащихся в заявке на дату ее подачи;

– влекущие исключение из первоначального изображения изделия его элементов, если в первоначальных материалах заявки на дату ее подачи характеризующие эти элементы признаки не были приведены в перечне существенных признаков и (или) не были отмечены в описании как влияющие на особенности решения внешнего вида изделия.

В том случае, когда в перечень существенных признаков включен новый пункт, в котором охарактеризован промышленный образец, не включенный в перечень, ранее принятый к рассмотрению, проверяется наличие документа, подтверждающего уплату патентной пошлины в установленном размере. Если такой документ не представлен, изменения перечня во внимание не принимаются, о чем заявитель уведомляется.

Информационный поиск и проверка заявленного промышленного образца условиям патентоспособности. Проведение информационного поиска осуществляется в порядке, установленном п. 21 Правил. Целью информационного поиска является определение области сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца, в сравнении с которыми будет осуществляться оценка новизны и оригинальности. Информа-ционный поиск проводится в отношении неотозванных и не признанных отозванными заявок, прошедших формальную экспертизу с положительным результатом.

Информационный поиск не проводится в отношении решений, не признаваемых согласно

п. 2 ст. 6 Патентного закона РФ патентоспособными промышленными образцами.

Информационный поиск проводится в отношении промышленного образца, который нашел отражение в изображении изделия и охарактеризован в принятом к рассмотрению перечне существенных признаков, с учетом описания, конфекционной карты и чертежей (если таковые имеются). При проведении информационного поиска принимаются во внимание также существенные, по мнению экспертизы, признаки, нашедшие отражение в изображении изделия, но не включенные в перечень существенных признаков.

Если заявитель в установленный срок не ответил на сообщение о нарушении требования единства промышленного образца, информационный поиск проводится по промышленному образцу, указанному в перечне существенных признаков первым. По другим промышленным образцам информационный поиск может быть проведен при условии дополнительной оплаты, о чем заявитель извещается.

Область и объем информационного поиска определяются согласно п. 21.4 Правил.

Под областью информационного поиска понимается совокупность разделов

художественно-конструкторских решений, информация по которым просматривается для установления объема сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета заявленного промышленного образца.

В качестве характеристики области информационного поиска используются индексы рубрик МКПО.

При определении области поиска учитывается решение изделия в целом и его признаки, придающие этому решению самостоятельные художественно-конструкторские и (или) эргономические особенности, отличительные от наиболее близкого аналога, если он указан. При определении области поиска учитываются, кроме того, признаки, придающие этому решению самостоятельные эстетические и (или) эргономические особенности, общие для промышленного образца и наиболее близкого аналога, если имеются относящиеся к ним отличительные признаки, не придающие самостоятельные художественно-конструкторские и (или) эргономические особенности решению изделия. Поиск этих признаков проводится как в известных объектах, так и в их частях безотносительно к назначению этих объектов и их частей. Информационный поиск проводится в установленном федеральным органом по интеллектуальной собственности объеме сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета заявленного промышленного образца.

При проведении информационного поиска для целей проверки новизны заявленного решения в объем поиска включаются также при условии их более раннего приоритета все поданные в России другими лицами заявки на промышленные образцы, кроме тех отозванных заявителем, с документами которых не вправе ознакомиться любое лицо, а также запатентованные в России промышленные образцы независимо от того, опубликованы ли сведения о них на дату приоритета заявки, по которой проводится информационный поиск. К заявкам, поданным в России другими лицами, приравниваются заявки, поданные в СССР на промышленные образцы, по которым в установленном порядке поданы ходатайства о выдаче патентов Российской Федерации.

Информационный поиск не прекращается и проводится до конца в полном объеме, даже если в процессе поиска обнаружено известное художественно-конструкторское решение изделия, в котором нашли отражение все указанные заявителем существенные признаки заявленного промышленного образца.

Результаты информационного поиска оформляются в виде отчета. Требования к содержанию отчета об информационном поиске и порядку ознакомления с результатами поиска установлены в п. 21.5 Правил.

В отчете о поиске указываются:

– номер заявки, по которой проведен поиск;

– дата подачи заявки;

– индекс рубрики МКПО, установленный при классифицировании заявленного промышленного образца;

– название промышленного образца, в отношении которого проведен информационный поиск;

– индексы рубрик МКПО, характеризующие область информационного поиска, перечень патентной документации стран, необходимой для включения в область поиска в зависимости от указанных рубрик МКПО, непатентная литература по соответствующей тематике;

– приводимые в виде библиографических данных ссылки на документы, на их конкретные части, относящиеся к предмету поиска, документы, опубликованные ранее даты подачи заявки, но позже даты приоритета, если по заявке испрашивается более ранний приоритет;

– дата завершения информационного поиска.

Копии документов, указанных в отчете о поиске, за исключением копий заявок, сведения о которых недоступны для ознакомления любого лица, при условии соответствующей оплаты могут быть предоставлены заявителю и третьим лицам. Любое лицо при условии соответствующей оплаты может также получить копию отчета о проведенном по заявке информационном поиске. При этом третьим лицам копия отчета о поиске может быть предоставлена не ранее публикации сведений о выдаче патента.

Из направляемых заявителю или третьему лицу копий отчета об информационном поиске изымаются сведения о заявках, с документами которых не вправе ознакомиться любое лицо.

Проверка соответствия заявленного промышленного образца условиям патентоспособности заключается в исследовании экспертным органом вопроса о том, отвечает ли представленное заявителем художественно-конструкторское решение установленным законом критериям, а именно – условиям новизны и оригинальности. Порядок проверки патентоспособности промышленного образца установлен в п. 19.5 Правил.

Проверка патентоспособности заявленного решения начинается с установления того, может ли оно быть признано относящимся к промышленным образцам. Если установлено, что промышленный образец не может быть отнесен к изделию промышленного или кустарно-ремесленного производства, то проверка его новизны и оригинальности не проводится.

Проверяется также, не относится ли заявленное решение к числу не признаваемых патентоспособными в смысле п. 2 ст. 6 Патентного закона РФ.

При предполагаемом отнесении заявленного предложения к изделиям, не изготавливаемым в промышленном или кустарно-ремесленном производстве, а также к перечню решений, не признаваемых патентоспособными, заявителю направляется запрос с изложением соответствующих доводов.

Проверка новизны промышленного образца осуществляется в соответствии с п. 19.5.1 Правил в отношении всей совокупности существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков, принятом к рассмотрению по результатам формальной экспертизы, а если он изменялся заявителем после ее завершения, то в отношении измененного заявителем перечня.

В отношении промышленного образца, для которого установлено несоответствие условию новизны, проверка оригинальности не проводится.

Проверка оригинальности промышленного образца осуществляется в соответствии

с п. 19.5.2 Правил. Если установлено отсутствие оригинальности, заявителю может быть направ-лен запрос с изложением соответствующих доводов и предложением представить свое мнение относительно этих доводов и при необходимости – скорректированный на основе первоначальных материалов заявки перечень существенных признаков промышленного образца.

Особенности проверки патентоспособности промышленного образца, охарактеризованного перечнем, включающим несколько пунктов, установлены в п. 19.5.3 Правил.

В процессе исследования заявленного промышленного образца по критериям патенто-способности экспертный орган может запросить у заявителя дополнительные материалы, в том числе измененный перечень существенных признаков. Запрос направляется заявителю в случае, если без таких материалов невозможно проведение экспертизы заявки по существу, включая принятие решения. Основания для запроса и порядок его направления заявителю определены

в п. 19.6 Правил.