Государственная гражданская служба и муниципальная служба в Республике Марий Эл

Функционирование органов государственной, в том числе исполнительной власти, неразрывно связано с решением вопросов прохождения и организации государственной службы. Все проводимые административные преобразования не могут быть достаточно эффективными без надлежащего правового регулирования вопросов государственной и связанной с ней муниципальной службы.

Правовые основы государственной службы определены федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года и рядом подзаконных актов Президента и Правительства Российской Федерации. Данные нормативные правовые акты сформулировали основные положения о принципах построения государственной службы, об основных видах государственной службы, определили компетенцию субъектов Федерации по регулированию вопросов государственной службы.

В соответствии с названными законами государственная служба в Российской Федерации подразделяется на виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. При этом военная и правоохранительная служба может быть только федеральной и должна регулироваться нормативными актами федерального уровня. Государствен-ная гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов Федерации. Поэтому в компетенцию Республики Марий Эл входит регулирование отдельных вопросов государственной гражданской службы, не урегулированных федеральными законами и подзаконными актами. Так, в течение ряда лет правую основу в этой сфере составлял Закон Марий Эл «О государственной гражданской службе в Республике Марий Эл». Этот закон восполнял пробелы федерального законодательства. В настоящее время основным правовым актом в этой сфере является закон от 5 октября 2004 г. № 38-З "О регулировании отношений в области государственной гражданской службы Республики Марий Эл" (с изменениями от 11 мая 2005).

Закон определяет, что государственная гражданская служба Республики Марий Эл – составная часть государственной гражданской службы Российской Федерации, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Республики Марий Эл по обеспечению исполнения полномочий государственных органов республики, лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл. Согласно закону, государственная служба включает также и нахождение в кадровом резерве, и некоторые другие случаи.

Гражданский служащий Республики Марий Эл – гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы Республики Марий Эл и осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом, получая денежное содержание за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Государственная гражданская служба в Марий Эл строится на принципах:

1) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы в Республике Марий Эл;

3) равного доступа граждан к гражданской службе и равных условий ее прохождения, независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными, деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализма и компетентности;

5) доступности информации о гражданской службе;

6) защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность;

7) стабильности.

Эти принципы являются не просто декларативными, они реально действуют и реализуются в практике государственного строительства. Так, в последнее время Республика Марий Эл стала объектом критики, в том числе на европейском уровне за то, что здесь якобы имеет место дискриминация по национальному признаку при приеме на государственную службу, то есть ущемляются права коренного народа. Факты и практика напрочь опровергают эти домыслы. На начало 2002 года в Марий Эл насчитывалось 160 высших должностей государственной и муниципальной службы. 43 из них занимали марийцы, что составляло 26,9 процента. На 1 января 2005 года таких должностей было 175, и на долю марийцев приходилось уже 57(32,6 процента). При этом русскими в 2002 году замещалось 60 % должностей, в 2005 году – 50,3%. То есть динамика показывает увеличение доли национальных кадров в государственном управлении. («Власть доступна для всех». Марийская правда. 12.07.2005 г.).

Должности государственной гражданской службы учреждаются законом Республики Марий Эл или нормативным правовым актом Президента Республики Марий Эл с учетом положений федеральных законов и закона Марий Эл в целях обеспечения полномочий государственного органа Республики Марий Эл либо лица, замещающего государственную должность в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств Республики Марий Эл и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов и руководителям представительств Республики Марий Эл в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информа-ционного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

- высшие должности гражданской службы;

- главные должности гражданской службы;

- ведущие должности гражданской службы;

- старшие должности гражданской службы;

- младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группу должностей гражданской службы.

Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группу должностей гражданской службы.

Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группу должностей гражданской службы.

Должности государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл. Реестр должностей государственной гражданской службы утверждается президентом Республики Марий Эл. В соответствии с Федеральным законом Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл является составной частью Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Гражданским служащим Республики Марий Эл присваиваются классные чины в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы устанавливается законом Республики Марий Эл.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государствен-ной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп входит наличие высшего профессионального образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности для гражданских служащих Республики Марий Эл устанавливаются законом Республики Марий Эл.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.

Поступление на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";

2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Республики Марий Эл;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих Республики Марий Эл устанавливаются Президентом Республики Марий Эл.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы в процентах

от 1 года до 5 лет 10

от 5 до 10 лет 15

от 10 до 15 лет 20

свыше 15 лет 30

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых индивидуально при заключении служебного контракта согласно законодательству Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого гражданским служащим, устанавливаются по республиканским государственным органам дифференцированно правовым актом Президента Республики Марий Эл.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется руководителем государственного органа.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым руководителем государственного органа.

Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы Республики Марий Эл принимается Президентом Республики Марий Эл.

Гражданским служащим производятся иные выплаты, предусмотренные федеральными законами.

Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы гражданским служащим предоставляются гарантии по своевременному и полному получению денежного содержания, обязательному медицинскому и государственному социальному страхованию, предоставлению времени отдыха и другие гарантии согласно установленному Федеральным законом перечню.

Законом Марий Эл предусмотрены дополнительные государственные гарантии гражданских служащих. Им может быть предоставлено право на:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохране-нием на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных президентом Республики Марий Эл;

3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы;

4) единовременную субсидию для приобретения нуждающимся в улучшении жилищных условий жилой площади один раз за период гражданской службы в размере 25 процентов стои-мости приобретаемого жилья в порядке, устанавливаемом правительством Республики Марий Эл;

5) иные государственные гарантии в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.

