РАЗРАБОТКА ТЕМ БЕСЕД ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ФИЛОСОФА

Эффект взгляда со стороны. Когда человек "варится в собственном соку", то он как бы зацикливается, движется по кругу и в итоге оказывается в тупике решения. Беседа с философом позволяет человеку взглянуть на свои дела и проблемы как бы со стороны. В принципе любой собеседник может быть полезен в данной ситуации. В чем же преимущество профессионального философа? А в том, что философ по определению широко, универсально мыслящий человек и к тому же всезнайка (в хорошем смысле). Его "взгляд со стороны" как бы объемнее (глубже и полнее).

Эффект фермента (катализатора или ингибитора). Философ может быть полезен в беседе как человек, помогающий собеседнику ускорить мыслительный процесс в нужном направлении или, напротив, затормозить, подавить этот процесс, если он нежелателен.

Эффект доброжелательного слушателя-исповедника (выпускного клапана). Человеку нередко хочется просто выговориться, рассказать о себе, своих проблемах доброжелательному, умному собеседнику. Когда человек говорит о себе и своих проблемах, то он начинает активно думать, анализировать себя и свои проблемы, смотреть на себя как бы со стороны. В результате активизации этого процесса (саморефлексии, самонаблюдения, самоанализа) открывается реальная возможность нахождения правильного ответа или решения самим человеком.

Порой бывает достаточно человеку выговориться, чтобы сбросить эмоциональное напряжение (излишнее беспокойство, страх), чтобы уяснить для самого себя некоторые непростые вопросы. Здесь философ выполняет в чистом виде роль выпускного клапана.

Для человека, предрасположенного к отрицательной самооценке (мнительного), разговор с философом может сыграть роль стабилизатора.

Тот же эффект может быть в случае, если человек склонен к завышенной самооценке (большое самомнение, заносчивость, высокомерие и т.п.). Философ может тактично указать на этот недостаток и тем самым помочь человеку скорректировать мнение о себе.

Задачи философа:

- побудить думать. Спрашивать, задавать вопросы, предлагать альтернативы, варианты, указывать на противоречия, несоответствия. Быть шмелем, оводом, колоколом, набатом; будить от умственной спячки, подстегивать к размышлению;

- содействовать умственному процессу. Быть собеседником. Спрашивать и отвечать. Говорить и слушать. Аргументировать, обосновывать и критиковать, доказывать и опровергать. Быть ферментом-ускорителем умственного процесса:

а) содействовать в оформлении мыслей в слова; учить искусству речи, выступления, письма;

б) содействовать в превращении мысли в действие: бороться с вялостью мысли; преодолевать нерешительность, инертность;

- помочь стать немного философом:

а) научиться видеть проблемы как бы с высоты птичьего полета. Научиться видеть "за деревьями лес" или "за лесом отдельные деревья";

б) научиться видеть как бы со стороны. Быть не только участником, но и сторонним наблюдателем. Некоторая отстраненность. Объективизм в хорошем смысле;

в) научиться видеть проблемы с разных, в том числе противоположных, сторон, точек зрения, объемно;

г) выработать потребность в думании-размышлении-анализе-рассуждении. Минимизировать импульсивные решения и действия.

Философ должен избегать давать советы. Почему? Совет это, как правило, рецепт как себя вести, что делать, как поступить в той или иной ситуации. Если философ дает совет, то этим он лишает человека возможности самому думать и принять решение самостоятельно, на основе своих мыслей. В таком случае философ поступает противоположно тому, что он должен делать на самом деле. Он, в сущности, вторгается на чужую территорию (тех, которые профессионально обязаны давать советы, рекомендации). Главное же, он фактически не позволяет человеку развиваться самостоятельно.

Если философ хочет повлиять на поведение человека, то он должен делать это не через назидание-совет, а через приглашение-побуждение к размышлению, через содействие в мыслительном процессе.

Разработка тем

Какую профессию выбрать? Беседа с молодым человеком.

Схема беседы. Во-первых, зачем надо осваивать какую-либо профессию?

В современном обществе в результате исторически сложившегося разделения деятельности существует множество профессий: от самых простых до самых сложных. Если человек хочет чего-либо достичь, он должен освоить ту или иную профессию. И чем большего он хочет достичь, тем больше он должен затратить сил на освоение профессии. Отсутствие профессии у взрослого человека означает, что он либо паразит (живет за счет других людей), либо способен только к простейшей работе (чернорабочего, уборщика, грузчика, носильщика и т.п.). В том и другом случае человек ничтожен, в буквальном смысле находится на дне жизни.

Во-вторых, чем надо руководствоваться при выборе профессии - советом близких, знакомых, интуицией, произвольным решением (случайным предпочтением), исследованием или размышлением?

Некоторые руководствуются советом близких (отца, матери и т.д.). В этом случае есть опасность необретения/потери своего "я". Ведь важнейшее качество взрослого человека самостоятельность. Выбор профессии по чьему-либо совету это несамостоятельный, инфантильный выбор. Пользоваться советом других можно лишь при условии, если человек сам много размышлял, исследовал и колеблется в выборе. При равенстве альтернатив совет других может склонить чашу весов в пользу одной из альтернатив. В таком случае совет играет примерно ту же роль, что и случайное предпочтение (как при бросании жребия).

При исследовании и размышлении нужно подумать над такими проблемами.

1. Что такое я, что такое жизнь, для чего я живу, в чем смысл жизни? Зачем вообще нужно выбирать? Нужно ли ставить цель жизни?

2. От чего зависит выбор профессии? Слагаемые выбора: субъективные и объективные факторы, опыт предшествующей жизни.

Субъективные факторы: особенности психики, телесной организации, характера, мышления. Человек должен себя знать, какой он, чем отличается от других людей и в чем сходство с ними, в чем его сходство и различие с людьми разных профессий.

Объективные факторы: жизнь в данное время, в данной стране, в данном месте (городе, селе, поселке, районе, улице, доме). Человек должен иметь как можно больше информации о разных профессиях и тенденциях в развитии общества.

Опыт жизни: детские впечатления, увлечения и занятия, например, впечатления о работе врача или занятия музыкой, жизнь в семье музыкантов, творческие династии (как в цирке).

Как поправить-укрепить свое здоровье?

Девиз натуральной гигиены. Не нужно доказывать, что здоровье человека чрезвычайно сложная, индивидуально варьирующаяся, развивающаяся категория, связанная с его сущностью. И в то же время это самая что ни на есть норма. Здоровье норма, нормальное состояние человеческого организма. Болезнь отклонение от нормы, патология. Смерть прекращение, уничтожение нормы.

Среднестатистически здоровье человека на 70-90 процентов зависит от образа жизни и лишь на 30-10 процентов от других факторов (наследственности, медицины, чистой случайности).

Здоровый образ жизни, как правило, зависит от сознательных усилий системного характера. Человек должен еще в молодости выработать для себя программу гармонического развития и активного долголетия и следовать ей всю жизнь. Береги платье снову, а честь смолоду. То же касается и здоровья.

Что надо делать для того, чтобы жить долго и счастливо?

Мы, люди, живые существа, часть живой природы. Природа заложила в нас определенный цикл развития рождение, рост, зрелость, старение, смерть. Мы, конечно, не можем пока изменить этот цикл, устранить из него две стадии старение и смерть. Но в наших силах отодвинуть наступление старческой немощи и следующей за ней смерти. Каждый человек, если он не хочет плыть по течению жизни и быть рабом природы, должен на определенном этапе жизни выработать для себя программу полноценной, активной, долгой жизни. Нужен комплекс мер, действий, жизненных условий. Это не обязательно только специальные меры и действия по обеспечению долголетия, не обязательно какие-то особые жизненные условия. Если жизнь полноценна, то она при прочих нормальных условиях будет долгой и счастливой.

Программа гармонического развития и активного долголетия включает в себя:

1) постоянную ориентацию на полноценную жизнь, активное долголетие, бодрость духа, оптимизм, жизнерадостность и жизнелюбие;

2) любимую работу, творческий труд;

3) любовь, семью, детей;

4) духовное совершенствование, постоянный контакт с духовной культурой человечества;

5) физическое совершенствование, регулярную физическую нагрузку, всестороннюю трени-ровку тела, подвижный образ жизни;

6) рациональное, полноценное, сбалансированное, экологически чистое питание;

7) физическое и психологическое закаливание, повышение сопротивляемости организма к различным возмущающим факторам;

8) контакт с людьми, соблюдение баланса между общением и уединением. Жизнь в соответствии с золотым правилом поведения: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе" и "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой";

9) соблюдение баланса между трудом и отдыхом, между активным и пассивным отдыхом, напряжением и расслаблением;

10) пребывание по возможности в благоприятной окружающей среде.

Как обрести счастье в любви? (Беседа о любви).

Схема беседы. 1. Непременное условие счастья в любви: относиться к ней не как к чувству только, а как к деятельности ума, души и тела.

Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины.

Разграничивая любовь-чувство и любовь-деятельность, нужно еще отметить, что последняя не всегда связана с высоким накалом чувств, любовных переживаний, т.е. с тем, что обычно поэты и писатели-романтики только и называют любовью. Любовь-деятельность не есть что-то исключительное, встречающееся лишь изредка. Диапазон форм любви-деятельности весьма широк: от непосредственного полового импульса и контакта до высочайших форм любви, в которых половое влечение и общение "одеты" в самые нарядные, эстетизированные, духовно осмысленные "одежды" чувств и поведения любящих.

По мнению романтически настроенных людей, не всякое половое общение есть любовь. Есть любовь примитивная, ущербная, неполная и есть любовь высокая, полная, настоящая. Вообще любовь такова, каков человек.

2. Любовь надо не только ждать, но и готовиться к ней, учиться отдельным ее элементам, добиваться ее.

3. Любовь и стихия, порыв, импульс, страсть, и расчет, культура, техника, опыт.

4. Любовь-секс. Проблема любви и половых отношений приобрела в последнее время заостренную форму. Если под любовью понимать только чувство, то, безусловно, любовь и секс разные вещи. Если же любовь понимать как деятельность (в аспекте полового общения мужчины и женщины), то становится очевидным, что такая любовь необходимо предполагает секс. (Любовь без секса просто чувство.) Ведь что такое секс, как ни поведение, связанное с удовлетворением половой потребности?

У человека половая потребность помимо органической основы имеет много других составляющих. Она духовно осмыслена, эмоционально насыщена, эстетизирована, встроена в культуру общения, в физическую культуру и т.д. Соответственно, удовлетворение половой потребности весьма сложный процесс, далекий от простой органики, с той или иной степенью изощрения.

Некоторые утверждают, что секс возможен без любви, что удовлетворение половой потребности не всегда можно назвать любовью. Да, действительно, бывает так, что вступающие в половой контакт не называют свои отношения любовью и даже стыдятся называть их любовью. Но от этого любовь не перестает быть любовью. Миллионы людей любят и при этом никогда не употребляют слово "любовь". (Это примерно так же, как все говорят прозой, но лишь немногие знают об этом.) Если половое поведение исходит от человека и направлено на человека же, то оно всегда не просто секс, не просто физические действия, манипуляции, а любовь, человечески осмысленная, в той или иной степени одухотворенная, окрашенная человеческими чувствами сексуальность.

Еще В.Г. Белинский говорил: "Человек не зверь и не ангел; должен любить не животно и не платонически, а человечески". Всякий секс человечен и потому заслуживает названия человеческой любви.

Не правы те, которые под сексом понимают только физиологию половых отношений. Человек целостен в своих жизненных проявлениях и поступает всегда не только как животное, биологическое существо, но и как существо духовное, нравственное, социальное. Да, секс физиология, но не как нечто самодовлеющее, а как часть любовных, человечески любовных отношений мужчины и женщины. Бывают, конечно, случаи, когда любовь и секс рассматривают в аспекте известного противопоставления любви настоящей, полноценной, духовно богатой и любви ущербной, духовно бедной, приближающейся к чисто животным отношениям. Мир любви так же велик и многообразен, как и мир человека, и существует столько же видов любви, сколько людей.

