Компетенция Республики Марий Эл в сфере здравоохранения, труда и социального развития

Охрана здоровья граждан в Республике Марий Эл осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл, федеральными законами и законами Республики Марий Эл, нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и Республики Марий Эл, правовыми актами муниципальных образований. В целях охраны здоровья граждан названными правовыми актами определены полномочия Республики Марий Эл, а также полномочия городских и сельских муниципальных образований в названной сфере.

К полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) принятие законодательных и иных правовых актов в области охраны здоровья граждан, контроль за их соблюдением и исполнением;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) разработка и реализация республиканских программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

4) установление структуры органов управления государственной системой здравоохранения Республики Марий Эл, порядка их организации и деятельности, развитие учреждений здравоохранения, их материально-техническое обеспечение, контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи;

5) координация деятельности органов исполнительной власти Республики, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

6) охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

7) формирование расходов республиканского бюджета на здравоохранение в части полномочий и ответственности республики;

8) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

9) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

10) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан;

11) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

12) организация проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз;

13) другие вопросы в области охраны здоровья граждан в соответствии с действующим законодательством.

К компетенции органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан в соответствии с федеральным законодательством относятся:

1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан в пределах своей компетенции;

2) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе специализированной медицинской помощи, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время родов и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

3) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

5) санитарно-гигиеническое образование населения;

6) другие вопросы в соответствии с действующим законодательством.

В развитие конституционных положений (ст. 72), относящих трудовое законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается компетенция нормотворческой деятельности органов государственной власти в сфере регулирования трудовых отношений

Пределы указанной компетенции федеральных органов власти строго ограничены перечнем вопросов, перечисленных в ч. 1 статьи 6. Причем эта их компетенция не является исключительной.

Правотворческая деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по сравнению с федеральными органами власти шире. В сфере труда ими могут приниматься собственные нормативные правовые акты и по вопросам, отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти (причем только при отсутствии их регулирования на федеральном уровне), и по другим вопросам, не перечисленным в ч. 1 статьи 6. При этом повышенный уровень трудовых прав и гарантий работникам в этих правовых актах, требующий дополнительного финансирования, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Вместе с тем в случаях опережающего нормотворчества органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к полномочиям России, изданные ими региональные нормативные акты должны быть безусловно приведены в соответствие с более поздними правовыми актами федеральных органов государственной власти. Содержащиеся в последних нормы трудового права обладают по сравнению с региональными нормативными правовыми актами более высокой юридической силой (ст. 5 ТК РФ). Если противоречия между ними не устранены или созданные в субъекте Российской Федерации нормы снижают уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иным федеральным законом, то, безусловно, применяется федеральное законодательство.

Таким образом, на основании ст. 6-8 ТК РФ отношения в сфере труда регулируются:

- федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (например, Феде-ральные законы "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, объявленные соответственно приказами министра обороны Российской Федерации от 4 июня 1996 г. № 215 и от 22 сентября 1999 г. № 425) и др. Ими субъекты трудового права обязаны руковод-ствоваться на всей территории России, если в этих законах и иных актах не предусмотрено иное;

- региональными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

а) законами и иными актами субъектов Российской Федерации (например, Закон г. Москвы "Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве" от 19 сентября 2001 г. № 51 и др.). Они действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) актами органов местного самоуправления, действующими в пределах территории соответствующего муниципального образования;

- локальными (местными) нормативными актами, содержащими нормы трудового права, действующими в пределах конкретной воинской части (организации):

а) принимаемыми работодателем (командиром воинской части) в пределах его компетенции (ст. 8 ТК РФ);

б) принимаемыми в договорном порядке работниками и работодателем (командиром воинской части) и их представителями (ст. 9 ТК РФ).

Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и региональным законодательством. По вопросам своего ведения они издают правовые акты, наименования, виды, порядок принятия и вступления в силу которых определяются уставом муниципального образования. Как правило, акты, содержащие нормы трудового права, касаются деятельности находящихся у них в собственности муниципальных организаций (например, пассажирского транспорта, торговли и др.).