Законодательство Марий Эл о культуре и охране памятников

Реализуя полномочия, определенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в области культуры, Республика Марий Эл приняла ряд важных законодательных и иных актов в данной сфере. Здесь проводится значительная работа по развитию и сохранению национальных культур народов, проживающих в республике, принимаются меры по защите и охране памятников истории и культуры как общереспубликанского, так и местного значения. Приняты ряд государственных программ по основным направлениям развития культурной сферы.

К числу важнейших законов этой сфере можно отнести Закон Республики Марий Эл от 31 мая 1994 г. № 85-111 "О культуре" (с изменениями от 28 сентября 1998 г., 9 декабря 2002 г., 4 декабря 2003 г., 22 июня, 3 декабря 2004 г.), Закон Республики Марий Эл от 9 марта 2004 г. № 12-З

"О республиканской целевой программе "Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы)", Закон Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 г.

№ 50-3 "О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл" и другие.

Задачами Закона Республики Марий Эл "О культуре" являются:

- обеспечение и защита конституционного права граждан Республики Марий Эл на культурную деятельность;

- создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей;

- определение принципов и правовых норм взаимоотношений субъектов культурной деятельности;

- определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

Названный закон регулирует культурную деятельность в следующих областях:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное, изобразительное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело, коллекционирование, архивное дело;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием;

- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельностей в этой области;

- научные исследования культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Республика Марий Эл признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность марийской культуры посредством законодательного регулирования республиканской государственной культурной политики и республиканских государственных программ сохранения и развития культуры.

Закон обязывает органы государственной власти республики в обязательном порядке учитывать культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологи-ческого, социального, национального развития. В этих целях республиканские государственные программы развития подвергаются обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области культуры, назначаемыми органами представительной и исполнительной власти соответствующих уровней.

В Республике Марий Эл культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, возраста, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Каждый имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной и творческой самобытности.

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Каждый человек без возрастных и национальных ограничений имеет право на гуманитарное и художественно-эстетическое образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.

Каждый человек имеет право собственности, в том числе и интеллектуальной, в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.

Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируется законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.

Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы или иные культурные творческие объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.

Граждане имеют право вывозить за границу с целью экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи результатов своей творческой деятельности в порядке, определяемом законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.

Народы и иные этнические общности в Республике Марий Эл имеют равные права на сохранение и развитие своей культурной и творческой национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания.

Политика в области сохранения, создания и распространения культурных ценностей коренной национальности не должна наносить ущерб культурам других народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Республики Марий Эл.

Республика Марий Эл гарантирует право всем этническим общностям на создание национальных центров культуры, обществ и землячеств на основании волеизъявления населения или инициативы отдельных граждан.

Национальные центры культуры, общества и землячества в соответствии с законом вправе:

- разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии национальной культуры и искусства;

- проводить фестивали, выставки и другие аналогичные мероприятия;

- содействовать организации национального краеведения, охране национальных памятников истории, культуры и искусства, созданию этнографических, художественных и иных музеев;

- создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библио-теки, кружки и студии по изучению национального языка, общероссийские, республиканские и иные ассоциации.

Национальные центры культуры, общества и землячества, а также республиканские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии со статусом.

Реализация одними этническими общностями права на создание национальных центров культуры, обществ и землячеств не должна наносить ущерб другим национальным общностям.

Республика Марий Эл осуществляет государственную поддержку малочисленных этнических общностей на территории республики.

На основе и во исполнение этих базовых положений Законом от 9 марта 2004 г. утверждена республиканская целевая программа "Развитие этнокультурных и межнациональных отношений в Республике Марий Эл (2004-2008 годы)".

Основные цели и задачи программы:

- гармонизация этнокультурных и межнациональных отношений;

- формирование благоприятного экономического и социального климата;

- создание положительного имиджа региона и его органов государственной власти;

- решение вопросов нехватки квалифицированной рабочей силы и кадров, активизация человеческих ресурсов региона на благо общего социально-экономического развития через обеспечение социальной мобильности граждан различного этнокультурного (языкового, религиозного) происхождения и формирование толерантной среды межкультурного сотрудничества;

- привлечение дополнительных ресурсов регионального экономического развития, обусловленных культурно-историческими и климатическо-географическими особенностями региона;

- обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности региона через формирование и поддержание единой исторически сложившейся социокультурной платформы – единых государственных, гражданских, культурных (в том числе этнокультурных) и исторических ценностей региона и страны в целом;

- сохранение культурного и языкового разнообразия как фактора стабильного и многоукладного развития российского общества.

