Нормативные правовые акты Республики Марий Эл об охране природной среды и объектов животного мира

К нормативным правовым актам в названной сфере могут быть отнесены Законы Республики Марий Эл, указы Президента и постановления Правительства республики. Особое место отводится специальным программам по отдельным направлениям природоохранной деятельности и природопользования.

Наибольшее значение в настоящее время имеет Закон Республики Марий Эл от 9 марта 2004 г. № 13-3 "О республиканской целевой программе "Экология и природные ресурсы Республики Марий Эл на 2003-2010 годы: "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".

Программа явилась итогом сложной и большой работы по оценке состояния и наличия природных ресурсов республики. В ней констатируется, что Республика Марий Эл располагает большим природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.

За последние годы уровень разведанных запасов начал снижаться. Добыча ряда видов минерального сырья даже при сократившихся объемах превышает прирост их запасов. Требуется обеспечить подготовку поисковых заделов, что связано с осуществлением комплексов работ по геологическому изучению недр, оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных ископаемых, проведением разведочных работ.

Площадь лесного фонда составляет 58% земельного фонда республики. Общий запас древесины превышает 170 млн м3, из которых 52% приходятся на ценные лесные породы. Однако этот потенциал используется недостаточно. Ежегодная расчетная лесосека превышает 900 тыс. м3, при этом объем лесозаготовок составляет лишь 600-650 тыс. м3. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров. Решение этих проблем связано с увеличением объемов лесоустроительных и лесовосстановительных работ, усилением работ по защите леса от пожаров, вредителей и болезней. Необходимо также учитывать, что леса выполняют важную средо-защитную функцию, обеспечивая сохранение и устойчивость экосистем.

В экономике республики ежегодно используется около 0,25 км3 воды, из которых около 0,12 км3 забирается из природных источников, а остальной объем – за счет оборотных систем и систем повторного использования. Свежая вода расходуется на производственные нужды (53%), хозяйственно-питьевые цели (19%), сельхозводоснабжение, включая орошение (18%).

Для удовлетворения потребностей населения и экономики в водных ресурсах построено

226 прудов и водохранилищ. Однако состояние многих гидроузлов и водохозяйственных систем неудовлетворительное, в ряде случаев является аварийным, велик их физический износ. В результате широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а также загрязнение водных источников. Состояние использования водного фонда Республики Марий Эл требует принятия срочных мер по его улучшению.

Особенностью Чебоксарского водохранилища является то, что оно эксплуатируется при незавершенных мероприятиях по зоне затопления. Водохранилище заполнено на промежуточную отметку 63,0 м БС.

Эксплуатация водохранилища в течение 20 лет при незавершенном строительстве инженерных защитных сооружений привела к обострению социальной напряженности среди населения республики. Люди, проживающие на подтопленных территориях в сырых, гниющих и постепенно разрушающихся домах, устали ждать переселения и причину своих бед связывают только с созданием водохранилища. Назрела необходимость принятия неотложных мер, направ-ленных на предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод Чебоксарского водохра-нилища.

Общим недостатком развития природоресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы.

Остается напряженной экологическая обстановка на территории Республики Марий Эл. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются:

- загрязнение водных объектов;

- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий;

- постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных;

- загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих террито-риях, сокращение видового состава флоры и фауны.

Начавшийся в последние годы рост промышленного производства в республике может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природоресурсной базы республики для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранения и воспроизводства ресурсного потенциала, снижения антропогенной нагрузки на природные комплексы.

На решение указанных задач и направлена Программа.

Прогнозируемые макроэкономические показатели предопределяют соответствующий рост потребления всех видов природных ресурсов – минеральных, лесных, водных, но их изъятие и последующее использование не должны сопровождаться увеличением техногенных нагрузок на окружающую среду.

Решение экологических проблем и проблем сохранения и воспроизводства природоресурсного потенциала в единой Программе позволит сформировать эффективную систему природопользования и охраны окружающей среды, удовлетворяющую потребность экономики в сырьевых ресурсах и обеспечивающую улучшение экологической обстановки.

Цели Программы – сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики республики в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.

Основные задачи:

- обеспечение потребностей экономики республики различными видами природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования;

- осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды;

- стабилизация экологической обстановки в республике;

- предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;

- развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия;

- формирование государственной системы комплексного мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды;

- научное и технико-технологическое обеспечение развития природно-ресурсного потенциала и системы охраны окружающей природной среды Республики Марий Эл;

- формирование нормативно-правовых и экономических механизмов государственного регулирования в области изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Программа рассчитана на период 2003-2010 гг. На I этапе (2003-2004 годы) осуществлялись первоочередные мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов. На II этапе (2005-2010 годы) в результате осуществления программных мероприятий будут обеспечены улучшение экологической обстановки в республике в целом и в отдельных, неблагополучных в экологическом отношении административных районах, устойчивое воспроизводство и улучшение состояния сырьевых ресурсов.

Для достижения цели Программы и решения ее основных задач в Программу включены мероприятия межотраслевого характера, ориентированные на концентрацию ресурсов и привлечение средств из различных источников финансирования.

Программа включает в себя 8 подпрограмм: "Минерально-сырьевые ресурсы", "Леса", "Регулирование качества окружающей природной среды", "Отходы", "Поддержка особо охраняемых природных территорий", "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений", "Возрождение Волги", "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизне-деятельности и рационального природопользования".

Мероприятия в рамках подпрограмм изложены в следующем порядке:

- мероприятия, направленные на решение долгосрочных наиболее важных проблем федерального и республиканского значения;

- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, определяющие технологичес-кий уровень решения природно-ресурсных и экологических проблем;

- текущие работы, связанные с решением программных задач в рамках деятельности министерств и ведомств природно-ресурсного и природоохранного направлений.

Важно иметь в виду, что природоохранная деятельность – это задача различных органов государственной власти и местного самоуправления. Реализация Программы предусматривает увязку с другими государственными программами в области социального и экономического развития при взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Марий Эл. Программа увязана и согласована с комплексом других нормативных актов, - как федерального, так и республиканского уровня, а также актами органов местного самоуправления. Одним из шагов к этому является Постановление Правительства Марий Эл от 21 января 2004 года № 19, в соответствии с которым в республике образован особый орган – «Совет по взаимодействию природоохранных органов Республики Марий Эл».

Совет создается в целях повышения эффективности работы по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов путём разработки и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, пресечению и преду-преждению нарушений природоохранного законодательства, принятию решений, способствующих улучшению состояния окружающей среды, распространению передового опыта природопользования.

Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, законами Российской Федерации и законами Республики Марий Эл, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и Президента Республики Марий Эл, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Марий Эл, настоящим Положением и другими нормативными актами.

Взаимодействие природоохранных органов осуществляется на основе:

- соблюдения законности;

- равенства всех членов Совета при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий;

- самостоятельности каждого природоохранного органа в пределах предоставленных ему федеральным и республиканским законодательством полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий;

- гласности в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Возглавляет Совет первый заместитель главы правительства республики. Кроме него в состав Совета входят представители на уровне руководителей территориальных структур федеральных органов власти, представители природоохранных, строительных, правоохранительных служб, представители органов законодательной власти, местного самоуправления.

В рамках взаимодействия природоохранные органы осуществляют:

- совместный анализ и прогноз состояния окружающей среды;

- разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений об улучшении состояния окружающей природной среды, обеспечении экологической безопасности, сохранении биологического разнообразия, изучении, воспроизводстве, использовании и охране природных ресурсов;

- подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов Правительству Республики Марий Эл и Государственному Собранию Республики Марий Эл, а также органам местного самоуправления муниципальных образований;

- обобщение практики применения способов и методов охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и подготовку предложений об улучшении природоохранной деятельности;

- разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Взаимодействие природоохранных органов осуществляется в следующих основных формах:

- проведение совещаний руководителей природоохранных органов;

- обмен информацией по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

- совместные выезды в районы для оказания помощи природоохранным органам муниципаль-ных образований в распространении положительного опыта;

- проведение совместных целевых мероприятий по устранению причин и условий, способ-ствующих совершению нарушений природоохранного законодательства;

- взаимное использование возможностей природоохранных органов для повышения квалифи-кации работников, проведение совместных семинаров, конференций;

- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятель-ности по охране окружающей среды;

- выпуск государственных докладов, совместных бюллетеней (сборников) и других информа-ционных изданий;

- разработка и утверждение согласованных планов деятельности.

В целях обеспечения взаимодействия природоохранных органов проводятся заседания Совета. Заседания Совета проводятся раз в квартал в соответствии с планом работы Совета, а также могут проводиться по инициативе любого члена Совета. Заседания Совета считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов Совета.

Кроме членов Совета на его заседание могут быть приглашены другие должностные лица природоохранных органов, руководители органов государственной власти Республики Марий Эл и их структурных подразделений, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научные и педагогические работники, представители средств массовой информации. Согласованное решение об их участии принимается членами Совета.

Члены Совета при обсуждении вопросов пользуются равными правами.

Решения Совета оформляются в письменной форме и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих членов Совета.

Решения и протоколы заседаний подписываются председателем Совета.

Руководители природоохранных и иных органов – члены Совета принимают меры к выполнению принятых решений в части, относящейся к ведению и компетенции возглавляемых ими органов.

Организационно-техническое обеспечение работы Совета осуществляет Департамент природных ресурсов и экологической безопасности Республики Марий Эл.

Определенные меры приняты в Республике для защиты водных объектов от загрязнений, связанных с использованием водных объектов в транспортных целях. Так, Постановлением Правительства Марий Эл № 415 от 26.06.1980 г. движение на моторных судах по озерам и малым рекам на территории Марий Эл запрещается, за исключением спасательных и инспекторских катеров.

Особенное значение в последние годы приобретают задачи сохранения редких растений и животных, которые под воздействием изменений климата, состояния природной среды исчезают либо утрачивают свои качества. Это осуществляется путем внесения сведений о них Красную книгу Республики Марий Эл - официальный документ, содержащий свод сведений о редких и исчезающих объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Правительством Марий Эл периодически, не реже одного раза в 10 лет, уточняется перечень этих объектов животного и растительного мира. Так, Постановлением Правительства Марий Эл от 4 сентября 2001 года в список редких и исчезающих объектов природы внесены 124 вида животных и 106 видов растений.

Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране. Их изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В целях сохранения уникальных живописных ландшафтов, редких видов растений и животных, на основании Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Постановлением Правительства Марий Эл от 4 октября 1997 года на территории Куженерского района образован республиканский ландшафтный памятник Каменная Гора.

На территории памятника природы и в охранной зоне запрещены:

- рубки леса, кроме выборочных санитарных рубок;

- движение и стоянка механизированного транспорта;

- разведение костров, разбивка палаток и стоянок за исключением отведенных для этих целей мест;

- строительство любых объектов, противоречащих задачам памятника природы;

- прокладка новых трасс и дорог;

- использование ядохимикатов;

- сбор лекарственных и декоративных видов растений;

- изыскательские работы и разработка полезных ископаемых;

- пастьба скота.

Одной из задач в области охраны объектов животного мира, а также окружающей природной среды является регулирование содержания в городах и населенных пунктах домашних животных. Так, постановлением Правительства Марий Эл от 23 сентября 1998 года (с изменениями

от 3 ноября 2003, 19 апреля 2004 г) утверждены Правила содержания собак и кошек в городах и населенных пунктах.

Правила устанавливают единый порядок содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Республики Марий Эл и распространяются на владельцев кошек и собак из числа граждан, должностных лиц предприятий, организаций, учреждений; лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Установлено, что содержание собак и кошек в отдельных квартирах, занятых одной семьей, допускается при условии соблюдения санитарно-гигиенических и ветеринарно-санитарных норм и утвержденных Правил, а в квартирах, занятых несколькими семьями, кроме того, при наличии согласия всех проживающих.

Не разрешается содержать собак и кошек в местах общего пользования жилых домов (лестничных площадках, подвалах, коридорах, лоджиях, балконах, чердаках и т.п.), коммунальных квартирах и общежитиях.

Перевозка собак в другие населенные пункты республики любым видом транспорта разрешается только при наличии ветеринарного свидетельства с отметкой о том, что собака вакцинирована против бешенства не более чем за 18 месяцев и не менее чем за 30 дней до вывоза. Перевозка собак и кошек в транспорте общего пользования производится с соблюдением установленных правил пользования соответствующими транспортными средствами и соответствующей оплатой.

Собаки, находящиеся на улицах и иных общественных местах без сопровождающего лица, являются безнадзорными. Они и бездомные кошки подлежат отлову специализированными бригадами при организациях жилищно-коммунального хозяйства или местных администраций

(не подлежат отлову собаки без сопровождающего лица, оставленные на непродолжительное время на привязи, на поводке у магазинов или других учреждений).

Владельцы собак и кошек при невозможности или отсутствии желания содержать собак и кошек обязаны принимать решение об их продаже либо о передаче другим организациям или гражданам, либо сдавать их специализированным бригадам, занимающимся отловом и отстрелом, с обязательным уведомлением регистрационного органа в трехдневный срок с момента совершения указанных действий.

Учет наличия животных проводится жилищно-эксплуатационными организациями по месту жительства владельцев собак, а в сельской местности – органами местного самоуправления. Ежегодную регистрацию, перерегистрацию собак, а также их вакцинацию в городах и других населенных пунктах Республики Марий Эл осуществляют ветеринарные учреждения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл по месту жительства.

Регистрации и перерегистрации подлежат собаки с 3-х месячного возраста независимо от породы, кроме собак, владельцами которых являются предприятия, организации и учреждения Министерства обороны Российской Федерации, Управления Федеральной службы безопасности по Республике Марий Эл и Министерства внутренних дел Республики Марий Эл.

Ветеринарные учреждения, осуществляющие регистрацию собак, обязаны выдать регистрационное удостоверение и регистрационный знак, а также ознакомить владельцев собак с правилами содержания животных, что должно быть подтверждено подписью владельца в регистрационном удостоверении на собаку. Регистрационный знак крепится к ошейнику собаки. За регистрационное удостоверение и регистрационный знак взимается плата, равная стоимости изготовления регистрационного удостоверения и регистрационного знака.

О приобретении, регистрации и перерегистрации собаки гражданин обязан сообщить в жилищно-эксплуатационное учреждение или местную администрацию по месту жительства в месячный срок.

Владельцы собак и кошек обязаны:

- гуманно обращаться с животными (не выбрасывать, не оставлять их без пищи, воды, не избивать и т.п.);

- обеспечивать надлежащее содержание собак и кошек в соответствии с их биологическими особенностями, требованиями ветеринарно-санитарных норм, принимать необходимые меры, обеспечивающие безопасность окружающих;

- не допускать загрязнение собаками и кошками квартир, лестничных клеток, лифтов, подвалов и других мест общего пользования в жилых домах, а также дворов, газонов, детских площадок, тротуаров, улиц и т.п. Загрязнения указанных мест немедленно устраняются владельцами животных (что исключает административную ответственность);

- принимать меры к обеспечению тишины в жилых домах в ночное время;

- не допускать собак и кошек на детские площадки и другие места общего пользования, связанные с реализацией и производством продуктов питания;

- своевременно проводить регистрацию и перерегистрацию собак. При перемене места жительства о наличии собак ставить в известность жилищно-эксплуатационные организации или местные администрации по новому месту жительства;

- предоставлять по требованию ветеринарных специалистов собак и кошек для осмотра, диагностических исследований, предохранительных прививок и лечебно-профилактических обработок;

- немедленно сообщать в ветеринарные учреждения и органы здравоохранения о всех случаях укусов собакой или кошкой человека или животного и доставлять данную собаку или кошку в ближайшее ветеринарное учреждение для осмотра и карантинирования под наблюдение специалистов в течение 10 дней. При возвращении собак и кошек возмещать ветеринарным учреждениям расходы, связанные с содержанием животных в период карантинирования, в размерах, устанавливаемых органами местного самоуправления;

- немедленно сообщать в ветеринарные учреждения о случаях внезапного падежа собак и кошек или подозрения на заболевания этих животных бешенством и до прибытия ветеринарных специалистов изолировать данное животное;

- при гибели животного труп его сдавать в ветеринарное учреждение по месту жительства вместе с регистрационным удостоверением, запрещается выбрасывание трупов павших животных.

При выгуле собак владельцы должны соблюдать следующие требования:

- выводить собак в общие дворы и на улицу только на коротком поводке и (при необходимости в наморднике) с номерным знаком на ошейнике, за исключением щенков

до 3-х месячного возраста и малых пород декоративных собак;

- выгуливать собак только на специально отведенной для этой цели площадке. Если площадка огорожена, разрешается выгуливать собак без поводка и намордника. При отсутствии специальной площадки выгул собак допускается на пустырях и других местах, определяемых органами местного самоуправления;

- владельцы собак, имеющие в пользовании земельный участок, могут содержать собак также в свободном выгуле на огороженной территории (в изолированном помещении) или на привязи.

О наличии собак должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на участок;

- запрещается выгуливать собак лицам, находящимся в нетрезвом состоянии, а крупных пород – детям до 16 лет;

- не запрещается появление с собакой на коротком поводке и при необходимости в наморднике в учреждениях, непродовольственных магазинах и т.п., не имеющих запрещающего знака на вход с животными, а для владельцев собак-поводырей - в продовольственных магазинах, организациях, лечебно-профилактических учреждениях и других местах общего пользования.

Организация отлова безнадзорных собак и кошек возлагается на глав местных администраций и производится специализированными бригадами при организациях жилищно-коммунального хозяйства, а в сельской местности – по усмотрению органов местного самоуправления.

Отлову подлежат собаки независимо от породы и назначения (в том числе и имеющие ошейник с номерным знаком), находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица. Не подлежат отлову собаки без сопровождающего лица, оставленные на непродолжительное время на привязи, на поводке у магазинов и других учреждений.

Отлов, транспортировка и содержание безнадзорных животных должны производиться в соответствии с инструкцией органов ветеринарного надзора. Места содержания отловленных животных определяются органами местного самоуправления.

Владельцы собак оплачивают при возвращении им отловленных собак фактическую стоимость расходов по их отлову, кормлению, содержанию и ветеринарной помощи.

В целях обеспечения соблюдения Правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах Республики Марий Эл органы местного самоуправления и жилищно-коммунальные организации в пределах компетенции:

- доводят до населения путем опубликования в средствах массовой информации и вывешивания на видном месте для широкого ознакомления граждан содержание настоящих Правил, адреса ветеринарных учреждений, осуществляющих регистрацию, перерегистрацию и лечение животных, и организаций, осуществляющих отлов безнадзорных собак и кошек, а также указатели мест выгула собак;

- осуществляют систематический учет и контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией собак их владельцами. Эта работа проводится при содействии органов ветеринарного надзора;

- выделяют и оборудуют на территории домовладения по согласованию с органами ветеринарного и санитарного надзора площадки для выгула собак, а также обеспечивают поддержание санитарного состоянии этих площадок;

- обеспечивают содержание подвалов, чердаков и других подсобных помещений в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда;

- сообщают специализированным бригадам, занимающимся отловом, о наличии на своей территории безнадзорных собак и кошек;

- оказывают содействие работникам ветеринарной службы в проведении противоэпизоотичес-ких мероприятий;

- составляют протоколы о привлечении к административной ответственности владельцев собак (кошек) и передают их в административную комиссию за:

- загрязнение собаками и кошками: лестничных клеток, лифтов, подвалов и других мест общего пользования в жилых домах, а также придомовых территорий;

- уклонение от учета собак в жилищно-эксплуатационных организациях или местных администрациях по месту жительства;

- несвоевременную регистрацию и перерегистрацию собак.

Будет полезно почитать по теме: