Советы по вопросам, связанным с темпераментом

Прежде чем приступить к обсуждению рекомендаций, которые психолог-консультант может предложить клиенту, озабоченному проблемами неадекватных проявлений своего темперамента, вспомним то основное, что касается психологии темперамента и должно учитываться в процессе проведения психологического консультирования.

Темперамент человека – устойчивая совокупность динамических особенностей психических процессов и действий человека, представленных такими свойствами, как темп, скорость реакции, динамика проведения нервных импульсов, уравновешенность и эмо-циональность. Все эти свойства, кроме внешних, поведенческих проявлений, имеют внутренние, нервно-психические проявления, которые, как правило, скрыты от наблюдения.

Внутренние и внешние проявления темперамента одного и того же человека иногда совпадают, иногда не совпадают. Кроме того, то, как сам человек представляет свой темперамент, может не вполне соответствовать действительности. Человек вполне может ошибаться в оценке типа своего темперамента, его достоинств и недостатков. Природный тип темперамента человека может быть скрыт за социально обусловленными формами поведения.

Природный тип темперамента человека переделать невозможно, так как он определяется генотипически обусловленными свойствами его нервной системы. Поведенческие же проявления темперамента вполне поддаются психологической коррекции.

Тип темперамента человека, данный ему от природы, сам по себе не может быть ни хорошим, ни плохим. К примеру, как холерики или сангвиники, так и флегматики или меланхолики имеют свои достоинства и недостатки, которые в сочетании друг с другом являются примерно одинаковыми для разных типов темперамента.

Предлагая клиенту рекомендации, касающиеся его темперамента, следует учитывать и новейшие данные о том, что свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента, могут различным образом проявляться в общении человека с людьми и в его практической деятельности. Установлено, что разные блоки мозга могут обладать несколько различными сочетаниями свойств составляющей их нервной системы, и, следовательно, в связанных с ними психических процессах и формах поведения могут обнаруживаться различные характеристики темперамента. Так, например, человек может проявлять себя как холерик в общении с людьми и быть сангвиником в работе; он может оказаться флегматиком в работе и меланхоликом в общении с людьми.

Обозначим типичные проблемы, возникновение которых может побудить человека обратиться в психологическую консультацию с жалобами на свой темперамент.

1. Беспокойство человека по поводу того, что он не в состоянии управлять внешними проявлениями своего темперамента, например эмоциями и реакциями на ситуацию или действия других людей.

2. Опасения человека по поводу того, что из-за своего будто бы не вполне удачного темперамента он не может психологически нормально взаимодействовать с людьми.

3. Беспокойство человека в связи с часто возникающей у него напряженностью в работе или в общении с людьми из-за того, что он не успевает за другими людьми или, напротив, опережает их в своих действиях, а в целом, как ему кажется, не соответствует требованиям, предъявляемым к нему другими людьми.

4. Беспокойство человека по поводу несколько замедленного по сравнению с другими людьми темпа его работы и несколько замедленных реакций на действия взаимодействующих с ним людей, например их словесных или умственных реакций.

5. Тревожность человека по поводу якобы имеющейся у него слабости нервной системы.

6. Переживания человека в связи с его эмоциональной неуравновешенностью, например по поводу неадекватных проявлений его характера, которые он ошибочно связывает с темпераментом. Рассмотрим более подробно, с точки зрения практики проведения психологического консультирования, все эти частные случаи, сформулируем связанные с ними конкретные рекомендации, которыми психолог-консультант мог бы воспользоваться, работая с клиентом.

Случай 1. Ситуация, соответствующая этому случаю, может возникнуть вследствие двух наиболее вероятных причин: наличия у человека холерического или сангвинического темперамента и физического недомогания, сопровождающегося нервно-психическим расстройством.

В первом случае необходимо будет при помощи психологического тестирования точно определить тип темперамента клиента, и если наличие у него указанного выше типа темперамента подтвердится, то прежде всего поставить об этом в известность самого клиента.

Далее желательно посоветовать ему не переживать по поводу того что он не всегда в состоянии управлять своими эмоциями, и постараться убедить клиента в том, что повышенная эмоциональность не только не является недостатком личностного плана, но во многих случаях жизни выступает как очевидное достоинство человека. Во втором случае (вторая причина) проблема решается гораздо проще – за счет отдыха и за счет создания такого режима работы, при котором исключаются серьезное физическое утомление, повышенная нервная напряженность и нервно-психические заболевания. Этот случай, однако, больше находится в сфере компетенции врачей, а не психологов, и его мы далее специально обсуждать не будем. Эмоциональность, о которой речь шла выше, весьма ценится людьми, так как является очевидной демонстрацией того, что человеку не безразлично происходящее вокруг, в частности те люди, с которыми он общается (конечно, речь прежде всего идет о положительных эмоциях).

Для более убедительного доказательства клиенту того, что его эмоциональность не должна его особенно беспокоить, можно сослаться и на следующий аргумент: это качество в людях особенно ценится теми, кто интеллектуально развит, образован и высококультурен.

Иное дело – то, как эмоциональность человека проявляется вовне, в его взаимоотношениях с людьми и поступках. Если повышенная эмоциональность обеспечивает человеку высокие результаты в работе и улучшает его взаимоотношения с людьми, то она, безусловно, является достоинством. Если же чрезмерно выраженная внешняя эмоциональность мешает работе и ухудшает взаимоотношения, то о ней стоит задуматься. В последнем случае проблема касается не эмоциональности как таковой, а умения человека управлять ее внешними проявлениями.

То же самое относится к такому свойству темперамента, как скорость реакции. Ее, как и эмоциональность, практически невозможно постоянно контролировать. Клиенту желательно знать свою природную скорость реакции и то, в чем он отличается от других людей. Если такое отличие обнаруживается и является настолько существенным, что может осложнить взаимодействие клиента со значимыми для него людьми, то желательно рекомендовать ему заранее предупреждать людей, с которыми он вступает в контакты, о том, что у него имеются особенности, связанные со скоростью реакции. Подобное предупреждение, данное заведомо, снимет возможные ненужные проблемы, которые у клиента могут возникнуть в связи с его неадекватной скоростью реакции.

Случай 2. Люди, обладающие диаметрально противоположными, психологически не совместимыми темпераментами, например, холерическим и меланхолическим, сангвиническим и флегматическим, обычно испытывают неудобства, напряженность в общении друг с другом.

Особенно часто это проявляется тогда, когда такие люди недостаточно хорошо знакомы в начале их общения. Они сами друг другу кажутся психологически несовместимыми, и напря-женность, возникающая между ними, может показаться им непреодолимой.

Психологическая несовместимость тяжело переживается людьми и иногда кажется им неразрешимой проблемой на пути установления между ними нормальных человеческих взаимоотношений. На самом деле это далеко не так.

Во-первых, все люди обладают большими возможностями адаптации друг к другу и значительной гибкостью в своем поведении, что позволяет им хорошо приспосабливаться друг к другу. Во-вторых, реализация этих возможностей и конечный результат взаимного приспособления друг к другу в гораздо большей степени зависят от желания людей найти общий язык, чем от исходных природных различий в их темпераментах. В-третьих – и это главное – симпатия или антипатия, любовь или ненависть людей друг к другу практически никак не связаны с тем, какими типами темпераментов они обладают. Положительные или отрицательные чувства друг к другу с одинаковой вероятностью могут испытывать и холерики, и сангвиники, и флегматики, и меланхолики. Поэтому нет сколько-нибудь серьезных оснований для беспокойства о том, что различия в свойствах темперамента могут стать фатальными для личных или деловых взаимоотношений людей. В этом в первую очередь необходимо убедить клиента, обратившегося в психологическую консультацию по поводу разницы в темпераментах значимых для него людей и его самого.

Ссылки на психологическую несовместимость темпераментов часто являются лишь средством скрыть от собственного сознания и от понимания других людей более важные и более глубокие причины неблагоприятных личных и деловых взаимоотношений.

В этой связи следующий важный шаг, который должен предпринять психолог-консультант, работая с жалующимся на психологическую несовместимость клиентом, состоит в следующем: дать понять клиенту, что необходим более глубокий психологический анализ тех отношений, в которых между ним и окружающими людьми обнаруживается психологическая несовместимость.

Если спустя некоторое время после того, как клиент поймет, что реальная проблема его взаимоотношений с людьми не связана с особенностями его темперамента, данная проблема на этом направлении поисков не будет решена, то это значит, что ее причину следует искать в чем-то другом, а не в разнице в темпераментах.

Случай 3. Если клиент жалуется психологу-консультанту на постоянную напряженность, возникающую у него в работе или в общении с людьми, то в основе этого могут также лежать три вероятные причины: отсутствие интереса к выполняемой работе, отсутствие интереса к человеку, с которым ему приходится общаться, и динамика рабочих или коммуникативных движений, не вполне соответствующая природному типу темпераментов взаимодействующих друг с другом людей.

Прежде всего необходимо уточнить, с какой из этих возможных причин психолог-консультант на самом деле столкнулся в практике работы с клиентом.

Если реально действующей является первая или вторая из названных причин, то снять возникшую в связи с ними психологическую напряженность можно только за счет изменения отрицательного отношения к работе или к человеку на положительное.