Достижение данных целей обусловлено решением некоторых задач в области национальной политики:

- предотвращение политических и социальных конфликтов на этнической почве или с использованием этнического фактора;

- удовлетворение этнокультурных запросов граждан, обеспечение равных прав и возможностей по доступу к культурным, социальным, политическим, экономическим ценностям и благам, а также по обеспечению этнокультурного развития в рамках единого российского социокультурного пространства;

- совершенствование национально-регионального компонента системы образования в части формирования социолингвистической компетентности учащихся в наиболее распространенных языках региона и усвоения этики межкультурного общения;

- пропаганда и воспитание этики толерантных отношений, налаживание механизмов межкультурного сотрудничества и взаимодействия в обществе (социальных коллективах);

- признание и использование этнокультурных особенностей социализации личности и интеграции в единое социокультурное пространство;

- широкое распространение в обществе единых социокультурных ориентиров и патриотического мировоззрения, основанных на общепризнанных у разных этнокультурных групп региональных и общегосударственных гражданских, этнокультурных и исторических ценностях;

- восстановление, актуализация и развитие традиционных промыслов и ремесел, форм занятости, жизнедеятельности и землепользования коренного населения региона, принадлежащего к различным этническим группам.

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры республиканского значения, объектов культурного наследия местного значения) основывается на положениях Конституций Российской Федерации и Республики Марий Эл, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В развитие этих правовых основ в республике принят Закон от 4 декабря 2003 г. "О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл".

Закон регулирует в пределах компетенции Марий Эл особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия республиканского значения, объектами культурного наследия местного (муниципального) значения и определяет порядок участия Республики Марий Эл в формировании единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации – объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, представляю-щие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т.д., являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

При этом, под объектами культурного наследия регионального значения следует понимать объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Республики Марий Эл. Под объектом культурного наследия местного (муниципального) значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Данным законом определены обязанности и полномочия Государственного Собрания и Правительства республики, а также уполномоченного органа – Министерства культуры, печати и по делам национальностей и иных государственных органов и органов местного самоуправления по сохранению и использованию объектов культурного наследия.

Наибольший объем полномочий в этой сфере имеет Правительство Марий Эл, которое:

1) разрабатывает республиканские целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

2) осуществляет реализацию политики в области государственной охраны объектов культурного наследия и государственный контроль за сохранением, использованием, популяри-зацией и охраной объектов культурного наследия;

3) при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл предусматривает расходы на мероприятия по сохранению, использованию и государственной охране объектов культурного наследия;

4) определяет порядок деятельности исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченного в области государственной охраны объектов культурного наследия;

5) устанавливает правила содержания объектов культурного наследия республиканского значения и устанавливает границы территорий этих объектов и зон их охраны;

6) устанавливает порядок проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны;

7) устанавливает в случаях, определенных настоящим Законом, ограничения при пользовании объектами культурного наследия, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия;

8) формирует перечень не подлежащих отчуждению объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Марий Эл;

9) определяет порядок установления льготной арендной платы и её размеров в отношении объектов культурного наследия;

10) определяет размеры оплаты историко-культурной экспертизы;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципаль-ного) значения относятся:

1) участие в подготовке материалов для принятия решения о включении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в Единый государственной реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

2) муниципальный контроль за обеспечением сохранения, использования, охраны объектов культурного наследия местного значения;

3) утверждение местных (муниципальных) целевых программ сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

4) установление ограничений при пользовании объектами культурного наследия, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия;

5) установление в соответствии с законодательством республики правил содержания объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, установление границ территорий и зон их охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия местного значения и в зонах их охраны по согласованию с исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия;

6) согласование с уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия республики в случаях, установленных настоящим Законом, решения о включении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

7) принятие в случаях, установленных настоящим Законом, решения о перемещении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об изменении его внутреннего или внешнего облика, об изменении категории историко-культурного значения объекта культур-ного наследия местного (муниципального) значения либо о воссоздании утраченного объекта культурного наследия;

8) установление границ и режима содержания историко-культурных заповедников местного (муниципального) значения по согласованию с исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия;

9) иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Республики Марий Эл.

Государственной охране памятников истории и культуры предшествует работа по выявлению, регистрации и включению объектов в Единые государственные реестры памятников истории и культуры. В зависимости от значения и ценности объекта он может быть включен в реестр объектов федерального значения, в реестр объектов республиканского значения и реестры объектов муниципальных образований.

Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее именуются – объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет государственный контроль и иные полномочия и функции в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и в ходе реализации своих функций вправе передавать отдельные полномочия подведомственному государственному органу, осуществляющему деятельность в области охраны памятников истории и культуры.

Для принятия Правительством Республики Марий Эл решения о включении объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее именуется – реестр) в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия представляются следующие документы:

1) заявление (решение, представление) о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;

6) сведения о категории историко-культурного значения объекта;

7) сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению;

9) описание границ территории объекта;

10) фотографическое изображение объекта;

11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объектом культурного наследия;

12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия.

Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных выше.

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы поведения, языки, диалекты, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных выше, в течение семи дней.

Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника или пользователя выявленного объекта культурного наследия о решении Правительства Республики Марий Эл о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр в течение тридцати дней со дня принятия решения Правительством Республики Марий Эл.

Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр также подлежат охране.

Принятие Правительством Республики Марий Эл решения о включении объектов культурного наследия республиканского значения в реестр осуществляется по представлению уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия.

Принятие решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр осуществляется Правительством Республики Марий Эл по представлению уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия на основании решения представительного органа муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия. В случае угрозы физической утраты выявленного объекта культурного наследия или нанесения невосполнимого ущерба выявленному объекту культурного наследия, установленных на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, при отсутствии решения органа местного самоуправления о включении указанного объекта в реестр решение принимается по усмотрению Правительства Республики Марий Эл.

Решение Правительства Республики Марий Эл о включении в реестр выявленного объекта культурного наследия в течение тридцати дней со дня его принятия направляется уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия для внесения в реестр.

На объектах культурного наследия, подлежащих включению в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Информационные надписи и обозначения выполняются на государственных языках Республики Марий Эл: марийском (луговом, горном) и русском.

Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального и местного значения производится собственником (пользователем) объектов культурного наследия в соответствии с порядком размещения, который определяется Правительством Республики Марий Эл.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в соответствии с федеральным законодательством, на сопряженной с объектом территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются:

- в отношении объектов культурного наследия республиканского значения – Правительством Республики Марий Эл по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия;

- в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – органом местного самоуправления по представлению уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия республики.

В соответствии с федеральным законодательством проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещается, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в установленном порядке.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия республиканского и местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.

Физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный Правительством Республики Марий Эл в соответствии с федеральным законодательством.

Принятие решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр осуществляется Правительством Республики Марий Эл по представлению уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия на основании решения представительного органа муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в собственности Республики Марий Эл, предоставляется в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия, который должен содержать сведения об особенностях объекта и требования к его сохранности, следующим юридическим лицам:

- общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия;

- детским общественным объединениям;

- общественным организациям инвалидов;

- благотворительным организациям;

- религиозным организациям;

- творческим союзам;

- государственным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры.

Предоставление объекта культурного наследия в безвозмездное пользование осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченного осуществлять управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Республики Марий Эл.

Предоставление объекта культурного наследия местного значения, включенного в реестр и находящегося в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование осуществляется на основании решения представительного органа муниципального образования.

Нарушение нормативных правовых актов в области сохранения культурного наследия влечет юридическую ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, – стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством. При этом они не освобождаются от иной юридической ответственности, предусмотренной за совершение таких действий. Так, на основании статьи 21 Закона «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл», нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) республиканского и местного значения, их территорий и зон их охраны, а равно несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

К числу мер охраны объектов культурного наследие относится введение Законом «О местном референдуме в Республике Марий Эл» запрета вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность.

К объектам культурного наследия Республики Марий Эл относятся археологические объекты. Правовой основой их охраны, исследования и использования в Марий Эл является Временное положение об охране и использовании археологического наследия, принятое Правительством Марий Эл 13 декабря 1997 года (с внесенными уточнениями от 4 сентября 2002 и 28 апреля

2004 года). Данным правовым актом координация научных работ по изучению археологических памятников на территории Республики Марий Эл возложена на государственное гуманитарное научное учреждение при Правительстве Республики Марий Эл "Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева", а также "Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры" (Республиканский центр).

Временное положение является нормативно-правовым актом Республики Марий Эл о культурном и природном наследии народов Республики Марий Эл, определяет принципы регулирования отношений в области археологического наследия, регламентирует вопросы выявления и государственного учета археологического наследия, его охраны и использования.

