Шенгенская проблема

Самой неотложной правовой проблемой, международно-правовое решение которой следует найти до фактического и даже формального расширения ЕС, т.е. до 1 июля 2003 года, является визовая. Когда в ЕС де-юро войдут Польша и Литва, то на их территорию будут распространяться правила Шенгенской зоны, а КО превратится из эксклава в анклав.

Ясно, что исходную жесткую позицию ЕС (подчиняйтесь, мол, общим Шенгенским правилам) Россия принять не могла. Это означало бы размывание ее суверенитета на территории субъекта РФ, а также ущемление прав российских граждан, живущих как в КО, так и в т.н. «Большой России». Трудно не согласиться с мнением политолога Г. Павловского: «При расширении ЕС в него вступают государства, которые хотят делегировать часть своего суверенитета Брюсселю. Это их полное право. Но это не должно создавать основы для ограничения суверенитета соседних государств, не входящих в Евросоюз. Иными словами, Евросоюз не имеет права своим суверенитетом ограничивать суверенитет стран, которые в него не входят. Поэтому первый принцип – это то, что проблема Калининграда должна решаться на основе одинаковых суверенных прав Евросоюза на подконтрольной ему территории, с одной стороны, и России на подконтрольной ей территории – с другой. Евросоюз все время повторяет слова о свободе перемещения людей, товаров, информации, капиталов на своей территории. Абсолютно такая же свобода существует и в Российской Федерации. Соответственно, Евросоюз не имеет права ни по каким нормам ограничить свободу перемещения людей, товаров, информации и капиталов между какими-либо регионами РФ. Но Калининград – один из них» .

Однако и первоначальные предложения России (сделать всю страну частью Шенгенской зоны) не имели шансов на успех. Опасения и фобии европейцев вполне понятны: они боятся, что КО превратится в «черную дыру» РФ, через которую в Европу хлынет поток мигрантов, а, возможно, и криминальный элемент.

Фобии (от греч. phóbos - страх) - навязчивые страхи.

Предложенный ЕС летом 2002 г. компромиссный вариант – выдача длительных многократных виз жителям КО – Правительство РФ отвергло. Мотивировка была проста: такое решение не давало ответа на вопрос о том, как в КО будут ездить другие граждане России? «Решение, которое нам пытаются навязать, ставит право россиян на общение со своими родственниками в той или иной части страны в зависимость от решения иностранного государства, – заявил Владимир Путин. – Сегодня, когда состоялись похороны «холодной войны», возвращение к таким подходам абсолютно непонятно» .

Однако и само российское Правительство порой предлагало заведомо ущербные вещи – типа транспортировки граждан РФ в КО и обратно в «пломбированных» вагонах и по особым автотрассам. Все это – логика холодной войны, никак не соответствующая духу партнерства. Будучи же реализованными, подобные предложения ни к чему, кроме как к очередному национальному унижению России, привести не могли . До этого Москва требовала проложить коридор через территорию Польши. Как справедливо отмечал В. Никонов, «произносить в присутствии поляков слово «коридор» просто нельзя. Слово «коридор», произнесенное в обществе поляка, воспринимается как намерение его убить. Поэтому я вообще удивляюсь нашей дипломатии и журналистам, которые используют это слово «коридор». На самом деле и для литовцев, и для поляков само слово неприемлемо» .

Согласно достигнутым на саммите РФ и ЕС договоренностям (Совместное заявление РФ и ЕС о транзите между КО и остальной территорией РФ), для железнодорожного транзита между КО и другими частями России по территории Литвы в обязательном порядке надо будет получать «упрощенный проездной документ на железной дороге (УПД-ЖД)» на основании данных внутреннего российского паспорта. При этом сведения о гражданах РФ, намеревающихся совершить поездку в/из КО, российские власти будут заблаговременно предоставлять литовской стороне. Литовские власти сохранят имеющееся у них и сегодня суверенное право высказывать возражения против проезда по литовской территории отдельных лиц. На основе информации литовских компетентных органов российские власти не будут продавать билеты лицам, в отношении которых со стороны Литвы имеются возражения. При этом, разумеется, сохраняется возможность безвизового посещения КО самолетом или паромом.

Саммит - от англ. вершина - 1) конференция, совещание, собрание глав государств и правительств; 2) встреча, совещание руководителей республик, областей.

Для частных многократных транзитных поездок российских граждан в/из КО всеми видами наземного транспорта вводится упрощенный транзитный документ (УТД), который будет выдаваться в консульских учреждениях Литвы по значительно менее обременительной процедуре, чем получение обычной визы, требуемой в настоящее время для поездок на автотранспорте. На втором этапе стороны намереваются ввести в эксплуатацию скоростного безостановочного безвизового поезда через территорию Литвы.

Несмотря на достигнутые принципиальные договоренности, конкретные механизмы их реализации еще предстоит выработать. Нерешенными остались и вопросы транзита грузов.

Таким образом, как подчеркнул министр иностранных дел Литовской Республики Антанас Валенис, «в Брюсселе были определены только рамки решений по калининградскому транзиту. Претворение их в жизнь будет зависеть от того, как скоро и успешно мы, все заинтересованные стороны, заполним эти рамки конкретными деталями». Особое значение, по мнению министра, имеет соглашение о реадмиссии, которое должно быть заключено между Литвой и Россией.

Достигнутые в Брюсселе договоренности – результат, безусловно, положительный. Вряд ли можно согласиться с мнением депутата от ЛДПР А. Митрофанова: «первый этап битвы за Калининград мы проиграли. Фактически нам навязали транзитные визы под другим названием» . Главное, чего удалось добиться – это снижения уровня политической неопределенности вокруг калининградского вопроса. Однако и серьезного прорыва в этом вопросе также не произошло. Это, по оценке депутата областной Думы КО, «не стратегический успех, а отложенный компромисс».

Конечно, при наличии политической воли имеющиеся в этой области правовые проблемы, которые, повторим, являются техническими. И в этом вопросе добрую волю и готовность к реальному партнерству должен проявить именно ЕС. На транзитном вопросе декларированное партнерство между Россией и ЕС может в самое ближайшее время серьезно споткнуться. А может, именно здесь и будет проявлена добрая воля и готовность Европы принять Россию в свое формирующееся правовое пространство .

Будет полезно почитать по теме: