ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ

Философы обсуждали проблему "частей" философии, ее структурированности с тех пор, как состоялось первоначальное накопление философских идей и появились первые философы-систематики. Вот некоторые цитаты из древних авторов:

Сенека (середина I в. н.э.): "Большинство писавших об этом, причем самых великих, утверждало, что философия делится на три части: нравственную, естественную и ту, что посвящена человеческому разуму. Первая вносит порядок в душу. Вторая исследует природу вещей. Третья испытывает свойства слов, их расположение, виды доказательства, чтобы ложь не вкралась под видом истины".

Диоген Лаэртский (начало III в. н.э.): "Наконец, одни философы называются физиками за изучение природы; другие этиками за рассуждение о нравах; третьи диалектиками за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика о жизни и свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики. До Архелая (включительно) существовал только один род физика; от Сократа... берет начало этика; от Зенона Элейского диалектика".

Секст Эмпирик (конец II - нач. III вв. н.э.): "Поскольку философия есть некоторая пестрая вещь, то в целях стройного и методического исследования каждого пункта необходимо будет рассматривать хотя бы немногое относительно частей философии. Если прямо приступить к делу, то одни, как известно, принимают ее как состоящую из одной части, другие из двух, а еще иные из трех. Из тех, кто принимает одну часть, одни допускают физическую часть, другие этическую, третьи логическую. И равным образом из разделяющих ее надвое, одни разделили ее на части физическую и логическую, другие на физическую и этическую, третьи на логическую и этическую. А разделяющие на три части соответственно разделили ее на физическую, логическую и этическую".

Начинателем же этого в принципе является Платон. Отчетливее всего этого разделения придерживаются ученики Ксенократа, перипатетики, а также стоики. Перипатетики – последователи Аристотелевой философии. Стоики – школа греческих философов, основана Зеноном на Кипре (ок. 34-265 гг. н.э.).

Отсюда не без вероятности уподобляют философию обильному плодами саду, когда физическая часть сравнивается с ростом растений, этическая со зрелостью плодов, а логическая с крепостью стен. Другие же говорят, что она похожа на яйцо, а именно, что этическая часть сходна с желтком, который, по мнению иных, есть зародыш, физическая с белком, который, как известно, есть пища для желтка, и логическая с внешней скорлупой. Посидоний считал уместным уподоблять философию живому существу, именно: "физическую часть крови и мясу, логическую костям и мускулам, этическую душе".

Как можно видеть из приводимых цитат, древние авторы были близки к правильному пониманию соотношения частей философии. Действительно, философия в ее полном виде может быть разделена на три части соответственно трем "предметам": объекту деятельности, субъекту деятельности и самой деятельности, точнее ее средствам-методам.

Итак, содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живет, о способах деятельности или освоения человеком мира.

Соответственно трем "частям" предмета можно выделить три "части" философии.

1. Учение о мире в целом и его категориальной структуре мировоззренческая часть.

2. Учение о человеке и обществе философская антропология и социальная философия.

3. Учение о формах и методах деятельности методологическая часть.

Как мировоззрение философия дает наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой части философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека и человечества. Мировоззренческий аспект философии выдвигает на первый план ее объективность, беспристрастность. В этой части она стремится к идеалу "научной" философии.

Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип "познай самого себя" и ориентирует развитие человека и общества в определенном направлении. Этот аспект философии можно было бы назвать идеологическим. Он обнаруживает ее активный, действенный, субъективный характер, ее пристрастность.

Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы успешной деятельности по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической части философии является человеческая деятельность в ее многообразных формах, иными словами, взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). В центре философской методологии стоит проблема соотношения идеального и реального как концентрированное выражение общей проблемы соотношения субъективного и объективного. Философская методология включает в себя:

1) учение о мышлении (где центральным является вопрос об идее);

2) учение о познании (где центральным является вопрос об истине);

3) учение о практике (с центральным вопросом о благе, ценности);

4) учение об искусстве (с центральным вопросом о прекрасном, красоте);

5) учение о творчестве.

Каждая из указанных "частей" философской методологии имеет свою систему специфических категорий-понятий.

Философия, как любая другая отрасль человеческой деятельности, развивается, усложняется, а, следовательно, дифференцируется внутри себя. Дифференциация (лат. differentia – различие) – расчленение целого на многообразные и различные формы и ступени. Идет процесс дифференциации философии и специализация ее отдельных частей. С другой стороны, время от времени возникают философские системы, "работающие" в направлении интеграции философских идей. Дифференциация и интеграция философии две стороны единого процесса ее становления-развития. Интеграция (лат integratio – соединение) - процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

Давно уже сложилось своеобразное разделение труда между философами. Они разделились на философов-специалистов (специализирующихся в какой-нибудь одной области философии) и философов-систематиков, стремящихся охватить единым мысленным взором все богатство философских идей. И те, и другие философы нужны современному обществу.

Примерно такая же ситуация наблюдается в естествознании. Так, выступая в защиту Гегеля, физик из США Б. Стефердинг проводит ту мысль, что историческое недоразумение между естественными науками и гегелевской философией нуждается в пересмотре. По его словам, Гегель, будучи великим философом, "ставил перед собой задачи такие же, какие ставят перед собой теоретики естествознания, а именно, привести в связную систему известные факты". По его словам, "95% всех современных естественнонаучных исследований направлено на расширение знаний о фактах и лишь некоторые из естествоиспытателей озабочены тем, чтобы привести факты и данные во всеохватывающую систему".

Интересные мысли о философах-собирателях фактов и систематиках высказал

Д. Дидро. Он писал: «С одной стороны собирать, с другой стороны связывать факты два очень трудных занятия; философы и распределили эти занятия между собой. Одни посвящают свою жизнь собиранию материалов, это полезные и трудолюбивые работники; другие, гордые строители, спешат их использовать. Но время доныне опрокидывало почти все сооружения рациональной философии. Обреченный работать в пыли труженик рано или поздно выносит из подземелья, где он действует вслепую, глыбу, губительную для этой архитектуры, изобретенной головным способом; она рушится, и остаются только груды обломков, пока другой смелый гений не предпримет новой комбинации. Мы различили два вида философии: философию экспериментальную и рациональную. У одной глаза завязаны, она всегда идет, спотыкаясь, она берется за все, что ей попадает в руки, и, в конце концов, натыкается на драгоценные вещи. Другая подхватывает этот драгоценный материал и старается разжечь из него факел; но до настоящего времени этот мнимый факел служил ей хуже, чем ее сопернице искание наощупь; это и естественно. Опыт бесконечно умножает свои поиски, он действует непрерывно; он неизменно ищет явления, в то время как разум идет путем аналогий. Экспериментальная философия не знает, что ей попадется в работе и чего не окажется; но она работает без устали. Наоборот, рациональная философия взвешивает возможности, произносит свой суд и умолкает".

Если взять развитие философии за большие промежутки времени, то увидим, что время от времени появлялись всеохватывающие системы философии. В Древней Греции такой всеохватывающей системой была философия Аристотеля. В новое время каждый крупный философ претендовал на создание системы философского знания. Систематические учения оставили Декарт, Спиноза, Гоббс, Локк, Кант. Поистине Аристотелем нового времени стал Гегель.