Временное положение действует на всей территории Республики Марий Эл и обязательно для всех государственных органов, юридических и физических лиц, обладает исключительным (эксклюзивным) преимуществом по вопросам регулирования отношений в области археологического наследия.

Согласно Временному положению археологическим наследием являются материальные объекты или их комплексы, возникшие в результате жизнедеятельности человека, выявление и изучение которых требует применения археологических методов. Археологическое наследие является составной частью культурного наследия, элементом природной среды, видоизмененной деятельностью человека. Археологическое наследие – невосполнимый научный источник по изучению становления и истории человечества, основное свидетельство человеческой деятельности в прошлом.

Археологическое наследие включает движимые и недвижимые объекты. Недвижимое археологическое наследие составляют археологические памятники (объекты) с соответствующими территориями. Движимое археологическое наследие составляют археологические предметы.

Археологический памятник – объект, возникший в результате жизнедеятельности человека и имеющий следы этой жизнедеятельности. Памятники располагаются на поверхности земли и в земле, на дне естественных и искусственных водоемов.

Археологическими памятниками являются:

- объекты жилого назначения: древние города, городища, селища, стоянки, жилища, убежища, архитектурно-археологические объекты, их культурные слои;

- объекты фортификационного назначения;

- объекты религиозного характера: храмы, храмовые комплексы и иные культовые сооружения, монастыри, святые места, священные рощи, святилища, места совершения обрядов;

- погребальные комплексы, курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи и другие наземные могильники;

- каменные кресты, культовые камни, каменные изваяния, наскальные изображения;

- объекты хозяйственного назначения: следы охотничьих и скотоводческих, земледельческих и промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических сооружений (пруды, каналы и т.д.), транспортные артерии и сооружения (следы дорог, мостов, стоянок).

Археологическое наследие на территории Республики Марий Эл находится под защитой и охраной государства вне зависимости от форм управления, сохранности и характера использования.

Общественные организации и объединения, зарегистрированные в установленном порядке на территории Республики Марий Эл и имеющие в качестве уставных целей охрану, использование, исследование археологического наследия, имеют право:

- пользоваться и распоряжаться находящимся в их ведении и собственности археологическим наследием в соответствии с настоящим Временным положением и законодательством Российской Федерации;

- вносить предложения о включении объектов археологического наследия в государственные списки культурного и природного наследия;

- получать интересующую их информацию об археологическом наследии в Республиканском центре, если эта информация не составляет государственной и коммерческой тайны, не является предметом защиты авторского права и интеллектуальной собственности.

Общественные организации и объединения обязаны:

- сохранять и не причинять ущерб археологическому наследию;

- содействовать государственным органам в их работе по научному исследованию, популяризации, сохранению, учету и восстановлению археологического наследия.

Научные исследования археологического наследия - основные виды исследования археологического наследия, которые имеют целью получение информации для воссоздания истории и культуры человеческого общества древности и Средневековья путем применения специальных приемов и методов изучения археологических памятников и археологических предметов.

Научное исследование археологического наследия разделяется на полевое и камеральное.

К полевым относятся исследования археологических памятников и содержащихся в них археологических предметов на местности. К камеральным изысканиям относятся архивные, музейные, лабораторные и иные исследования археологических памятников, археологических предметов и других материалов, полученных в результате полевых исследований.

Полевые исследования археологических памятников (разведки, раскопки) производятся лишь в научных и охранных целях государственными органами охраны и использования археологического наследия, научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями, музеями, общественными организациями и физическими лицами, получившими в установленном порядке Открытый лист на право производства археологических раскопок и разведок.

Открытый лист – документ, удостоверяющий право физического лица на проведение той или иной формы научного исследования археологического памятника в полевых условиях.

Обеспечение сохранности археологического наследия при проведении всех видов строительства объектов, зданий и сооружений осуществляется:

- запрещением всех видов работ на территории предлагаемого строительства;

- изменением территорий строительства;

- созданием инженерной защиты археологических территорий и объектов;

- музеефикацией археологических территорий, объектов и предметов в составе строительного комплекса;

- эвакуацией археологических объектов и предметов;

- научным исследованием археологических территорий, объектов и предметов;

- иными мероприятиями, необходимыми для защиты и сохранения археологического наследия.

Государственный учет археологического наследия на территории Республики Марий Эл осуществляет Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры.