ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНТРЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Центр практической философии (в дальнейшем именуемый "Центр") научное учреждение, целью которого является организация службы философского консультирования-собеседования.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРА.

- Оказание услуг населению (философское консультирование (вопросы и ответы), собеседование (обмен мнениями, диалог), анализ конкретных ситуаций, исповедь (откровенный разговор), комментирование-оценка (в ситуации посещения, осмотра чего-кого-либо).

-Индивидуальное обучение философии (в том числе практической мудрости) по специальным программам.

- Исследовательская работа в области практической философии.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с действующими Конституцией и законами Российской Федерации в тесном сотрудничестве с Московским центром практической философии.

Центр учреждается физическим лицом или лицами и/или организацией/организациями при условии, если среди учредителей-подписантов имеется хотя бы один дипломированный философ.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ЦЕНТРА.

- В состав Центра входят не менее трех сотрудников.

- Возглавляет Центр директор, назначаемый или выбираемый из числа сотрудников Центра.

- Директором Центра может быть лишь сотрудник Центра, имеющий право работать практическим философом.

- Директор Центра может назначаться учредителем/учредителями Центра или выбираться сотрудниками Центра, имеющими право работать практическими философами, на их собрании при наличии не менее трех человек.

Первоначальные состав и структура Центра утверждаются учредителем/учредителями Центра. В дальнейшем состав и структура Центра пересматриваются и утверждаются вновь директором Центра по согласованию с учредителем/учредителями Центра или с его/их молчаливого согласия.

ЦЕЛИ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ФИЛОСОФА.

- Прояснение смысла жизни.

- Содействие в поисках жизненно важных ответов (куда идти? что делать? какой путь выбрать? что такое добро?).

- Создание интеллектуальных предпосылок для выхода из конфликтных ситуаций (житейских, профессиональных, творческих, любовных, семейных).

- Философская терапия (утешение и лечение философией).

- Профилактика (предупреждение) возможных ошибочных решений, аморальных поступков, преступлений, суицида.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ФИЛОСОФА.

- Философское консультирование (вопросы и ответы).

- Беседа, дискуссия, диалог.

- Анализ конкретных ситуаций.

- Разговор по душам (дать возможность высказать все накопившееся, наболевшее; сверить свои мысли с мыслями философов; ликвидировать или минимизировать пробелы, белые пятна в понимании себя и других).

- Откровенный разговор (с обязательным условием сохранения тайны).

- Практические советы, разъяснения, аргументация, убеждение, критика.

- Основные методы обсуждения проблем: метод антитез и метод альтернатив/вариантов.

При использовании метода антитез выдвигается тезис (философом или собеседником); излагаются аргументы за и против тезиса; окончательный вывод предоставляется собеседнику.

При использовании метода альтернатив/вариантов выдвигаются разные альтернативы ответа на вопрос или варианты решения проблемы; затем эти альтернативы/варианты обсуждаются; окончательный выбор альтернативы/варианта предоставляется собеседнику.

Могут быть использованы и такие методы:

- метод рассказа-лекции (философ активен собеседник пассивен);

- метод выслушивания-исповеди (философ пассивен собеседник активен);

- смешанный метод лекции-выслушивания (попеременная активность философа и собе-седника).

Эти методы можно назвать методами повествования. Их цель дать человеку выговориться-исповедаться или утолить его любознательность, ликвидировать переживаемый им информационный голод.

Методы повествования не являются такими эффективными, как методы антитез/альтернатив/вариантов. Тем не менее, они могут быть использованы, если собеседник предпочитает повествовательный стиль беседы рассуждению-аргументации-анализу.

Кроме указанных методов весьма эффективным является метод вопросов и ответов. Вопросы могут задаваться как философом, так и собеседником.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ФИЛОСОФА.

1. Практический философ должен быть всесторонне образованным, многое знать и уметь, быть в хорошем смысле всезнайкой и всеумейкой. Конкретно, в ситуации консультирования-собеседования он должен быть немного психологом, немного врачом, немного артистом, немного тренером и т.д. Это нужно ему прежде всего для того, чтобы он мог выполнять функции координатора-дирижера в тех случаях, когда клиент нуждается не только в его услугах, но и в услугах других специалистов.

2. К работе практических философов допускаются только дипломированные философы (имеющие диплом высшего учебного заведения по специальности "философия" или диплом кандидата (доктора) философских наук).

В идеале практические философы должны иметь специальную подготовку, т.е. помимо общего философского образования они должны получать специальное образование именно как практические философы.

В отдельных случаях в качестве ассистентов практических философов могут работать студенты старших курсов философских факультетов и соискатели ученой степени кандидата философских наук, сдавшие кандидатский минимум по философии.

3. Условия работы практического философа могут быть самые разные: от приема клиента в офисе Центра до общения в неформальной обстановке (на прогулке, при посещении музея, выставки, театра, концерта, в домашней обстановке, в путешествии, за трапезой и т.д.).

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ФИЛОСОФА В СИТУАЦИИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ-СОБЕСЕ-ДОВАНИЯ.

- Максимум уважительного отношения к клиенту.

- Конфиденциальность беседы, безусловная тайна исповеди.

- Соблюдение принципа "не навреди".

Нарушение одного из указанных правил является основанием для лишения сотрудника права работать в Центре в качестве практического философа.

ТЕМЫ ДЛЯ ФИЛОСОФСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, БЕСЕДЫ, ОБСУЖДЕНИЯ.

- Общие темы.

Что такое жизнь?

Смысл жизни. В чем он?

Цель жизни.

Жизнь, смерть, бессмертие.

Оптимизм и пессимизм.

Исповедь (потребность высказаться, излить душу).

Человеческое счастье. В чем оно?

Любовь.

Проблемы брака и семьи.

Проблема выбора профессии (для вступающих во взрослую жизнь).

Профессиональная деятельность. Творчество.

Добро, красота, истина.

Проблема общения.

Правила поведения в обществе. Этические проблемы.

Золотое правило поведения.

Добро и зло. Что считать добром, а что злом.

Правила хорошего тона, культура поведения, этикет.

Здоровье и болезни. Предупреждение заболеваний.

Образ жизни, развитие, активное долголетие.

Физическая культура в жизни человека.

Самосовершенствование.

Как мы думаем?

Как развивать мышление?

Как научиться искусству рассуждения, аргументации?

Как развить интуицию?

Как устроен мир? Мировоззренческие вопросы.

Знание и вера.

Сомнения в религиозной вере.

Человеческие предрассудки, заблуждения. Как их распознавать?

Что может дать философ? Какова роль философии в жизни людей?

- Специальные темы.

Проблема воспитания детей.

Проблема взаимоотношения родителей и детей.

Проблема выхода из конфликтных ситуаций.

Проблема несчастной, безответной любви.

Проблема супружеской неверности.

Решение профессиональных, творческих задач.

Преодоление творческих кризисов.

Проблема алкоголизма.

Проблема наркомании.

Проблема суицида (самоубийства).

Утешение философией (в ситуациях человеческого несчастья потери близких, калечения-инвалидности, тяжелой или смертельной болезни, катастроф и т.д.).

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ИМУЩЕСТВО. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ЦЕНТРА.

Правовое положение Центра устанавливается индивидуально. Центр может быть самостоятельным научным учреждением, имеющим статус юридического лица, свое имущество, расчетный счет и печать, или научным учреждением, являющимся подразделением и/или находящимся в договорных отношениях с другим научным учреждением, с учебным заведением.

Центр может прекратить свою деятельность по решению директора Центра или собрания сотрудников - практических философов.

Все имущество, оставшееся после прекращения деятельности Центра, используется в порядке, установленном ст. 40 ГК РФ.