Наличие антипатий в общении клиента с людьми

Хотя антипатия фактически представляет собой нечто противоположное симпатии, практически решать проблему исключения антипатий из сферы межличностных отношений клиента только с помощью их замены симпатиями невозможно. Редко или почти никогда не бывает так, чтобы одно из этих противоположных друг другу эмоциональных проявлений сразу же сменилось на другое, т.е. почти никогда антипатия сразу не переходит в симпатию, и наоборот.

Между этими двумя крайностями в человеческих взаимоотношениях чаще всего лежит относительно нейтральное или двойственное (амбивалентное) отношение одного человека к другому. Такое отношение включает в себя как элементы симпатии, так и элементы антипатии в их довольно противоречивом сочетании друг с другом.

Как крайние позиции – симпатия или антипатия переходят друг в друга в сложной динамике человеческих, эмоционально окрашенных взаимоотношений, сменяются относительно нейтральными, нормальными и внешне спокойными взаимоотношениями.

Следовательно, первая задача, которую перед собой должен поставить и постараться решить психолог-консультант, оказывая практическую помощь клиенту, состоит в том, чтобы избавить его от эмоциональных крайностей во взаимоотношениях с людьми – в данном случае от их явно выраженной антипатичности.

Для этого сначала необходимо выяснить причины отрицательного отношения одного человека к другому. Среди этих типичных причин могут оказаться, например следующие:

1. Восприятие одним человеком другого человека как достаточно серьезного конкурента в каком-либо важном для него деле, при условии, что этот, другой, человек, преследуя свои личные интересы, сознательно создает препятствия на пути достижения своих целей для конкурента. Так, например, клиент может явиться конкурентом для другого лица, со стороны которого он испытывает выраженную антипатию к себе, или, наоборот, этот человек может оказаться сильным конкурентом для клиента.

2. Получение клиентом достоверной информации о том, что какой-то другой человек унижает его личное достоинство, причем делает это целенаправленно и вполне осознанно, с расчетом на то, чтобы доставить как можно больше неприятностей клиенту.

3. Наличие общей отрицательной установки на людей у какого-либо человека, с которым клиент часто вступает в контакты.

4. Обладание какими-либо качествами, личными особенностями, которые, по мнению клиента, несовместимы с принятыми им нормами морали.

5. Распространение каким-либо человеком ложных слухов, порочащих честь и достоинство клиента.

Если одна или несколько из указанных выше причин действительно имеют место, то соответствующий человек объективно может и должен вызывать антипатию со стороны клиента.

Однако далеко не всегда очевидно, что некто, на кого жалуется клиент, действительно проявляет антипатию по отношению к нему или вполне сознательно ведет себя так, чтобы вызвать аналогичное чувство со стороны клиента.

В любой ситуации сначала необходимо тщательно разобраться, чтобы точно определить действительные причины и следствия происходящего. Без этого вряд ли удастся изменить ситуацию и нейтрализовать антипатии, тем более заменить их симпатиями.

В связи с этим имеет смысл определить и обсудить способы диагностики, а также практические пути устранения антипатий, основанных на недопонимании или недоразумениях, нередко возникающих в сфере человеческих взаимоотношений.

Практически установить, каковы подлинные причины антипатий между клиентом и другими людьми можно, поставив перед клиентом следующие вопросы:

1. Есть ли какое-либо дело, в ходе которого человек, относящийся к вам с явно выраженной антипатией, выступает как ваш потенциальный конкурент?

2. Как он обычно реагирует на ваши успехи в этом деле?

3. Известно ли вам о человеке, к которому вы сами относитесь с явно выраженной антипатией, что-либо такое, что определенно свидетельствует об унижении им вашего человеческого достоинства или же достоинства близких, значимых для вас людей?

4. Имеется ли у данного человека, вызывающего антипатию, склонность сознательно делать что-либо такое, что вам доставляет неприятности?

5. Испытывает ли этот человек удовольствие от причинения вам неприятностей?

6. Проявляется ли у данного человека общее отрицательное отношение к людям, характеризующее его как личность?

7. Обладает ли данный человек такими чертами характера, которые лично вам неприятны?

8. Есть ли что-либо такое в поведении, поступках данного человека, что вызывает у вас неприязнь?

9. Занимается ли этот человек распространением слухов, унижающих вас или порочащих достоинство других, значимых для вас людей?

Отвечая на каждый из сформулированных выше вопросов, клиент обязательно должен аргументировать свой ответ, приводя конкретные, подтверждающие его правильность доказательства, реальные факты из жизни.

В том случае если клиент дает определенный ответ на тот или иной вопрос, но не в состоянии его аргументировать, у психолога-консультанта могут возникнуть обоснованные сомнения в правильности ответов клиента.

В том случае если клиент подтверждает свой ответ убедительными аргументами и фактами, этому ответу вполне можно доверять. Неубедительность и неуверенность клиента тогда, когда он приводит аргументы в подтверждение правильности своего ответа, скорее всего, свидетельствует о том, что причины антипатий носят у него субъективный характер.

В случае если выяснится, что причина антипатии состоит в том, что один человек – клиент или его партнер – воспринимает другого как конкурента в каком-либо важном деле, для устранения антипатии можно рекомендовать сделать следующее.

Во-первых, выяснить, действительно ли поведение потенциального конкурента препятствует клиенту в достижении его важных целей (вполне может быть, что такое мнение ошибочно).

Во-вторых, клиенту необходимо подумать о том (и в этом ему может оказать помощь психолог-консультант), можно ли сделать так, чтобы все же добиться своей цели без противодействия со стороны конкурента.

В-третьих, желательно определить, насколько обоснованны ответные действия самого конкурента на поведение клиента, и имеет ли клиент моральное право вести себя именно так, как он на самом деле ведет себя в общении со своим потенциальным конкурентом.

Наконец, в-четвертых, желательно определить, нет ли возможности просто договориться с конкурентом о совместных, согласованных действиях – таких, которые сведут конкуренцию к минимуму и позволят каждому из участников добиться своих целей без помех со стороны другого человека и при минимальных потерях.

Поиск ответов на все эти вопросы и сам по себе способен значительно прояснить ситуацию, существенно уменьшить или же вовсе устранить проявление антипатии между соответствующими людьми.

В случае если выяснится, что причина антипатии состоит в том, что один человек унижает достоинство другого и делает это сознательно, получая удовольствие от подобных действий, следует предложить клиенту ответить дополнительно на такие вопросы:

• Почему тот человек, который унижает достоинство другого, делает это и ведет себя именно так?

• Что следовало бы предпринять для того, чтобы изменить его поведение?

Ответ на первый из этих вопросов позволяет психологически глубже понять поведение соответствующего человека, а ответ на второй вопрос – определить и продумать конкретные действия, направленные на то, чтобы действительно в лучшую сторону изменить поведение соответствующего человека.

Несколько сложнее обстоит дело тогда, когда человеку, вызывающему антипатию, приписывается общая отрицательная установка на людей, относительно независимая от их индивидуальных особенностей. Эта установка, кроме того, довольно часто может выступать как результат действия психологического механизма проекции, который проявляется в необоснованном приписывании другому человеку того качества личности – как правило, отрицательного, – которым на самом деле обладает сам этот человек.

В данном случае убедить клиента в том, что он проецирует свой недостаток на личность другого человека, бывает довольно трудно, так как здесь, помимо прочего, срабатывает еще и механизм так называемой психологической защиты. Но все же можно попытаться это сделать, действуя не прямо, а косвенно, предложив, например, клиенту последовательно ответить на следующую серию вопросов:

• Как вы считаете, проявляет ли кто-либо еще, кроме человека, на которого вы жалуетесь и который у вас вызывает антипатию, такие же черты характера, на которые вы реагируете эмоционально отрицательно?

• Не случалось ли в вашей личной жизни такого, что вы по ошибке считали кого-либо враждебно настроенным по отношению к вам, а потом оказывалось, что это не так?

• Как вы думаете, бывает ли так, что некоторые обстоятельства жизни помимо воли самих людей, случайно оказавшихся в соответствующих жизненных обстоятельствах, вынуждают их вести себя не так, как им хотелось бы?

• Были ли в вашей жизни случаи, когда вас лично обвиняли в том, в чем вы сами сейчас обвиняете другого человека, т.е. в провоцировании антипатии?

Задумываясь над этими вопросами и ища на них ответы, клиент сможет в конечном счете понять и признать, что он не вполне прав, обвиняя другого человека в порождении эмоционально отрицательных взаимоотношений, в данном случае – антипатии.

Если обнаружится, что причина антипатии кроется в том, что ее объект обладает качествами личности или формами поведения, несовместимыми с принятыми среди людей нормами морали, то в этом случае психологу-консультанту рекомендуется действовать следующим образом.

Во-первых, желательно спросить клиента о том, всегда ли и везде ли тот человек, на поведение которого он жалуется, ведет себя именно так и проявляет соответствующие отрицательные личностные качества. Во-вторых, необходимо выяснить, можно ли найти причины, оправдывающие поведение данного человека в некоторых жизненных ситуациях. В-третьих, важно задать клиенту вопрос следующего характера: все ли окружающие люди воспринимают человека, о котором идет речь, так, как его воспринимает клиент? Наконец, в-четвертых, нужно узнать у клиента, смог бы он лично изменить свое поведение и повлиять на поведение другого человека, если бы оказался его близким другом.

В том случае если антипатия к человеку связана с тем, что, по мнению клиента, его конкурент занимается распространением ложных слухов и сплетен, порочащих человеческое достоинство клиента, психологу-консультанту рекомендуется выяснить прежде всего, есть ли в этих слухах и сплетнях хотя бы какая-то доля правды. Затем нужно выяснить, имеет ли тот человек, который эти слухи распространяет, право открыто говорить то, что думает, и без согласия других людей публично выражать свое мнение.

После этого клиенту можно задать следующий вопрос: «А вы сами могли бы открыто сказать другому человеку что-либо неприятное о каком-либо третьем человеке, если бы считали себя правым и были убеждены в том, что говорите правду?» Полезно также спросить клиента о том, почему, по его мнению, некоторые люди занимаются распространением слухов, и есть ли какое-либо оправдание их подобным действиям.

Наконец, положительную роль в осознании причин поведения другого человека и уменьшении антипатии к нему мог бы сыграть и такой вопрос: «Если бы распространением слухов занимался какой-то другой, очень близкий для вас человек, как бы вы отреагировали на его поведение?».

В заключение клиенту следует рекомендовать еще раз подумать над всеми этими вопросами наедине и принять разумное решение о том, стоит ли продолжать испытывать столь выраженную антипатию по отношению к данному человеку.