Неудачи в конкуренции с другими людьми

Конкуренция – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характерная достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства с добивающимися тех же целей интересов другими индивидами или группами. Такие неудачи испытывают многие люди, по-своему переживая по этому поводу, причем не только из-за самих неудач, но и из-за их причин. Причины неудач, в свою очередь, могут быть самыми разными. Рассмотрим типичные из подобных неудач и их вероятные причины.

Прежде всего отметим, что само понятие удачи или неудачи в соревновании с другими людьми является весьма относительным понятием, а оценка реальных достижений человека как, соответственно, удач или неудач зависит от того, с кем он сравнивает себя и что он считает для себя удачей или неудачей.

Человек может сравнивать себя и свои достижения с успехами тех людей, достижения которых хуже, чем у многих других людей, и тогда то, что делает сам этот человек, чаще всего им самим будет восприниматься как удача.

Человек может сравнивать свои успехи с достижениями тех людей, успехи которых, напротив, выше, чем у многих других людей, и в этом случае оценки его собственных достижений, вероятнее всего, будут выглядеть для него самого как относительные неудачи. И это будет происходить несмотря на то, что в действительности достижения данного человека могут превосходить успехи многих других людей.

У человека могут оказаться, соответственно, заниженные или завышенные критерии успехов, и в зависимости от этого, например, выигрыш или проигрыш в соревновании с другими людьми он будет считать своим достижением или упущением.

К примеру, если человек в соревновании с другими людьми стремится к тому, чтобы намного их превосходить, и не довольствуется тем, чтобы просто быть не хуже других людей, то вряд ли он будет в действительности удовлетворен своими успехами. Если же быть не хуже или не намного хуже других рассматривается им как достижение, то он, по-видимому, чаще будет испытывать удовлетворение в соревновании с другими людьми, чем неудовлетворение.

Кроме того, у разных людей нередко имеются довольно различные системы ценностей, и без учета этих различий вряд ли можно будет понять, почему то, что для одного человека является неудачей, для другого ею не является.

Если, к примеру, занятия спортом не представляют ценности для данного человека, то и проигрыш другому человеку в спортивном состязании он вряд ли будет рассматривать как свою серьезную неудачу и не станет сильно переживать по этому поводу. Но если эрудированность и интеллектуальная развитость для него же являются несомненной ценностью, то проигрыш другому человеку в эрудированности и интеллекте, скорее всего, будет глубоко им переживаться.

Все это обязательно необходимо учитывать, проводя психологическое консультирование на тему о неудачах в соревновании с другими людьми.

Одна из первых задач, которую в личной беседе с клиентом в этом случае должен будет решить психолог-консультант, состоит в том, чтобы выяснить, что и почему клиент рассматривает как личную неудачу в соревновании с другими людьми.

Стратегию проведения с клиентом соответствующей психодиагностической беседы можно построить следующим образом. Внимательно выслушав жалобу клиента и с его слов предварительно определив суть его проблемы, психолог-консультант может далее обратиться к клиенту со следующей просьбой: «Не могли бы вы подробнее рассказать о том, что касается ваших неудач в соревновании с другими людьми?».

Для того чтобы облегчить рассказ клиента о сути своей проблемы, ему следует задать ряд вопросов, на которые желательно ответить как можно более определенно.

Если на некоторые из вопросов клиенту будет трудно отвечать, то эти вопросы можно временно отложить или просто пропустить. Если, кроме ответов на предложенные вопросы, клиент пожелает поделиться с психологом-консультантом какими-либо дополнительными соображениями, то клиента следует внимательно выслушать.

Получив согласие клиента на продолжение психодиагностической беседы, консультант может поставить перед ним следующие вопросы:

• Когда вы в последний раз потерпели неудачу в соревновании с другими людьми?

• С кем, по какому поводу вы в этом случае конкурировали?

• Как часто с вами раньше происходили неудачи в соревновании с людьми?

• Были ли в вашей жизни еще какие-либо неудачи кроме тех, которые мы до сих пор обсуждали?

• Чем вы объясняете свои жизненные неудачи?

• Предпринимали ли вы самостоятельные попытки избежать неудач? Если да, то в чем эти попытки выражались?

• Каков был результат этих попыток?

Получив от клиента развернутые ответы на все эти вопросы и прояснив для себя ситуацию, связанную с жизненными неудачами клиента, психолог-консультант может непосредственно приступить к выяснению причин неудач клиента в личном соревновании с другими людьми. Без точного знания характера неудач, а также их возможных причин трудно будет оказать практически действенную помощь клиенту.

По своей природе неудачи человека в соревновании с другими людьми могут быть объектив-ными и субъективными. Соответственно, и их причины могут относиться к одной из двух названных групп.

Субъективные причины неудач касаются личности самого клиента, и в большинстве случаев при помощи психолога-консультанта эти причины в значительной степени могут быть устранены.

Объективные причины неудач лежат в обстоятельствах, практически не зависящих от самого клиента. Для того чтобы исключит вызванные такими причинами неудачи, необходимо или оказывать влияние на сложившиеся жизненные обстоятельства, или, по мере возможности, сознательно, целенаправленно избегать попадания в такие ситуации, которые неизбежно приводят к неудачам в большинстве случаев жизни.

Проводя психологическое консультирование по поводу неудач клиента в соревновании с другими людьми, как правило, недостаточно выяснить и довести до сознания клиента природу и причины соответствующих неудач. Важно также подсказать клиенту, а если надо – и научить его тому, как лучше всего избежать неудач.

Вот несколько общих советов, которыми мог быть воспользоваться консультант-психолог в разных случаях проведения консультирования на данную тему.

Случай 1. Неудача клиента в конкуренции с людьми обусловлена тем, что клиент имеет явно завышенный уровень притязаний, вызывающий чрезмерные, объективно не реализуемые, ожидания на успех.

В этом случае психолог-консультант может посоветовать клиенту поступить следующим образом: каждый раз, соревнуясь с людьми, устанавливать для самого себя минимально удовлетворительный уровень успехов и стремиться в первую очередь достичь именно этого уровня.

Кроме того, клиенту важно выработать у себя привычку постоянно сравнивать свои достижения с успехами других людей, устанавливая для себя такой уровень притязаний на успех, который не уступает достижениям абсолютного большинства других людей.

Полезно также, чтобы клиент задумался над следующими вопросами и нашел для себя разумные, удовлетворительные ответы на них.

• Для чего лично мне нужно непременно быть первым среди равных?

• Какие выгоды я буду иметь от того, что превзойду других людей?

• Чего мне самому будет стоить достижение соответствующих результатов?

• Имеет ли смысл тратить на это силы и средства?

Размышления над этими и другими подобными вопросами, как правило, приводят клиента к убеждению, что ему необходимо несколько снизить уровень своих притязаний на успех в соревновании с людьми. Вследствие этого клиент сам начинает считать себя меньшим неудачником, чем ему казалось раньше.

Случай 2. Неудача вызвана тем, что клиент не верит в свои возможности и поэтому, соревнуясь с другими людьми, часто терпит неудачу из-за того, что не в состоянии эти возможности практически реализовать (предполагается, что они у него имеются).

Усилия психолога-консультанта в данном случае должны быть направлены на то, чтобы помочь клиенту выявить и осознать свои реальные возможности, подсказать клиенту, как эти возможности наилучшим образом использовать в жизни.

Для этого психолог-консультант вначале должен будет точно определить, как ведет себя клиент, вступая в соревнование с другими людьми. Затем необходимо будет определить слабые стороны в поведении клиента и предложить ему попробовать вести себя по-другому, более расчетливо, разумно и взвешенно.

Следующий шаг в работе с клиентом может заключаться в том, чтобы дать ему возможность самому установить, что предлагаемые новые формы конкурентного поведения более эффективны, чем прежние. В заключение клиенту можно посоветовать чаще анализировать свое собственное поведение в соревновании с другими людьми, самостоятельно выявляя его слабые и сильные стороны, чаще экспериментировать над собой в ситуациях соревнования с другими людьми, применяя разнообразные формы поведения и следя за тем, к чему, к каким результатам они приводят.

Выработав у себя соответствующие, полезные для жизни привычки клиент в конечном счете сможет вполне самостоятельно справляться со своими проблемами.

Случай 3. Неудача клиента обусловлена тем, что он включается в соревнование с другими людьми при таких обстоятельствах и на таких условиях, при которых объективно невозможно или маловероятно выиграть у соперника.

В этом случае психологу-консультанту в работе с клиентом следует предложить ему мысленно восстановить в памяти те ситуации, в которых он уступал своему сопернику, проигрывал соревнование с другими людьми. Далее желательно предложить и практически помочь клиенту объективно оценить свои шансы на успех в этих соревнованиях.

Задача психолога-консультанта на данном этапе работы с клиентом заключается в том, чтобы доказать клиенту, что его шансы на успех в тех соревновательных ситуациях, в которых он принимал вызов своего конкурента, на самом деле были весьма невелики, и состязание для него с самого начала фактически было обречено на неудачу.

После этого консультанту нужно постараться убедить клиента в том, что без предварительного, тщательного выяснения своих реальных шансов на успех вообще не стоит вступать в соревнование с людьми. В противном случае неудачи будут постоянно преследовать клиента. На заключительном этапе консультационной работы с клиентом полезно научить его тому, как анализировать сложившуюся ситуацию для реального, объективного определения своих шансов на успех. Этому, в частности, может способствовать получение определенных ответов на следующие вопросы (эти вопросы самому себе должен задать клиент и найти на них ответы до того, как он вступит в соревнование с другими людьми):

• Какими качествами лично мне нужно обладать для того, чтобы выиграть соответствующее соревнование?

• Есть ли эти качества у меня сейчас?

• В какой мере они в настоящее время развиты?

• Обладает ли такими же качествами мой потенциальный соперник? Если обладает, то в какой степени?

• Превосхожу ли я своего соперника в том, что необходимо для победы?

• Каковы мои реальные шансы на успех с данным соперником, в данном соревновании и в данных условиях?

• Каковы шансы на успех моего соперника в этом соревновании?

• Стоит ли вступать с ним в соревнование?

• Как мне следует поступить, если соревнование все же выиграет мой соперник?

Получив ответы на эти вопросы, клиент сможет далее принять вполне разумное, обоснованное решение и свести к минимуму вероятную неудачу в соревновании с другими людьми.