В сексе есть своя поэзия, своя эстетика и даже своя духовность. Сам по себе секс не виноват в том, что он бывает груб, примитивен, неэстетичен, бездуховен. Именно от людей зависит его качество. Грубые, примитивные натуры и секс делают таким. Напротив, умные, духовно развитые люди и секс делают интеллектуально насыщенным, эмоционально богатым, изощренным, настоящим праздником - пиршеством жизни.

5. Любовь солнце жизни. Далее, следует сказать, что любовь включает в себя не только чувства, не только половое поведение. Как деятельность она охватывает собой и половое общение мужчины и женщины, и вообще их отношения, и их отношения к родителям, детям, к другим, к окружающему миру. Иначе говоря, любовь мужчины и женщины не ограничивается рамками их полового общения, а как бы расходится кругами, охватывая другие их отношения, отношения к родителям, детям, родным, близким и т.д. Прекрасно сказал в свое время В.Г. Белинский: "Любовь поэзия и солнце жизни". Ее лучи расходятся во все стороны жизни, освещают все, даже самые отдаленные уголки человеческой жизни. И это касается прежде всего отношений с родителями и детьми. Любовь к родителям подготавливает половую любовь, а любовь к детям завершает, венчает ее.

Любовь как великий фактор продолжения человеческого рода реализуется в полном смысле лишь в этом триединстве: как любовь к родителям, как любовная связь и как любовь к детям. Конечно, любовь к родителям и любовь к детям не носят характера специальной деятельности. Тем не менее, это не просто чувства симпатии, приязни, противоположные ненависти. Вместе с любовной связью они находятся на одной линии продолжения рода, являются выражениями могучего инстинкта продолжения рода. Напомню, что по этому поводу писал Платон: животные "пребывают в любовной горячке сначала во время спаривания, а потом когда кормят детенышей, ради которых они готовы и бороться с самыми сильными, как бы ни были слабы сами, и умереть, и голодать, только чтобы их выкормить, и вообще сносить все, что угодно". Это, конечно, верно и по отношению к человеческой любви. Как деторождение, так и воспитание детей невозможны без любви. Полноценный человек может родиться и вырасти только в условиях любви, в ее лучах.

Любовь и брак (Беседа о проблемах современного брака).

Половая любовь основа брака. Тем не менее, нельзя категорически утверждать, что брак по любви во всех случаях лучше брака по расчету. Любовь необходимое условие брака, но не единственное. Для брака нужны и другие условия: жилищные, финансовые, единый подход к детопроизводству, человеческое взаимопонимание. Поэтому не должно быть противопоставления брака по любви и брака по расчету. Он должен быть и по любви, и по расчету!

Бывают случаи, когда девушка-женщина выходит замуж не по любви, вынужденно (по расчету или по принуждению). Здесь возможны два сценария развития событий: лучший когда супруги могут постепенно придти к взаимной любви, и худший когда брак превращается в пытку.

Следует иметь в виду, что современный брак принципиально отличается от того, который был еще сто лет назад. Особенно это касается супружеской жизни в больших городах. Во-первых, появился так называемый пробный брак (когда молодые в течение достаточно длительного времени живут как муж и жена без оформления брачных отношений). Во-вторых, широкое распространение получил так называемый гражданский брак без юридического оформления брачных отношений. В-третьих, меняется характер супружеских (внутрибрачных) отношений. На смену строгому единобрачию (с отдельными, более или менее случайными супружескими изменами) приходит полулегальная форма брака – брак + внебрачные любовные отношения. Все больше жена для мужа перестает быть единственной женщиной, т.е. переходит в разряд главной, но не единственной женщины. Постепенно и муж для жены перестает быть единственным мужчиной, а приобретает статус главного (но не единственного) мужчины. В строгом смысле моногамия (единобрачие) канула в лету. В-четвертых, скорее правилом, чем исключением становится череда-цепь браков в течение жизни (брак-развод-брак...). Иными словами, если рассматривать брак во времени, то он фактически стал полигамным.