За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды награждения и поощрения:

1) награждение государственными наградами Республики Марий Эл;

2) награждение почетной грамотой правительства Республики Марий Эл с выплатой единовременного поощрения в размере 50 процентов должностного оклада государственного служащего;

3) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

5) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет в размере 10 окладов месячного денежного содержания государственного служащего.

Органы государственной власти Республики Марий Эл вправе ходатайствовать о поощрении государственных служащих наградами Российской Федерации.

Несколько больший объем полномочий и соответственно больший объем нормативных актов Республики Марий Эл отведены регулированию муниципальной службы.

Муниципальная служба в Республике Марий Эл осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Марий Эл, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Марий Эл «Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл.» Наиболее важным в этой сфере является Закон от 7.04.1998 г. "О муниципальной службе в Республике Марий Эл" (с изменениями от 18 сентября 2001 г., 18 июня 2002 г.).

Закон устанавливает общие понятия и принципы организации муниципальной службы, правовое положение муниципальных служащих Республики Марий Эл.

Согласно названному закону, муниципальная служба – профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Муниципальная должность – должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе в Республике Марий Эл независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,

Муниципальным служащим Республики Марий Эл является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муници-пального образования в соответствии с федеральными законами, законом и другими норматив-ными правовыми актами Республики Марий Эл, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Муниципальные должности муниципальной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у муниципального служащего для исполнения обязанностей по муниципальной должности муниципальной службы одной специализации соответствующего профессионального образования.

Специализация муниципальных должностей муниципальной службы устанавливается в зависимости от функциональных особенностей муниципальных должностей муниципальной службы и особенности предмета ведения соответствующих муниципальных органов.

Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом Республики Марий Эл.

Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законом, законом Республики Марий Эл. В данных нормативных актах предусмотрены и некоторые ограничения, связанные с муниципальной службой.

Так, муниципальный служащий не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, а также в случаях, предусмотренных законодательством;

- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственного Собрания Республики Марий Эл, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему, использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

- получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;

- выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

- принимать участие в забастовках;

- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл.

Муниципальный служащий ежегодно, а также при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

За неисполнение и ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок), нарушения трудовой дисциплины, превышения им должностных полномочий, не содержащих признаки уголовно-наказуемого деяния, за несоблюдение установленным законом ограничений, связанных с муниципальной службой, на муниципального служащего руководителем соответствующего муниципального органа могут налагаться дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- увольнение со службы по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством.

Муниципальный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно

(но не более чем на месяц), до решения вопроса об ответственности в установленном порядке, отстранен от исполнения должностных полномочий с сохранением денежного содержания.

Муниципальный служащий несет ответственность за правомерность своих деяний. При сомнениях правомерности распоряжения руководителя муниципальный служащий должен незамедлительно сообщить ему об этом. Если руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, муниципальный служащий освобождается от ответственности.

Муниципальные служащие за причиненный по их вине ущерб несут материальную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальному служащему гарантируются:

- условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

- денежное содержание и иные выплаты;

- ежегодный оплачиваемый отпуск;

- медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

- пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

- защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников.

Законами Республики Марий Эл и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.

Денежное содержание муниципального служащего – форма оплаты труда, состоящая из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия муниципальной службы (сложность, напряженность, ненормированный рабочий день), премий по результатам работы и иных надбавок в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.

Размер должностного оклада муниципального служащего, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу определяется Уставом муниципального образования, другими нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.

Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Для муниципальных служащих на отдельных видах муниципальной службы законодательством может быть установлен ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности.

Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск следующей продолжительности:

от 5 до 10 лет службы – 5 календарных дней;

от 10 и свыше – 10 календарных дней.

Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено Федеральным законом и законом Республики Марий Эл.

На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Республике Марий Эл, устанавливаемые федеральными законами и законами Республики Марий Эл.

Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Республики Марий Эл соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы.

Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего на соответствующей государственной службе.

Доплата за выслугу лет к государственной пенсии выплачивается за счет средств местного бюджета.

В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом Федеральным законом.

Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям к муниципальным должностям муниципальной службы с учетом особенностей, предусмотренных законом.

Ограничениями для принятия на муниципальную службу или занятие муниципальной должности являются:

- признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишения судом права занимать муниципальные должности;

- наличие медицинского заключения, препятствующего выполнению должностных обязанностей;

- наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, их братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказ от представления сведений, предусмотренных законом.

Прием на муниципальную службу осуществляется в порядке назначения или конкурса.

Для лиц, впервые назначаемых на муниципальную должность, может устанавливаться испытание на срок до трех месяцев.

Муниципальные служащие подлежат аттестации. Аттестация проводится не реже одного раза в четыре года аттестационной комиссией. Порядок и условия проведения аттестации устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Муниципальная служба прекращается:

- в соответствии с личным заявлением об увольнении;

- в связи с выходом на пенсию;

- при неудовлетворительном результате испытания;

- при несоблюдении обязанностей и ограничений, установленных законом;

- при признании несоответствия занимаемой должности по результатам аттестации;

- при переходе на другую работу вне муниципальной службы;

- в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением без уважительных причин муниципальным служащим возложенных на него обязанностей, если ранее к нему применялись меры дисциплинарного взыскания;

- в связи с вступившим в законную силу обвинительным приговором суда;

- в связи с призывом муниципального служащего на военную службу или поступлением его в учебное заведение (очная форма обучения);

- в случае отказа от продолжения службы в данном муниципальном образовании в связи с существенным изменением условий службы.

Помимо названных оснований увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях:

- достижения предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы;

- прекращения гражданства Российской Федерации;

- несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего настоящим Законом;

- разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы – 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.

Порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом Республики Марий Эл.

Будет полезно почитать по теме: