Советы по развитию интеллектуальных способностей

Предлагая клиенту частные рекомендации по развитию его интеллектуальных способностей, психолог-консультант должен будет учесть следующее.

1. Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание, рассудок) – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. В силу своей сложности и неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений.

Интеллект человека имеет довольно сложную внутреннюю структуру и включает в себя не только многие разные виды мышления, но также и разнообразные интеллектуальные операции, умения и навыки. Полноценное развитие интеллекта предполагает взаимосвязанное совершенст-вование всех видов мышления, а также умственных операций, умений и навыков. Предлагая клиенту практические средства для развития только одного вида мышления, например словесно-логического или только практического, мы не добьемся полноценного интеллектуального развития данного человека.

То же самое касается умственных операций и интеллектуальных умений и навыков: они должны включать в себя всевозможные действия, характеризующие разносторонне развитое мышление человека.

Следует, однако, иметь в виду, что далеко не каждому клиенту, обратившемуся в психологическую консультацию, практически необходимо всесторонне развивать свой интеллект. Иногда достаточно бывает сформировать какой-либо один, специальный вид мыш-ления, связанный с конкретной деятельностью.

В этом случае для экономии времени и средств желательно действовать целенаправленно, предлагая рекомендации, ориентированные на ускоренное развитие только данного вида мышления. Работая над решением проблемы интеллектуального развития клиента, здесь желательно заранее выяснить следующие моменты:

• В связи с каким видом деятельности проблема интеллекта особенно волнует клиента?

• Какие виды мышления практически включены в данный вид деятельности и определяют ее успешность?

• Какие умственные действия и операции клиенту приходится выполнять во время занятий данным видом деятельности?

2. К основным видам мышления относятся наглядно-действенное (сенсомоторный интеллект), наглядно-образное и словесно-логическое (вербальный интеллект). В той или иной степени у клиента необходимо практически развивать все три названные вида мышления с приоритетным вниманием к тому из них, с которым связаны формируемые умственные действия и операции.

3. К главным интеллектуальным умениям и навыкам относятся операции классификации, сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

Хотя традиционно все эти логические операции связываются с развитым вербальным интеллектом (словесно-логическим мышлением), в действительности они представлены и в других видах мышления, с той лишь разницей, что материалом для их выполнения в иных видах мышления служат не слова, а реальные манипуляции с предметами или образами.

Поэтому для полноценного развития интеллекта эти операции необходимо совершенствовать не только в словесно-логическом мышлении, но и в других видах мышления: наглядно-действенном и наглядно-образном.

4. Существуют общие законы развития детского интеллекта, которые необходимо учитывать, предлагая рекомендации по совершенствованию мышления. Главные из них следующие:

• в онтогенезе первым по порядку у ребенка появляется и начинает развиваться нагляднодейственное мышление (сенсомоторный интеллект), и это происходит обычно в возрасте шестисеми месяцев от рождения;

• вторым по порядку появляется и начинает развиваться образное мышление, и это, как правило, относится к возрасту около полутора лет;

• третьим по порядку появляется и начинает совершенствоваться у детей словесно-логическое мышление, и это обычно случается в возрасте около трех-четырех лет.

5. В соответствии с этими основными законами мышление ребенка необходимо развивать в указанной последовательности его видов, приурочивая начало активных действий по развитию разных видов мышления к тому возрасту, когда они впервые начинают проявляться у детей.

Данные законы следует иметь всегда в виду, предлагая клиентам практические рекомендации по развитию мышления у детей, особенно дошкольного возраста. В этом возрасте необходимо в первую очередь обращать пристальное внимание на процесс совершенствования того вида мышления, который появляется и по естественным законам начинает развиваться в соответствующие годы.

Например, от шести месяцев до полутора лет желательно обращать преимущественное внимание на развитие наглядно-действенного мышления. В возрасте от полутора до четырех с половиной лет – на развитие наглядно-образного мышления. В период от четырех-пяти до одиннадцати-двенадцати лет – на развитие словесно-логического мышления.

За пределами указанных возрастных границ, т.е. после одиннадцати-двенадцати лет, у детей параллельно должны совершенствоваться и развиваться все три вида мышления. Наконец, начиная с тринадцати-четырнадцати лет желательно обращать особое внимание на ускоренное развитие того вида мышления, в том числе специального, которое может понадобиться ребенку в его будущей профессиональной деятельности.

6. Следует, однако, иметь в виду, что из трех названных выше видов мышления наиболее важным для современного человека является все же словесно-логическое мышление. Его полноценному развитию в любом случае должно уделяться повышенное внимание, особенно в период, когда данный вид мышления легче всего совершенствуется. Этот период находится в следующих примерных границах: от пяти-шести до двенадцати-тринадцати лет.

7. Интеллектуальные, как, впрочем, и другие способности человека, в отличие от его задатков, могут постепенно утрачиваться без специальной тренировки. Эти способности необхо-димо постоянно поддерживать с помощью соответствующих упражнений.

Под такими упражнениями понимаются систематически решаемые человеком умственные задачи. Перечень таких задач психолог-консультант может определить в беседе с клиентом. В крайнем случае вместо конкретных задач можно предложить клиенту развернутую систему требований, предъявляемых к таким задачам, и в соответствии с ними клиент сам сможет подобрать для себя тренировочные задачи.