Бюджетная система Республики Марий Эл, ее особенности

Бюджетная система Республики Марий Эл строится на основе Конституции Марий Эл, а также Бюджетного кодекса РФ, на основе которого принят Закон Республики Марий Эл от

2 декабря 2004 г. № 46-3 «О регулировании бюджетных правоотношений в Республике Марий Эл». Названный республиканский закон устанавливает правовые основы организации и функционирования бюджетной системы Республики, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений. Прежде всего, закон определяет пределы полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Марий Эл в данной сфере.

Органы государственной власти Республики Марий Эл осуществляют следующие бюджетные полномочия:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов республиканского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении республиканского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- составление и рассмотрение проектов республиканского бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение республиканского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении республиканского бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета республики;

- установление порядка представления в Министерство финансов Республики Марий Эл утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

- установление и исполнение расходных обязательств Республики Марий Эл;

- определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в бюджет Республики Марий Эл;

- установление порядка и условий предоставления, а также предоставление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- осуществление государственных заимствований Республики Марий Эл, управление государственным долгом Республики Марий Эл;

- детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к республиканскому бюджету Республики Марий Эл;

- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.

Ряд полномочий, в соответствии с названным законом, возложены на органы местного самоуправления, в том числе:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

- определение порядка предоставления и предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

- иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом Российской Федерации к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Структура бюджетной системы Республики Марий Эл включает: республиканский бюджет Марий Эл и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты.

В свою очередь местные бюджеты составляют: бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.

Бюджетная система Республики Марий Эл основана на принципах:

- единства бюджетной системы Республики Марий Эл;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Республики Марий Эл;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- равенства бюджетных прав Республики Марий Эл и муниципальных образований;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Правовые формы бюджетов в Марий Эл – закон, разрабатывающий и утверждающий республиканский бюджет Республики и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и правовые акты представительных органов местного самоуправления, разрабатывающие и утверждающие местные бюджеты.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на республиканском уровне, являются:

- Президент Республики Марий Эл;

- Государственное Собрание Республики Марий Эл;

- Правительство Республики Марий Эл;

- орган, ответственный за составление и исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл, осуществляющий казначейское исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл ( Министерство финансов Республики Марий Эл);

- орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл – орган Федерального казначейства;

- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета (администраторы доходов);

- Национальный банк Республики Марий Эл;

- Государственная счетная палата Республики Марий Эл;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые законодательством Республики Марий Эл возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.

Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает и утверждает республи-канский бюджет и отчеты о его исполнении, осуществляет последующий контроль за исполнением республиканского бюджета, формирует и определяет правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением республиканского бюджета, осуществляет другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными норматив-ными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Государственное Собрание Республики Марий Эл не имеет права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Правительство Республики Марий Эл осуществляет составление проекта бюджета, представляет его Президенту Республики Марий Эл, осуществляет исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, осуществляет другие полномочия, определенные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Республики Марий Эл.

Внесение проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год, отчета о его исполнении на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл осуществляется Президентом Республики Марий Эл.

Объемными полномочиями в данной сфере наделены Министерство финансов Республики и лично сам министр.

Министерство финансов Республики Марий Эл обладает следующими бюджетными полномочиями:

- составляет проект республиканского бюджета Республики Марий Эл и представляет его в Правительство Республики Марий Эл;

- по поручению Правительства Республики Марий Эл представляет сторону Республики Марий Эл в договорах о предоставлении средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возвратной основе и государственных гарантий Республики Марий Эл;

- осуществляет методологическое руководство в области составления проекта бюджета Республики Марий Эл и исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- составляет сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Республики Марий Эл;

- разрабатывает по поручению Правительства Республики Марий Эл программу государствен-ных внутренних заимствований Республики Марий Эл, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг;

- осуществляет по поручению Правительства Республики Марий Эл сотрудничество с международными финансовыми организациями;

- осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

- получает от республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл, отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл, прогноза консолидированного бюджета Республики Марий Эл, а также отчета об исполнении консолидированного бюджета Республики Марий Эл;

