Экономическая интеграция: проблемы и перспективы

В вопросах экономического сотрудничества подходы России и ЕС совпадают в двух главных позициях: нельзя допустить экономической изоляции КО; потенциал КО создает многообеща-ющие возможности для сотрудничества между Россией и ЕС. В дополнение к этому Россия рассматривает КО как свою Особую экономическую зону, в условиях которой упрощены многие общероссийские правовые (таможенные, налоговые, регистрационные и проч.) процедуры, что объективно сделает область более привлекательной для иностранных и отечественных инвесторов. Здесь могут апробироваться новейшие экономические идеи и технологии или хорошо забытые старые (типа иностранных концессий). В частности, именно в КО могут, например, быть отработаны правила ВТО, в которую через некоторое время вступит Россия.

Конечно, емкость внутреннего калининградского рынка не дает оснований говорить о нем как о существенном факторе для экономики всей России. Но мощными рынками сбыта конкуренто-способной российской продукции порты Калининграда стать могли бы. Калининград мог бы стать более активным каналом проникновения зарубежных изделий на емкий общероссийский рынок. Как сказал Е. Примаков, «Россия намерена развивать Калининградскую область как транзитный узел и место для сборочных предприятий, работающих на импортозамещении в России» . Сотрудничество России и ЕС в КО начинается не на пустом месте. Механизм сначала свободной, затем Особой экономической зоны, по сути, уже превратил КО в экспериментальную площадку международного сотрудничества, где отрабатываются новые интеграционные механизмы . Такую же роль играет развитие различных пространственных форм приграничного сотрудничества. За последние 8–10 лет в области началась реализация целого ряда достаточно значимых совместных проектов. Они затрагивают такие сферы, как охрана окружающей среды, энергосбережение, образование (включая переподготовку военнослужащих), здравоохранение (в том числе борьба со СПИДом и наркология), транспорт, социальные вопросы. Международные исследовательские проекты, касающиеся КО, особое внимание обращают на транспорт, телекоммуникации и энерге-тику. Речь идет о развитии в области производственной инфраструктуры, необходимой для привлечения инвестиций. Их развитие является основой привлечения инвестиций, а, следова-тельно, и формирования отраслей специализации регионального хозяйства. Основными спонсорами этих проектов выступают ЕС (прежде всего, программа ТАСИС), Дания (экологические проекты) и Швеция (программа СИДА). В последние годы расширилось приграничное сотрудничество с Польшей и Литвой, область стала участвовать в проектах межрегиональной балтийской коопера-ции. В области создано около 1800 совместных и иностранных предприятий (из них около 500 – российско-литовские). Калининград участвует в 18 проектах ЕС. Россия и ЕС ведут разработку концепции «общего европейского экономического пространства». Активно идет энергодиалог, создаются предпосылки к диалогу в области транспорта. Впечатляющие примеры успешного взаимодействия в сфере телекоммуникации и инженерных технологий – создание независимой общеевропейской глобальной навигационной системы на базе программ «Галилео» (ЕС) и «Глонасс» (РФ), а также системы космического мониторинга поверхности Европы. Между Россией и ЕС подписан меморандум о создании «европейского информационного сообщества».

В ходе майского (2002 г.) саммита РФ–ЕС Владимир Путин приветствовал заявления руководства ЕС о начале процедур по признанию рыночного статуса экономики России. «Все более ясными становятся контуры общего европейского экономического пространства», – сделал вывод Владимир Путин. Решение о признании рыночного статуса российской экономики («если мы все правильно поняли», уточнил В. Путин) имеет для российской экономики «огромное прикладное значение», выражающееся в конкретных цифрах, отметил президент России. По его словам, это цена примерно 14 антидемпинговых процедур, осуществляемых сейчас в Европе в отношении российских товаров. В целом их цена для экономики России достигает 250 млн долларов в год. Всего же в мире против российской продукции ведется около сотни антидемпинговых расследований. «Потери измеряются кругленькой цифрой в 1,5 млрд долларов», – обратил внимание Путин .

Однако достигнутый уровень кооперации, конечно, не исчерпывает того огромного потенциала для международного сотрудничества, который представляет КО. К тому же большинство начатых проектов застряли на стадии ТЭО, т.е. на прединвестиционной фазе. Действующие в области иностранные и совместные предприятия работают в основном на российский рынок, поскольку встречных шагов со стороны ЕС в направлении облегчения доступа калининградских товаров на рынок ЕС не последовало.

Главное разногласие между Россией и ЕС, которое, впрочем, проявляется и во всех других регионах РФ, можно выразить так: «Деньги или советы». Структуры ЕС предпочитают направлять в Россию своих советников и консультантов, на содержание которых и уходит львиная доля выделяемых «траншей». Сказывается отсутствие единого координационного органа по продвижению международных проектов. Эту функцию на себя в последнее время пытается взять недавно созданное Институтом «Восток-Запад» Агентство регионального развития. Однако пока оно является скорее виртуальной структурой с не вполне ясными полномочиями.

