Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования

Психологическое консультирование – процесс оказания психологической помощи на основании представлений о том, что благодаря специально организованному процессу общения могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности.

Необходимость в психологическом консультировании в целях психокоррекции возникает в следующих типичных случаях (ситуациях).

Ситуация 1. У человека появляются проблемы, связанные с отсутствием или недостаточным развитием каких-либо ценных личностных качеств.

Случай 1. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми какие-либо способности. Речь, в частности, может идти о следующих способностях:

• интеллектуальных;

• мнемических;

• коммуникативных;

• организаторских;

• специальных (например, математических, лингвистических, физико-технических и др.).

Случай 2. Проблемы, связанные с темпераментом, в частности:

• со скоростью реакции;

• с темпом работы или общения;

• с эмоциональностью;

• с уравновешенностью.

Случай 3. Отсутствуют или являются недостаточно развитыми определенные черты характера, например:

• волевые черты характера (сила воли, твердость, настойчивость, целеустремленность);

• деловые черты характера (ответственность, аккуратность, исполнительность, точность);

• коммуникативные черты характера (отзывчивость, контактность, общительность).

Случай 4. Имеются проблемы потребностно-мотивационного плана, в том числе:

• отсутствуют главная цель или смысл жизни;

• отсутствует интерес к приобретению нового жизненного опыта, учению, саморазвитию;

• отсутствует интерес к какому-либо конкретному, но жизненно важному виду деятельности.

Интерес (от лат. interest – иметь значение) – эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к данной деятельности или объекту.

Ситуация 2. Человек испытывает явный дефицит в развитии каких-либо социально полезных форм поведения.

Случай 1. Отсутствие или слабое развитие форм поведения, касающихся личного общения с людьми, в том числе:

• отсутствие интереса к людям;

• неумение привлекать к себе внимание, производить эмоционально-положительное впечат-ление на людей;

• неумение высказывать комплименты в адрес других людей и реагировать на комплименты в свой собственный адрес (комплимент – похвала, лестные слова, рассчитанные на положительное восприятие партнера по общению);

• неумение правильно воспринимать социальные роли, играемые другими людьми в личном общении с данным человеком;

• неумение предупреждать и разрешать межличностные конфликты.

Случай 2. Отсутствие или недостаточное развитие форм поведения, связанных с деловым общением с людьми, в том числе:

• неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы с их стороны;

• неумение убеждать людей, привлекать их на свою сторону;

• неумение выступать публично.

Ситуация 3. Человека в его жизни постоянно преследуют неудачи.

Случай 1. Неудачи у данного человека носят в основном персональный, т.е. личный, характер, в том числе:

• касаются недостатков в развитии способностей, интересов, потребностей, эмоций и чувств, темперамента, черт характера;

• связаны с неудачами в избавлении от разного рода комплексов;

• касаются трудностей установления хороших личных взаимоотношений с людьми;

• связаны с неспособностью управлять собственными эмоциональными состояниями.

Случай 2. Неудачи делового характера, в том числе:

• в выборе профессии, условий и места работы;

• в продвижении по службе;

• в сохранении работоспособности в течение достаточно длительного времени;

• в соревновании (конкуренции) с другими людьми.

Ситуация 4. Проблемы, касающиеся самочувствия, состояния здоровья.

Случай 1. Недомогания психогенного характера, в том числе:

• психогенные сердечные недомогания;

• нарушения, связанные с работой пищеварительной системы.

Случай 2. Непредсказуемо изменчивое настроение, включая:

• неожиданные, необъяснимые изменения настроения;

• депрессивные состояния;

• снижение работоспособности;

• бессонницу;

• эмоциональные переживания, аффекты, стрессовые состояния.

Ситуация 5. Не складываются взаимоотношения с окружающими людьми.

Взаимоотношения – система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, и т.д.

Случай 1. Проблемы в сфере личных взаимоотношений с людьми своего возраста, в том числе:

• отсутствуют взаимные симпатии;

• имеют место явно выраженные межличностные антипатии;

• человек неспособен вести себя естественно, всегда и везде оставаться самим собой, вынужден играть не свойственные ему социальные роли.

Случай 2. Проблемы в сфере деловых взаимоотношений со сверстниками, включая:

• невозможность нормального взаимодействия с людьми в работе;

• неспособность быть лидером-организатором дела;

• неумение подчиняться другим.

Случай 3. Проблемы взаимоотношений в семье, в том числе:

• во взаимоотношениях со своим будущим супругом (супругой);

• во взаимоотношениях между супругами в уже сложившейся семье;

• во взаимоотношениях супругов со своими родителями;

• во взаимоотношениях родителей с детьми (беспокойство родителей по поводу состояния и поведения детей, а также беспокойство детей в отношении родителей);

• во взаимоотношениях супругов с другими родственниками, кроме родителей и детей.

Ситуация 6. Руководство людьми и принятие связанных с этим решений.

Случай 1. Проблемы принятия деловых решений, включая:

• решения по персональным делам, деловые решения.

Случай 2. Руководство и управление, в том числе:

• руководство людьми;

• руководство выполняемой работой.