Компетенция Республики Марий Эл в области образования и культуры

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся лишь общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры. Это значит, что субъекты Федерации, в том числе и Республика Марий Эл, наделены достаточно широкими полномочиями в названных сферах.

Так, в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (с изменениями от 13 января 1996 г., 18, 21 июля 2005 г.) субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

Статья 29 названного Закона более конкретно определяет полномочия субъектов Федерации, к числу которых относится:

1) определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

2) законодательство субъектов Российской Федерации в области образования;

3) установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии Федеральным законом;

4) разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

5) формирование государственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием);

6) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

7) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, лицензирование образовательных учреждений, за исключением лицензирования на право ведения образовательной деятельности по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

8) установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов;

9) формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование;

10) установление нормативов финансирования образования субъекта Российской Федерации;

11) установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

12) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин;

13) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;

14) обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения государственных образовательных стандартов.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

С учетом изменений и дополнений, внесенных в этот документ Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 года, к полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл в области культуры относятся:

- охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения;

- организация библиотечного обслуживания населения библиотеками республиканского и местного подчинения;

- создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государствен-ных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

- поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультур-ной направленности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области культуры относятся:

- организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);

- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

- охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области культуры относится организация библиотечного обслуживания (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

Непосредственное руководство и координацию деятельности государственных и муници-пальных органов власти в сфере культуры осуществляет Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл. В соответствии с Положением Министерство осуществляет государственную политику в области культуры, искусства, кинематографии, национальных отношений, охраны и использования историко-культурного наследия, средств массовой информации, в том числе телерадиовещания, информационной, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции на территории Республики Марий Эл.

В соответствии с законодательством Республики Марий Эл министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры. Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с республиканскими органами власти, а также творческими союзами и другими общественными объединениями.

Основными задачами министерства являются:

1) осуществление государственной политики в сфере культуры, телерадиовещания, печати, информации, книгоиздательского дела, распространения печатных изданий;

2) координация развития сети печати и средств массовой информации на территории Республики Марий Эл;

3) взаимодействие с негосударственными информационными учреждениями и независимыми изданиями в деле распространения достоверной информации и реализации свободы слова;

4) содействие развитию национальных культур народов Республики Марий Эл;

5) определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

6) контроль за деятельностью подведомственных организаций;

7) координация деятельности учреждений кинематографии;

8) содействие учреждениям и предприятиям культуры, искусства, печати, массовой информации, полиграфии в совершенствовании хозяйственных отношений в условиях рыночной экономики.