Стратегический подход

После решения в принципе в ходе состоявшегося саммита между Россией и Евросоюзом вопроса о транзите через территорию Литвы и Польши еще более остро встал вопрос о нашей стратегической линии в отношении развития Калининградской области и ее месте в сотрудничестве с ЕС. От политических заявлений о партнерстве пора перейти к реальным практическим шагам.

Специфика российской федеральной политики по отношению к Калининградской области должна заключаться в поддержке функции сотрудничества и содержать следующие важнейшие компоненты.

Во-первых, гарантии исполнения Федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года».

Во-вторых, гарантии стабильности статуса Особой экономической зоны в КО. Речь идет о принятии новой редакции Федерального Закона об ОЭЗ в КО, отражающей европейскую и мировую тенденции развития, направленные на обеспечение большей свободы перемещения товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, и согласовании с его положениями других законодательных актов (особенно Таможенного и Налогового кодексов). Этот новый документ не должен ухудшать условия хозяйственной деятельности в регионе по сравнению с действующим Законом. В нем должны быть учтены условия ожидаемого вступления России в ВТО таким образом, чтобы имели шанс развиваться созданные в области импортозамещающие производства; целесообразно предусмотреть стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в реализацию Федеральной целевой программы и других крупных инвестиционных проектов. В целях обеспечения гарантий инвесторам следует проработать вопрос о реализации современной версии иностранных концессий, а также добиваться освобождения товаров, произведенных в КО, при их ввозе на территорию ЕС от всех видов таможенных платежей и тарифных ограничений.

Предстоит обеспечить постоянное совершенствование и обновление Федеральной целевой программы развития области с учетом проблем, возникающих в связи с движением ЕС на восток и вступлением России в ВТО, возможного негативного влияния этих процессов на КО и Россию в целом при отсутствии должной гармонизации процессов экономического развития региона с интеграционными процессами в Евросоюзе. Целесообразно предусмотреть федеральное финансирование связанных с этим дополнительных затрат предприятий и организаций области.

В-третьих, следует изучить и реализовать предложения по формированию инвестиционно-финансовой корпорации, гарантийного фонда или иных структур, предположительно международ-ных, обеспечивающих финансирование Федеральной целевой программы и иных инвестиционных проектов, реализуемых в регионе. Создание соответствующей структуры необходимо на нынешнем этапе формирования регионального рынка для стимулирования этого процесса и привлечения инвестиций. В учреждении корпорации (фонда) целесообразно участие федеральных и региональных органов государственной власти, муниципалитетов, крупных отечественных и зарубежных инвестиционных банков, возможно, представителей Комиссии ЕС и др.

В-четвертых, в целях гармонизации федеральных, региональных и международных интересов в КО целесообразно создание специального международного аналитического центра со штаб-квартирой в Калининграде. В его рамках могла бы действовать международная группа квалифицированных юристов, которая занималась бы состыковкой европейских и российских правовых норм в целях формирования в Европе единого правового пространства.

В-пятых, целесообразно предусмотреть федеральное руководство реализацией программы. Поскольку Федеральная целевая программа отражает федеральные интересы, ее заказчиком фактически является Правительство, которое и должно нести ответственность и руководить исполнением Программы. Необходимо создать координирующие органы по вопросам КО – и со стороны ФЦ (например, Совет по КО при Президенте РФ), и со стороны ЕС.

Наконец, одним из ключевых элементов стратегического решения проблемы Калининградской области могло бы стать строительство крупного многопрофильного выставочно-делового комплекса в Калининградской области («Евро-ЭКСПО»). Разработчики этой программы предполагают поочередное введение в эксплуатацию современных выставочных объектов общей площадью до 300 тыс. кв. метров в период с 2005 по 2010 гг. (к 2005 г. – 35 тыс. кв. метров, к 2007 г. – 100 тыс. кв. метров и к 2010 г. – 165 тыс. кв. метров).

На территории первой очереди комплекса предполагается проведение в 2005 г. российско-европейской выставки «Калининградская Область – регион сотрудничества России и Европейского Союза в ХХI веке», приуроченной к 750-летию г. Кенигсберга. В период с 2005 по 2010 гг. по мере введения новых выставочных площадей предусмотрено расширение деловой активности комплекса с участием ведущих европейских и отечественных компаний, проведение масштабных международных как отраслевых, так и многопрофильных выставок.

Создание в центре Европы такого комплекса, как представляется, отвечало бы трем главным группам имеющихся в области интересов: всероссийским, областным и общеевропейским.

С точки зрения Российской Федерации, организация подобной крупномасштабной регулярной выставки позволила бы сделать область своего рода «витриной» российских регионов в Европе, привлечь в страну крупные зарубежные инвестиции, сделать весь регион в самом деле «пилотным» в экономическом сотрудничестве с ЕС, соединительным звеном в интеграционном сближении России и расширяющегося Евросоюза. В политическом плане эта мера могла бы «компенсировать» наше поражение по вопросу об ЭКСПО-2010, стать крупной имиджевой программой для России. Она полностью отвечала бы духу и букве всех основополагающих документов федерального уровня в отношении Калининграда, принятых Россией, включая Закон «Об Особой экономической зоне» и Федеральную целевую программу «Развитие Калининградской области на период до 2010 года», а также соглашениям, заключенным между Россией и ЕС. Само начало реализации подобной Программы раз и навсегда положило бы конец каким бы то ни было разговорам о региональном сепаратизме.

Проведение «Евро-ЭКСПО» способствовало бы удовлетворению и основного интереса области – ускоренному социально-экономическому развитию региона, строительству и модерниза-ции базовой инфраструктуры, (транспорт, телекоммуникации, энергетика), привлечению отечественных инвесторов, технологий, потоков товаров и услуг, сближению уровней жизни жителей области и соседних с ней стран, решению социальных вопросов области: открытию новых рабочих мест, трудоустройству увольняемых в запас военнослужащих, строительству жилья и объектов социального значения. По сути дела речь идет о строительстве нового современного города-спутника с сохранением нынешнего Калининграда как исторического центра. Проведение первой российско-европейской выставки в 2005 г. и строительство Экспоцентра, в котором примут участие многие страны Евросоюза, будет содействовать нахождению взаимоприемлемых решений по транзитным и другим вопросам Калининградской области в условиях расширения ЕС и НАТО.

Выставка была бы выгодна и странам Евросоюза, так как позволила бы использовать Калининградскую область как связующее звено в экономических связях с Россией, предотвратить возникновение в центре процветающей Европы очага экономической, социальной, экологической и, в конечном счете, политической напряженности. «Евро-ЭКСПО» позволил бы наполнить практическим содержанием продекларированную на политическом уровне концепцию стратегического партнерства между Россией и ЕС. Предварительная проработка показала заинтересованность деловых кругов Европы в продвижении этой программы.

Строительство подобного Экспоцентра потребует привлечения инвестиций ориентировочно в размере 300 млн долл. Дополнительные средства необходимо будет вложить в модернизацию транспортной инфраструктуры, системы коммуникаций, энергетики, сектора обслуживания (гостиницы, рестораны, здравоохранение, банковская система, страхование и т.д.).

Выставка, проводимая на ежегодной основе, могла бы быть совмещена со столь же крупномасштабным инвестиционным конгрессом. В этих целях в Калининградской области при поддержке регионального руководства должен постоянно функционировать соответствующий исполнительный орган с необходимыми полномочиями Федерального Центра. Строительство экспоцентра должно приобрести статус президентской программы, для чего должны быть сделаны соответствующие заявления и приняты необходимые документы.

В целях продвижения данной программы созданы общественный Комитет стратегического партнерства и Фонд «Национальная слава». В Комитет вошли 14 губернаторов, авторитетные российские политики, представители деловых кругов, общественности, крупные эксперты федерального и регионального уровня, которые и должны обеспечить его функционирование. При Комитете создается Межрегиональный совет под председательством представителя Администрации Президента РФ. Имеется в виду создать также Международный Попечительский Совет высокого уровня. Весь проект осуществляется под эгидой Совета Федерации Федерального Собрания РФ.