Весьма расплывчатый характер имеют и другие региональные инициативы – типа создания российско-иностранного (ФРГ) технополиса, т.н. «еврорегионов» – «Неман» (с участием Польши, Белоруссии и Литвы), «Сауле», «Балтика», «Северное измерение ЕС» и проч. Интересы России и ЕС в этих и тому подобных проектах четко не просматриваются, а главное – не объединены единым замыслом. В целях исправления такого положения КО совместно с ФЦ начала разработку стратегии развития КО как региона сотрудничества между РФ и ЕС на период до 2010 года (проект КО направлен в Правительство РФ 21.06.2002).

Хотя Россия в целом позитивно относится к расширению ЕС, она не может игнорировать тот факт, что несет в результате этого процесса крупные экономические издержки. Так, после вступления в ЕС Австрии, Финляндии и Швеции в 1995 году внешняя торговля России несет ежегодный урон в 350 млн долл. Это явилось прямым следствием налагаемых ЕС ограничений в этой области.

В связи с этим Правительство РФ представило в 1999 году Еврокомиссии список своих опасений, связанных с расширением ЕС. Они относятся к введению единого внешнего тарифа (на практике более жесткого, чем национальные); переориентации торговли новых стран–членов ЕС на внутренний рынок ЕС; расширению объема преференций в торговле на новые страны–члены, что может ударить по конкурентным позициям российских экспортеров; распространению единой аграрной политики на новые страны–члены, что закроет их для отечественного сельскохозяйс-твенного экспорта; переходу новых стран–членов на технические стандарты ЕС, что станет жестким барьером на пути ввоза в них машиностроительной продукции; распространению на эти страны антитрестовского и антидемпингового законодательства, что приведет к существенным убыткам России; сокращению объемов военно-технического сотрудничества между Россией и этими странами; оттоку в страны ЦВЕ иностранных инвестиций из России; обострению проблем жизнеобеспечения КО. В настоящий момент все эти вопросы рассматриваются в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и ЕС. Однако эти переговоры идут непросто. Возможно, для поиска компромиссов следует поднять их уровень.

Главными ресурсами развития КО являются квалифицированные кадры, развитая система подготовки, переподготовки и повышения их квалификации, развитая рыночная инфраструктура и рыночно ориентированный менталитет населения; налаженные связи с зарубежными партнерами; доступ на обширный российский рынок. Все это создает реальные предпосылки для реализации стратегии сотрудничества между РФ и ЕС и превращения региона в «пилотный регион» такого сотрудничества.

Ядро стратегии должен составить обновленный Закон об ОЭЗ, предусматривающий федеральную и региональную ответственность, четкое распределение полномочий КО и ФЦ. Стратегия развития КО уже сочетает сейчас и будет сочетать в еще большей мере в будущем четыре главных компонента.

Во-первых, будет обеспечено наиболее полное использование регионального природно-ресурсного и экономического потенциала в общероссийских и региональных интересах.

Во-вторых, область выступит в качестве региона сотрудничества РФ и ЕС, СНГ и других стран мира, других российских регионов.

В-третьих, область станет контактной территорией России в Европе. На ее территории будут отрабатываться механизмы интеграции и взаимодействия России и Евросоюза в ХХI веке.

В-четвертых, сохранится функция обеспечения российских военно-стратегиче¬ских интересов, поскольку Калининградская область является местом базирования Балтийского флота России.

Эти направления развиваются одновременно и дополняют друг друга, позволяя региону в сложных условиях переходного периода превратиться в устойчиво развивающуюся территорию в центре Европы.

Калининград призван стать контактным деловым центром – местом встреч предпринимателей Запада и Востока, обеспечивая на своей территории безвизовые или упрощенные визовые условия для проведения переговоров, семинаров, конференций, функционирование представительств западных фирм и торговых домов различных регионов России. В перспективе Калининградская область должна превратиться в финансовый, телекоммуникационный, консалтинговый центр по обслуживанию обширного спектра связей Восток-Запад для многих средних и малых городов, удаленных районов России, ориентированных на модель развития малого и среднего бизнеса. Это направление, которое обозначилось только в последнее время, является, по оценке экспертов, наиболее важным по его возможному потенциалу. Оно способно преодолеть пространственный отрыв области от России, поскольку речь идет о технологиях, не требующих перемещения материальных объектов. Консалтинг не требует вещественных затрат и дает высочайшую прибыль. Интернет не знает границ. Финансовые потоки не связаны с перевозкой грузов. Именно это направление контактной территории Восток-Запад наиболее перспективно для экономики региона, наряду с развитием других отраслей сферы услуг.

Однако это приоритетное направление не может быть реализовано без немедленного устранения ряда отрицательных характеристик области. Для этого мало обеспечить упрощенный визовый режим въезда. Необходимо построить несколько современных постоянно действующих конференц-центров и обеспечить им известность в стране и за рубежом, развить инфраструктуру отдыха и развлечений, создать развитую банковскую сеть, привлечь в регион деятельных и квалифицированных специалистов.

Область идеально подходит для создания демонстрационной площадки, сосредоточивающей на своей территории реальные действующие современные предприятия с новыми технологиями, оборудованием, организацией производства товаров широкого потребления и услуг. В этом плане большую поддержку могли бы оказать страны Балтийского региона, прежде всего, Германия, Дания, Швеция, Польша, создавая на территории области предприятия-эталоны для ознакомления с ними широких кругов предпринимателей из самых разных регионов России.