Если же реальная причина состоит в несоответствии динамических особенностей рабочих движений или общения свойствам темпераментов общающихся друг с другом людей, то можно рекомендовать клиенту перейти на такой темп и скорость работы или общения со своим партнером, которые наиболее удобны для него и для его партнера, наиболее комфортны и менее всего утомительны, т.е. не вызывают напряженности.

При этом клиента желательно убедить в том, что качество его работы и результаты общения с людьми от перехода на более удобные динамические характеристики работы и общения не только не ухудшатся, но, в конечном счете, улучшатся. Поначалу, однако, ему может показаться непривычным и трудным работать и общаться по-новому.

Случай 4. Опасения по поводу замедленного по сравнению с другими людьми темпа работы и по поводу чрезмерно замедленных реакций на их действия в тех или иных ситуациях.

Такие опасения в большинстве случаев не являются достаточно обоснованными. Выше уже много говорилось о том, что медленность темпа и замедленность реакций не являются личными недостатками людей. Они выступают как таковые лишь тогда, когда сопровождаются снижением результатов работы и трудностями в общении с людьми, а также повышенной внутренней напряженностью.

Однако довольно редко и только у особо одаренных людей бывает в жизни так, чтобы то, что делается быстро, в то же время было и качественно. Напротив, достаточно часто происходит так, что гораздо более высоким качеством работы отличаются те, кто трудится не торопясь.

Если собрать вместе и взвесить все «за» и «против» быстрой и медленной работы, ускоренных или замедленных умственных или двигательных реакций на действия людей, то окажется, что как раз неторопливая работа и весьма размеренные реакции часто превосходят по качеству и по продуктивности быструю работу и ускоренные реакции.

Поэтому клиенту, жалующемуся психологу-консультанту на то, что он не успевает за другими или, напротив, опережает их, надо порекомендовать сделать как минимум две вещи: во-первых, перестать беспокоиться по поводу этого как о серьезном личностном недостатке; во-вторых, постараться выработать у себя привычку работать и реагировать на действия других людей, заботясь прежде всего о качестве работы и результатах общения и не обращая особого вни-мания на скорость и темп работы и общения.

Случай 5. Слабость нервной системы и связанные с ней свойства темперамента могут считаться личными недостатками человека лишь по отношению к видам деятельности, вызывающим повышенную напряженность и требующим от человека значительной физической и психологической выносливости.

В настоящее время таких видов деятельности не так уж много, и большинство из них не являются престижными. К таким видам деятельности относится, например, работа человека в условиях постоянного и повышенного шума.

Что касается остальных, наиболее привлекательных для современного человека видов деятельности, то для занятий ими слабость нервной системы – весьма незначимый, а иногда даже и положительный фактор, особенно если данный вид деятельности требует от человека тонкой чувствительности к разного рода воздействиям и ситуациям.

Случай 6. Эмоциональная неуравновешенность в отличие от всех других проблем, связанных с темпераментом человека, действительно является реальной и серьезной проблемой. Ее необходимо решать, а не убеждать клиента в том, что она не существует.

Прежде всего отметим, что эмоциональная неуравновешенность человека – это и внутреннее, и внешнее проявление его темперамента. Оно выражается в том, что в нервной системе человека процессы возбуждения или торможения явно преобладают друг над другом (неуравновешенность может быть и при доминировании возбуждения над торможением, и при преобладании торможения над возбуждением).

Доминирующий нервный процесс находит свое внешнее выражение в неадекватных реакциях человека на ситуацию. Там, где требуется спокойный ответ, человек реагирует слишком бурно, и, напротив, в том случае, если подходящим является эмоционально активный ответ, реакция человека оказывается пассивной.

Если в жизни данный человек чаще всего кажется эмоционально возбужденным, чем эмоционально подавленным, и оказывается не в состоянии контролировать свое поведение, то о нем говорят как о неуравновешенном человеке, с преобладанием возбуждения над торможением. Если, напротив, человек чаще бывает подавленным и торможение в его поведении, очевидно, доминирует над возбуждением, то его характеризуют как эмоционально неуравновешенного человека, с преобладанием торможения над возбуждением.

Психологу-консультанту совместно с клиентом, который обратился к нему с жалобой на свою эмоциональную неуравновешенность, прежде всего необходимо выяснить, к какому из этих двух типов людей относится данный клиент. Важность данного шага связана с тем, что практические советы и рекомендации для людей с разными видами эмоциональной неуравновешенности будут различными.

После этого можно переходить к выяснению причин неуравновешенности, которые у разных людей также могут оказаться различными.

По определенному в ходе психологического диагноза сочетанию этих причин можно будет дать конкретные, индивидуально своеобразные рекомендации по устранению причин эмоциональной неуравновешенности клиента.

Будет полезно почитать по теме: