Законодательство об административных правонарушениях Республики Марий Эл

Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Федерации и субъектов установление ответственности за совершение административных правонарушений. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» определяет основные принципы и требования к правотворчеству субъектов Федерации при установлении ответственности за административные правонарушения. В соответствии с этим в Республике Марий Эл принят ряд законов, регламентирующих данные вопросы. К числу этих законов относятся Закон «Об администра-тивных правонарушениях в Республике Марий Эл» от 4 декабря 2002 года (в ред. от 5 марта

2003 года), закон «Об административных комиссиях органов местного самоуправления Республики Марий Эл» от 4 декабря 2002 года. Кроме того, принят ряд постановлений правительства Марий Эл, определяющих перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Закон «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» устанавливает перечень видов административных правонарушений по вопросам, имеющим региональное значение, а также меры административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных законодательством Республики Марий Эл в соответствии с законодательством Российской Федерации, и определяет подведомственность дел об административных правонарушениях.

Условия обеспечения процедуры производства по делам об административных правонарушениях и другие положения, не урегулированные этим Законом, применяются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прежде всего, Закон определяет перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела данной категории. Дела, предусмотренные данным Законом в пределах установленных полномочий, рассматриваются:

- мировыми судьями;

- уполномоченными данным Законом органами либо учреждениями органов исполнительной власти Республики Марий Эл;

- административными комиссиями органов местного самоуправления (далее – административная комиссия), создаваемыми в соответствии с законом Республики Марий Эл;

- комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, если административные правонарушения совершены несовершеннолетними.

Определен также перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанным законом. К их числу относятся:

- руководители органов исполнительной власти и их заместители;

- руководители структурных подразделений органов исполнительной власти и их заместители;

- руководители учреждений, уполномоченных органом исполнительной власти, осуществляющих надзорные и контрольные функции;

- должностные лица, уполномоченные органами местного самоуправления.

Перечень должностных лиц, уполномоченных органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, их учреждений составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается правовым актом органа исполнительной власти либо правовым актом органа местного самоуправления. В случае преобразования, изменения наименования либо переподчинения указанных выше органов до внесения законодательных изменений подведомственные им дела продолжают рассматривать органы, которым переданы их функции.

Закон определяет перечень видов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена республиканским законодательством. Таких нарушений всего 21. Они сгруппированы на 5 групп:

1. Правонарушения, посягающие на институты государственной власти Республики Марий Эл. К их числу относятся незаконные действия по отношению к государственной символике Марий Эл, незаконное ношение государственных наград Республики Марий Эл, невыполнение законных требований депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл. Протоколы по этим нарушениям составляют сотрудники милиции общественной безопасности, руководители органов государственной власти и их заместители. Дела подобного рода рассматривают мировые судьи.

2. Правонарушения, посягающие на права граждан, их здоровье и на установленный порядок управления. К ним относятся: нарушение условий отдыха (например шум во дворах, помещениях, на улицах с 22.00 до 6.00 часов); нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов; нарушение правил содержания домашних животных (в том числе бесконтрольный выгул кошек, собак, иных домашних животных); изготовление с целью сбыта или сбыт гражданами спиртных напитков домашней выработки; нарушение правил застройки территорий городских и сельских поселений; неповиновение или неисполнение законных требований должностных лиц местного самоуправления или решений, принятых на местном референдуме, сходе граждан. Дела по этим нарушениям уполномочены рассматривать мировые судьи, а при их отсутствии – административные комиссии органов местного самоуправления. Протоколы уполномочены составлять должностные лица органов местного самоуправления или сотрудники милиции общественной безопасности.

3. Правонарушения в области бюджетного законодательства. К их числу относят нецелевое использование бюджетных средств, нарушение сроков возврата бюджетных средств и другие. Дела по этим правонарушениям рассматривают должностные лица органов государственной исполнительной власти, отвечающие за исполнение республиканского бюджета.

4. Правонарушения в сфере управления республиканской и муниципальной собственностью, использования объектов культурного наследия. К числу этих правонарушений относятся: нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в республиканской или муниципальной собственности; нарушение правил сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия республиканского и местного значения; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного значения. Дела этой категории рассматривают мировые судьи. Протоколы уполномочены составлять должностные лица органов исполнительной власти и местного самоуправления, ответственных за эту сферу охраны.

5. Правонарушения на транспорте. К их числу относят безбилетный проезд в автотранспорте городского и пригородного сообщения и в электротранспорте; нарушение правил перевозки багажа. Дела подобного рода уполномочены рассматривать органы автомобильного и электро-транспорта. Административные наказания от их имени вправе налагать контролеры-ревизоры, билетные контролеры.

Постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных рассматриваемым законом, исполняются в порядке, определенном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Суммы административного штрафа за данные правонарушения, зачисляются в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа.

В целях реализации рассматриваемого закона принят Закон «Об административных комиссиях органов местного самоуправления Республики Марий Эл» от 26 ноября 2002 года. Закон определил статус и компетенцию административных комиссий, порядок образования и состав комиссий, вопросы обеспечения их деятельности и исполнения решений.

Согласно этому закону, административная комиссия органов местного самоуправления – коллегиальный орган административной юрисдикции, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах компетенции, установленной Законом «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл». Вступившие в силу постановления административной комиссии о наложении административного наказания или о прекращении производства по делу, а также поручения, вызовы и другие обращения в связи с рассмотрением дела являются обязательными для должностных лиц, физических и юридических лиц на территории муниципального образования. Уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные гарантии деятельности административной комиссии и социальной защиты лиц, входящих в ее состав.

Административная комиссия образуется представительным органом муниципального образования в составе председателя, ответственного секретаря, членов комиссии. Количественный состав устанавливается при утверждении его персонального состава, но не более семи человек. Состав комиссии определяется с учетом предложений правоохранительных органов, общественных организаций, депутатов представительного органа. Срок полномочий комиссии соответствует сроку полномочий представительного органа муниципального образования.

Заседания комиссии правомочны при условии присутствии на них не менее двух третей ее членов. По итогам рассмотрения дела комиссия выносит постановление простым большинством голосов присутствующих на заседании. Постановление комиссии может быть обжаловано в суд. Рассмотрение дел, порядок исполнения постановлений о назначении наказаний определяются соответствующими статьями Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Наряду с установлением административной ответственности за правонарушения законо-дательство Республики Марий Эл включает и комплекс иных правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан. К их числу можно отнести Закон от 16 июля 2003 года «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Марий Эл». Данный закон определяет правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка, а также цели, задачи, порядок образования и полномочия народных дружин и иных общественных формирований.

Согласно названному закону участие граждан в обеспечении общественного порядка основывается на принципах законности, гласности, добровольности, гуманизма, уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина и самоуправления. Закон также распределяет полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в названной сфере отношений. Так, Государственное Собрание Марий Эл устанавливает формы участия граждан в этой деятельности, порядок взаимодействия народных дружин и правоохранительных органов. Правительство утверждает типовые положения об общественных пунктах охраны порядка, о добровольных народных дружинах, образцах документов народных дружинников. Устанавливает перечень мероприятий, в которых вправе участвовать народные дружины. Основной объем полномочий по созданию народных дружин возложен законом на органы местного самоуправления, которые непосредственно принимают решения о создании народных дружин, руководят их деятельностью, решают вопросы приема в народные дружины, обеспечения социальных гарантий членам дружин, контроля за их деятельностью.

Согласно закону каждый гражданин имеет право принимать участие в обеспечении общественного порядка в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

- пропаганда правовых знаний;

- содействие милиции в ее профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

- содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- участие в профилактической работе по предупреждению правонарушений несовершен-нолетних, проводимой в подростковых клубах по месту жительства;

- иное участие в обеспечении общественного порядка.

Коллективное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

- общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи милиции;

- народные дружины;

- общественные пункты охраны порядка.

Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание помощи милиции, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Народные дружины охраны общественного порядка – добровольные формирования граждан, создаваемые по решению органов местного самоуправления для участия в обеспечении общественного порядка. На их деятельность не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".

Общественные пункты охраны порядка создаются для объединения усилий членов народных дружин, общественных объединений, уставные цели которых предусматривают оказание помощи милиции, комитетов территориального общественного самоуправления, сотрудников заинтересованных предприятий, организаций и учреждений, внештатных сотрудников милиции и граждан, индивидуально участвующих в обеспечении общественного порядка. Общественные пункты охраны порядка образуются по решению органов местного самоуправления и действуют в соответствии с рассматриваемым законом.

Граждане, участвующие в обеспечении общественного порядка, не имеют права осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции милиции, а также использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных или иных противоправных целях.

Народные дружины действуют в соответствии с настоящим Законом, а также Положениями о народных дружинах, утвержденными представительными органами местного самоуправления. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13 мая 2004 года № 142 утверждено типовое положение о народных дружинах по охране общественного порядка. Оно определяет:

- цели, задачи, виды деятельности народной дружины;

- структуру и порядок формирования народной дружины;

- порядок взаимодействия народной дружины с милицией;

- условия и порядок приема в народную дружину и исключения из нее.

С инициативой создания народной дружины в органы местного самоуправления вправе обратиться комитеты территориального самоуправления, инициативные группы граждан, руководители предприятий, учреждений и организаций, общественные организации, милиция.

Не допускается создание народных дружин при общественных объединениях (в том числе политических партиях) и их органах, а также создание и деятельность организационных структур политических партий и общественных объединений в народных дружинах.

В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, положительно характеризующиеся, достигшие восемнадцатилетнего возраста, способные по состоянию здоровья, деловым и моральным качествам исполнять обязанности дружинника.

В народную дружину не может быть принят гражданин:

- имеющий неснятую или непогашенную судимость;

- состоящий под диспансерным наблюдением в учреждениях здравоохранения по поводу хронического психического расстройства, алкоголизма, наркомании или токсикомании;

- признанный по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

- подвергавшийся административным взысканиям в течение текущего года с момента наложения взыскания за умышленные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления;

- не имеющий постоянной регистрации по месту жительства.

Народные дружины могут участвовать в:

- охране общественного порядка, обеспечении личной безопасности граждан, общественной безопасности, обеспечении сохранности собственности физических и юридических лиц;

- мероприятиях, проводимых правоохранительными органами в целях предупреждения, раскрытия преступлений, пресечения административных правонарушений;

- обеспечении безопасности дорожного движения;

- проведении неотложных аварийно спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;

- обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;

- профилактической работе с лицами, состоящими на профилактическом учете в милиции, и в предупреждении детской безнадзорности.

Народный дружинник обязан:

- не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан; не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

- в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган милиции и принимать меры по спасению людей, пресе-чению преступлений или административных правонарушений, задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, охране места происшествия;

- принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находя-щимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

- иметь нарукавную повязку, удостоверение установленного образца и предъявлять его по требованию граждан или должностных лиц.

Народный дружинник, участвуя в обеспечении общественного порядка совместно с сотрудниками милиции, имеет право:

- требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступных действий, администра-тивных правонарушений;

- проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать данных граждан в совершении преступления или административного правонарушения;

- доставлять в правоохранительные органы лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения;

- использовать транспортные средства организаций независимо от форм собственности, общественных объединений или граждан для доставки в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи;

- бесплатно пользоваться для связи с милицией телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности, общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства;

- применять к лицам, совершающим преступные действия или административные право-нарушения, физическую силу и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом.

Народный дружинник, участвуя в обеспечении правопорядка совместно с милицией, обязан выполнять законные распоряжения сотрудников милиции.

Народные дружинники в порядке, устанавливаемом милицией, должны проходить правовую и специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, и на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

Народные дружинники имеют право применять физическую силу и специальные средства в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Законом.

При применении физической силы и специальных средств народный дружинник обязан:

- предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы и специальных средств, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы и специальных средств создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, народных дружинников или сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

- не допускать явного несоответствия вреда, причиняемого посягающему лицу, характеру и степени общественной опасности посягательства;

- принимать меры по оказанию доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы и специальных средств.

Граждане при исполнении обязанностей по обеспечению общественного порядка находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для выполнения всеми, кому они адресованы.

Неисполнение законных требований граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, а также насилие или угроза его применения, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство влекут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гарантии социальной защиты гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка, устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Марий Эл.

В случае гибели гражданина, участвующего в обеспечении общественного порядка в Республике Марий Эл, семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств бюджета соответствующего муниципального образования с последующей компенсацией из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.

При причинении гражданину, участвующему в обеспечении общественного порядка в Республике Марий Эл, тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, указанному гражданину из средств бюджета соответствующего муниципального образования с последующей компенсацией из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл выплачивается единовременное пособие в размере двухлетнего денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.

Важное место в системе правового регулирования вопросов обеспечения общественного порядка при проведении публичных мероприятий, митингов, уличных шествий, демонстраций, гарантируемых Конституцией Марий Эл, занимает Закон Республики Марий Эл от 1 октября 2004 года № 36 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия». Данный Закон создан и принят на основе Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно закону Марий Эл публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в установленных законом формах акция, основывающаяся на принципах добровольности и соблюдения положений Конституции и законов Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Предоставление заинтересованными в проведении публичного мероприятия гражданами Российской Федерации либо организациями (политическими партиями, общественными и (или) религиозными объединениями) информации о его проведении (уведомления), а также регламента его проведения, содержащего повременное расписание основных этапов публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа мероприятия и соблюдение порядка при его проведении, а также иных требований закона, является необходимым условием соблюдения прав граждан, не участвующих в публичном мероприятии и осуществляющих свою трудовую деятельность либо проживающих на территории, прилегающей к месту проведения публичного мероприятия.

В соответствии с Федеральным законом уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в Правительство Республики Марий Эл либо уполномоченный им орган государственной власти Республики Марий Эл или в администрацию соответствующего муниципального образования в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

В случае определения в уведомлении местом проведения публичного мероприятия территории, прилегающей к месту расположения органа (органов) государственной власти, государственных предприятий, учреждений, организаций, уведомление направляется в Правительство Республики Марий Эл или уполномоченный им государственный орган.

В случае определения в уведомлении местом проведения публичного мероприятия территории муниципального образования, за исключением перечисленной в части второй настоящей статьи, уведомление направляется в администрацию муниципального образования.

В зависимости от расположения территории проведения публичного мероприятия и получателя уведомления соответствующий орган управления, получивший уведомление, назначает ответственного представителя, наделенного полномочиями согласно Федеральному закону, для осуществления взаимодействия с уполномоченным представителем органа внутренних дел и организатором публичного мероприятия по вопросам его проведения.

Публичное мероприятие не подлежит проведению, если при подаче уведомления о его проведении были нарушены предписания Федерального закона и условия подачи уведомления, предусмотренные настоящим Законом.

Форма и содержание уведомления должны соответствовать требованиям Федерального закона.

В уведомлении указываются:

- цель публичного мероприятия;

- форма публичного мероприятия;

- место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

- дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

- предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

- формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

- фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

- фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

- дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором мероприятия и лицами, уполномоченными выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Уведомление подлежит регистрации в органе государственной власти или органе местного самоуправления, которому оно направлено.

После получения уведомления и его регистрации государственный орган или орган самоуправления, в который оно направлено, обязан письменно подтвердить получение уведомления, указав при этом дату и время его получения.

Должностное лицо, уполномоченное в качестве представителя при проведении публичного мероприятия, обязано проверить соответствие сведений, указанных в уведомлении, а в случае необходимости истребовать подтверждающие документы.

Предоставление организатором публичного мероприятия сведений, не соответствующих действительности, подача уведомления неуполномоченным лицом (если инициатором публичного мероприятия является политическая партия, общественное (и) или религиозное объединение) либо лицом, признанным в порядке, установленном действующим законодательством, недееспособным, орган – получатель уведомления вправе оставить его без рассмотрения, о чем организатор извещается в письменной форме.

Уведомление считается рассмотренным на основании письменного ответа организатору публичного мероприятия о результатах рассмотрения в установленные Федеральным законом сроки.