Советы по развитию воли

Воля – форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции.

Если к психологу-консультанту по поводу недостаточного развития тех или иных черт характера у детей обращаются взрослые люди, например родители ребенка (если сам ребенок еще мал, например ему меньше трех лет), то первое, что следует сделать психологу-консультанту – это заверить клиента в том, что нужные волевые черты характера у ребенка еще вполне можно сформировать. При этом желательно обратить внимание клиента на правильную организацию практики общения взрослых с ребенком, в которой обязательно необходимо будет учесть следую-щие моменты.

1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.

2. Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно, случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство взрослого в дела ребенка должно быть не навязчивым и, по возможности, незаметным для самого ребенка.

3. Самостоятельность ребенка особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-либо сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолевать препятствия. Поощрение должно иметь место даже в том случае, если ребенок старался что-либо сделать сам, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка получаемые им поощрения ассоциировались именно со старанием, а не только и не столько с высокой оценкой взрослыми его способностей.

4. В практике педагогического общения с ребенком поощрения должны доминировать над наказаниями, что в свою очередь играет важную роль в развитии его волевых качеств. Такая практика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.

Если по поводу волевых проблем детей к психологу-консультанту обращаются взрослые люди, если их заботит судьба детей, достигших уже дошкольного возраста (от четырех-пяти до шести-семи лет), то общие рекомендации по укреплению воли детей этого возраста будут в основном такими же, как в отношении детей раннего дошкольного возраста (от одного года до трех лет).

Следует, однако, иметь в виду, что этого для детей среднего и старшего дошкольного возраста будет недостаточно, так как, во-первых, воля ребенка к данному возрасту уже в основном сложилась, и, во-вторых, психология детей дошкольного возраста в целом отличается от психологии детей раннего возраста. Последнее обстоятельство необходимо обязательно учитывать, давая рекомендации по развитию воли у дошкольников.

Прежде всего здесь надо иметь в виду то, что волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности. Это – игра, учение, общение и труд, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка.

Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей.

Положительную роль в развитии воли в дошкольном возрасте выполняют, например, игры – соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми.

Следует иметь в виду и то, что по-настоящему развитая воля основана на разуме и сознании человека, т.е. базируется не на слепой, неосознаваемой, интеллектуально не контролируемой силе типа упрямства, а на сознательных, разумно принимаемых решениях. Даже у разумного человека его решения усилием воли претворяются в жизнь.

Сознание ребенка-дошкольника, особенно достигшего старшего дошкольного возраста, уже достаточно развитое. Поэтому, начиная с этого возраста, важно добиваться того, чтобы волевое поведение и, соответственно, волевые качества ребенка формировались и укреплялись на вполне разумной основе. В противоположном случае может случиться так, что воля фактически превратится в упрямство или несговорчивость, в капризность ребенка.

Последнее обстоятельство особенно важно принимать в расчет при обращении в психологическую консультацию подростков по вопросам укрепления своей воли. Распространенная в этом возрасте не вполне разумная практика воспитания воли зачастую бази-руется только на силе и физической выносливости и нередко ведет к весьма далеким от настоящего развития воли человека и от современной культуры последствиям типа повышенной агрессивности, культа грубой силы, безжалостности.