Все эти изменения института брака не являются результатом падения нравов. Идет глубинный процесс либерализации правил жизни, расширяется сфера свободы человека, в том числе и сфера свободы любовных, сексуальных отношений. Институт брака лишь приспосабливается к этому изменению любовных отношений.

Как вести себя в обществе? (Беседа с молодым человеком).

Схема беседы.

1. В основе взаимоотношений человека с другими людьми, с обществом в целом лежит золотое правило поведения: "не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе" (отрицательная формулировка) и "поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой" (положительная формулировка). Нарушающий золотое правило поведения не может рассчитывать на доброе отношение к себе. В лучшем случае его не будут замечать; в худшем будут обращаться с ним по принципу "око за око, зуб за зуб".

2. Золотое правило далеко не так элементарно очевидно, как это может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы оно действовало, нужно выполнение, по крайней мере, двух условий:

а) человек сам должен быть нормальным, здоровым или, если он нездоров и в чем-то анормален, то должен учитывать это нездоровье, анормальность при определении своего отношения к другому человеку (другим людям). Отношение к другому (другим) это продолжение отношения к самому себе. Если курильщик, алкоголик, наркоман губит себя, губит свое здоровье, то ему противопоказано действовать в соответствии с золотым правилом (не вообще, конечно, а в определенном отношении: курения, приема алкоголя, наркотиков). Причем, если для алкоголиков и наркоманов такое противопоказание абсолютно, безусловно, то для курильщика есть возможность корректировки своего поведения в отношении других. Курильщик может сознавать вред курения и в соответствии с этим своим сознанием минимизировать наносимый им вред окружающим (например, стараться не курить в присутствии других хотя в густонаселенном городе это практически невозможно);

б) человек должен уметь мысленно ставить себя на место других и таким образом корректировать свое поведение. Это непростая процедура. Очень часто люди вредят другим не по злому умыслу, а из-за своего недомыслия, в частности, из-за неумения мысленно ставить себя на место других в конкретной ситуации. Например, курильщик, зная о том, что курить вредно, все-таки курит, не жалея не только себя, но и окружающих его людей. Почему так происходит? Потому что для курильщика удовольствие от курения перевешивает сознание вреда от этого курения. Куря в присутствии некурящих, он не думает (или гонит от себя мысль) о том, что некурящие отнюдь не испытывают удовольствия от его курения, а, напротив, страдают. Если бы курильщик в полной мере обдумал, т.е. домыслил до конца свое поведение, то он увидел бы, что полученное им удовольствие от курения ни в какое сравнение не идет с тем вредом, который он наносит уже не своему здоровью, а себе как личности, как человеку. Когда человек пренебрегает интересами незнакомых ему людей, проявляет неуважение к ним, то он не вправе ожидать от них уважительного к себе отношения. Хамство курящего человека соединяется, как правило, с хамством сквернословящего, дурно пахнущего, плюющего и т.д., и т.п. Одно хамство попустительствует другому. Вывод: если бы курящий человек хорошенько подумал о последствиях своего поведения, т.е. всякий раз ставил бы себя на место других, некурящих людей, то он, безусловно, отказался бы от курения. Курящие люди, живущие в современном городе, так или иначе нарушают золотое правило. А это значит, что они поступают ненравственно, непорядочно. Не случайно во всем цивилизованном мире усиливается кампания за отказ от курения. Золотое правило не может нарушаться длительное время. Люди это чувствуют и стараются решить проблему.

Как можно видеть, при всей внешней мягкости золотое правило поведения весьма и весьма сурово по сути. В некоторых важных вопросах человеческого общежития его требования остаются пока нереализованными, что свидетельствует о том, что оно обладает значительным потенциалом, в частности, указывает на необходимость совершенствования межчеловеческих отношений, морали, права.

3. Нормальные взаимоотношения людей тонкая материя. Она легко рвется, если люди грубо обращаются друг с другом.

Надо стараться избегать резких слов, крепких выражений, грубых слов-паразитов, сквернословия. Некоторые думают, что сквернословие, крепкие выражения "украшают" их. Вспомним, однако, слова Аристотеля: "Из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков".

Ты хочешь совершенствоваться, быть лучше, быть достойным любви, добра, хочешь, чтобы тебя уважали? Так следи за собой, за своими словами-действиями, чисть себя, не давай себе в этом покоя.

Беседа об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении. (Возможная корректировка моральных представлений).

Моралисты выступают, как правило, против эгоизма и за альтруизм. Эгоизм (лат. ego – Я) принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других субъектов. Альтруизм – нравственный принцип поведения, означающий способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека.

Вот что говорил известный психолог В.Л. Леви о любви к себе и отличии ее от себялюбия-самодовольства: «Любовь к себе это действительно первая обязанность человека. Только тот, кто уверенно, без ломаний любит себя, способен любить других. Посмотрите на самых обаятельных, добрых и открытых людей и вы убедитесь, что это так: они любят себя так спокойно, что им не приходится поддерживать эту любовь никаким самоутверждением, им не надо слишком уж скрывать недостатки и бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, а потому незаметна, в ней нет ничего вымученного. Такие люди всегда любимцы, и показывают, что любовь к себе ничего не имеет общего с самодовольством и совсем не то, что называют себялюбием, эгоцентризмом».

Не менее замечательные слова сказала Луиза Хей: "Любовь к самому себе самое важное, что вы можете сделать, ибо если вы любите себя, вы не причините зла ни себе, ни другому.

Это рецепт мира во всем мире. Если я не могу причинить зла ни себе, ни другим, как может начаться война? Чем больше людей придут к этой мысли, тем лучше станет жить на нашей планете".

Альтруизм, самопожертвование, самоотверженность

Слово "альтруизм" происходит от латинского слова "alter" другой. В мягком варианте альтруизм означает большую заботу о других, чем о себе. В жестком варианте он может означать заботу о других в ущерб себе, вплоть до самоуничтожения. В этом жестком варианте он именуется по-русски самоотверженностью, самопожертвованием, самоотречением. И в мягком, и в жестком варианте альтруизм как норма поведения несостоятелен и губителен как для самого альтруиста, так и для других.

Умные люди давно уже подметили губительность альтруизма для тех, на кого он направлен. Оскар Уайльд в "Идеальном муже" устами героя пьесы говорит: "Самопожертвование следовало бы запретить законом, так как оно развращает тех, кому приносится жертва". О том же писал наш А.С. Макаренко в "Книге для родителей". Он рассказал о конкретном случае материнского самопожертвования и отрицательных последствиях этого самопожертвования. Им было наглядно показано, что альтруизм одних почти неизбежно приводит к эгоизму других.

Мало того, альтруизм может иметь разрушительные, катастрофические последствия для тех, на кого он направлен. Чрезмерная забота о других обычно приводит к тому, что эти другие почти буквально перестают заботиться о себе, становятся иждивенцами, паразитами, духовными и даже физическими инвалидами.

Выше было сказано, что альтруизм губителен как норма поведения. В принципе, эта оговорка насчет "нормы поведения" не нужна. Альтруизм по определению утверждает самопожертвование-самоотверженность как норму поведения. Иначе он не был бы "измом".

Героизм.

Отвергая альтруизм как повседневное, обычное, нормальное поведение человека, нельзя отвергать положительное значение отдельных актов самопожертвования-самоотверженности, когда человек оказывается в исключительных обстоятельствах, т.е. в ситуации "или-или" (или он заботится о себе, жертвуя другими, нанося вред другим, или он заботится о других, жертвуя собой). В этих обстоятельствах, делая выбор в пользу других, человек поступает как герой. Героизм в чрезвычайных ситуациях, на пожаре, на войне и т.п. вполне оправдан и обычен, если позволительно говорить о нем как о нормальном явлении. Героизм – свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Да, героизм нормальное поведение в ненормальных (исключительных) обстоятельствах! И он же... ненормальное поведение в нормальных обстоятельствах, в нормальной жизни.

Нормальное поведение.

В большинстве случаев человек не эгоист, не альтруист и не герой, в меру заботится о себе и других. Потому что большинство случаев это ситуации, когда забота о себе, любовь к себе и забота о других, любовь к другим неразделимы, суть одно. Любое общение это улица с двусторонним движением. Оно необходимо предполагает взаимный интерес, приязнь, заботу. Возьмем творчество: наряду с любовью оно является важнейшим элементом жизни. Творчество это и воспитание, и обучение, и образование, и познание, и искусство, и философия, и управление, и изобретение, техническое творчество. Практически любой акт творчества одновременно акт для себя и для других. Иными словами, как и любовь, творчество не разделяет "для себя" "для других". Творя, человек испытывает высшую радость жизни и в то же время работает на всех людей, служит прогрессу жизни.

Преодоление разрушительной зависимости. (Беседа с алкоголиком, наркоманом, азартным игроком).

Существуют разного рода зависимости, которые человек хочет преодолеть. Это алкогольная и наркотическая зависимости, игромания (рулетка и т.п.). Избавиться от этих зависимостей можно двумя путями (или одним из них).

Первый путь: укрепление воли с помощью специальных форм деятельности (например, бега на длинные дистанции, регулярных занятий физическими упражнениями, спортом, медитации, внушения и самовнушения).

Второй путь: поиск и освоение жизнезначимых конструктивных форм деятельности. Ведь разрушительная зависимость обычно возникает на фоне депрессии или (временного/постоянного) отсутствия серьезных жизнезначимых занятий, в результате возникновения того, что называют скукой, пустотой жизни. Противопоставить нездоровому азарту-увлечению здоровое увлечение-азарт вот назначение второго пути (по поговорке: клин вышибается клином). Второй путь возможен лишь при условии, если человек обладает достаточно сильной волей.

Об употреблении слабых наркотиков. (Беседа с человеком, употребляющим слабые наркотики).

Некоторые люди убеждены, что слабый наркотик, как и алкоголь в умеренных дозах, невреден или неопасен. Действительно, есть целые страны, в которых употребление слабых наркотических веществ является чуть ли не национальной традицией. Люди всю жизнь потребляют слабые наркотики и вроде бы ничего плохого не происходит. Что можно на это сказать? Ну, прежде всего, то, что приемлемо для одних, может быть неприемлемо для других. При одном строе жизни потребление слабого наркотика неопасно, а при другом строе жизни опасно. Например, человек, живущий примитивно, может спокойно принимать слабые наркотики. А для человека высокообразованного, высокоинтеллектуального, решающего сложные творческие задачи, потребление даже слабого наркотика может быть губительным. Таких профессий, видов деятельности, в которых употребление наркотиков исключено, достаточно много. Современное общество это общество больших рисков, и ясная неодурманенная голова в нем нужна как никогда и нигде. Человек, балующийся слабыми наркотиками, во-первых, отсекает от себя возможность освоения многих профессий и видов деятельности, в которых в силу их специфики употребление наркотиков исключено, и, во-вторых, создает серьезные опасности для себя и других. Опасности двоякого рода: непосредственные (угроза здоровью, нормальной жизнедеятельности, жизни в целом) и опосредованные (усиление наркотической зависимости, переход к сильнодействующим наркотикам, ослабление потенций (любовной, творческой и т.д.), деградация личности в целом). Кроме того, известно, что некоторые слабые наркотики (такие, как кокаин) разрушают интеллект, способствуют развитию слабоумия.

А главное заключается в следующем. Если человек начал употреблять наркотики, пусть и слабые, то это сигнал к тому, что он уже неспособен делать свою жизнь интересной, яркой, насыщенной без химических "костылей", т.е. без того, чтобы воздействовать на свой мозг непосредственно с помощью химических веществ. Употребляющий наркотики в сущности, духовный инвалид.

Некоторые сравнивают употребление слабых наркотиков с употреблением алкоголя и на этом основании утверждают, что как нет ничего страшного в употреблении алкоголя, так нет ничего страшного и в употреблении слабых наркотиков. Но алкоголь часть еды, часть культуры питания и вообще часть культуры. Наркотики таковой не являются. И в этом их принципиальная разница. Конечно, злоупотребление алкоголем может привести к таким же печальным последствиям, как и употребление наркотиков. Наркотики же почти всегда оцениваются как зло (за исключением случаев использования в медицинских целях).