- обеспечивает предоставление бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл;

- предоставляет по поручению Правительства Республики Марий Эл от имени Республики Марий Эл государственные гарантии муниципальным образованиям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год;

- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных кредитов и государственных гарантий;

- проводит проверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения и использования указанных средств;

- осуществляет в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл, управление государственным долгом Республики Марий Эл;

- организует исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- исполняет республиканский бюджет Республики Марий Эл в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл;

- осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- осуществляет операции со средствами республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- составляет отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Марий Эл;

- представляет отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл в Правительство Республики Марий Эл;

- обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств представления отчетов об использовании средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- получает от кредитных организаций сведения об операциях со средствами республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, Национальному банку Республики Марий Эл Центрального банка Российской Федерации, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства Республики Марий Эл и осуществляет контроль за их устранением;

- приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в установленном порядке;

- взыскивает в бесспорном порядке бюджетные средства с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;

- взыскивает со всех счетов получателей бюджетных средств в соответствии с договорами бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными кредитами;

- налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Республики Марий Эл штрафы в соответствии с договорами и законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл;

- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- ведет реестр расходных обязательств Республики Марий Эл;

- дает согласие на изменение срока уплаты федеральных и региональных налогов и сборов в части, зачисляемой в республиканский бюджет Республики Марий Эл, в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Республики Марий Эл, муниципальных образований и отраслей экономики на основе перспективного финансового плана, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства Республики Марий Эл и соответствующих органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Республики Марий Эл, финансовые органы муниципальных образований.

Президент Республики Марий Эл в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл вносит на рассмотрение Государственного Собрания проект закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год не позднее

1 ноября текущего года.

Одновременно с проектом закона о республиканском бюджете Государственному Собранию представляются: прогноз социально–экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, а также прогноз сводного финансового баланса Республики Марий Эл на очередной финансовый год.

Проект закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год, внесенный с соблюдением требований Закона, в течение трех дней направляется Председателем Государственного Собрания Республики Марий Эл в постоянные комитеты Государственного Собрания Республики Марий Эл, другим субъектам права законодательной инициативы для рассмотрения и внесения замечаний и предложений.

Ответственным за рассмотрение проекта закона о республиканском бюджете Марий Эл на очередной финансовый год назначается Комитет по бюджету, налогам и финансам Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Государственное Собрание рассматривает проект закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год в двух чтениях.

В течение 30 дней со дня внесения Президентом Республики Марий Эл проекта закона о бюджете на очередной финансовый год Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает его в первом чтении. На этой стадии обсуждаются его концепция и прогноз социально-экономического развития Республики Марий Эл на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям республиканского бюджета Республики Марий Эл с местными бюджетами, а также основные характеристики республиканского бюджета Марий Эл, к которым относятся:

- доходы республиканского бюджета Республики Марий Эл по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

- дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл в абсолютных цифрах и в процентах к расходам республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финан-совый год и источники покрытия дефицита республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- общий объем расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год.

Проекты законов о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Марий Эл рассматриваются и утверждаются Государственным Собранием Респуб-лики Марий Эл одновременно с принятием закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год.

В течение 20 дней со дня внесения проекта закона о бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год постоянные комитеты Государственного Собрания Республики Марий Эл и Государственная счетная палата Республики Марий Эл представляют в Комитет по бюджету, налогам и финансам заключение по указанному законопроекту с предложениями о его принятии или об отклонении, а также предложения и рекомендации по вопросам, рассматриваемым в первом чтении.

Рассмотрению Комитетом по бюджету, налогам и финансам подлежат исключительно поправки, предварительно рассмотренные соответствующими комитетами Государственного Собрания Марий Эл.

На основании заключений комитетов Государственного Собрания Республики Марий Эл и субъектов права законодательной инициативы Комитет по бюджету, налогам и финансам готовит свое заключение по указанному законопроекту, а также проект постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл о принятии в первом чтении проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и об основных характеристиках республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и представляет их на рассмотрение Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Одновременно Комитет по бюджету, налогам и финансам проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Республики Марий Эл и направляет указанные таблицы в соответствующие комитеты Государственного Собрания Эл и Президенту Республики Марий Эл для подготовки к рассмотрению их во втором чтении. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету, налогам и финансам.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год принимается Постановление Государственного Собрания о принятии в первом чтении проекта закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Марий Эл на очередной финансовый год и об основных характеристиках республиканского бюджета на очередной финансовый год.

Решение об утверждении основных характеристик республиканского бюджета Республики Марий Эл принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания.

При утверждении в первом чтении основных характеристик республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год Государственное Собрание Республики Марий Эл не имеет права увеличивать доходы и дефицит республиканского бюджета Республики Марий Эл, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Президента Республики Марий Эл.

При отклонении проекта закона о республиканском бюджете в первом чтении Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает одно из следующих решений:

- о создании согласительной комиссии из представителей Государственного Собрания и Президента Республики Марий Эл по корректировке проекта закона ;

- о возвращении указанного законопроекта Президенту Республики Марий Эл.

В течение последующих 10 дней Президент Республики Марий Эл представляет в Государственное Собрание новый проект закона о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год с учетом рекомендаций, изложенных в сводном (общем) заключении. Возвращение указанного законопроекта осуществляется только один раз.

При повторном внесении указанного законопроекта Государственное Собрание рассматривает его в первом чтении в течение 5 дней со дня повторного внесения.

Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 10 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом второго чтения проекта закона является постатейное его рассмотрение и утверждение, включая расходы на финансирование республиканских целевых программ, расходы на республиканскую адресную инвестиционную программу.

Государственное Собрание после завершения работы по рассмотрению вопросов, относящихся к предмету второго чтения в Комитете по бюджету, налогам и финансам, других комитетах Государственного Собрания, согласительной комиссии организует постатейное рассмотрение и утверждение республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Текст принятого закона о бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год направляется в течение пяти дней Президенту Республики Марий Эл для подписания и опубликования. Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления подписывает принятый закон и направляет его для официального опубликования либо возвращает его в Государственное Собрание с замечаниями для повторного рассмотрения.

Президент Республики Марий Эл имеет право отлагательного вето (отклонения и возвращения на рассмотрение и утверждение в Государственном Собрании Республики Марий Эл) отдельных разделов и подразделов функциональной классификации расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год. В случае применения Президентом Республики Марий Эл права отлагательного вето вопрос по данному разделу выносится на заседание Государственного Собрания Республики Марий Эл и рассматривается в течение недели. Для отклонения отлагательного вето необходимо решение Государственного Собрания Республики Марий Эл, принятое не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл.

В случае согласия Государственного Собрания с отлагательным вето Президент Республики Марий Эл должен принять соответствующий указ об ассигнованиях по данному разделу.

В течение периода до принятия окончательного решения по отлагательному вето Правительство Республики Марий Эл имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорному разделу расходов в размере одной двенадцатой их величины в предшествующем финансовом году.

В Республике Марий Эл устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Республи-канский бюджет Республики Марий Эл исполняется на основе единства кассы и подведомствен-ности расходов.

При казначейском исполнении республиканского бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств возлагаются на Министерство финансов Республики Марий Эл. Кассовое обслуживание исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл осуществляется органами федерального казначейства.

Исполнение республиканского бюджета Республики Марий Эл осуществляется на основе отражения всех операций со средствами республиканского бюджета Республики Марий Эл на счетах органов федерального казначейства. Осуществление операций со средствами республиканского бюджета Республики Марий Эл, минуя счета органов федерального казначейства, не допускается.

Государственное Собрание Республики Марий Эл, представительные органы местного самоуправления осуществляют контроль за исполнением бюджета. Применяются следующие формы финансового контроля:

- предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

- текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;

- последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль Государственного Собрания Республики Марий Эл, представительных органов местного самоуправления предусматривает право на:

- получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

- получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;

- утверждение (не утверждение) отчета об исполнении бюджета;

- создание собственных контрольных органов (Государственная счетная палата Республики Марий Эл, контрольные палаты, иные контрольные органы органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны представлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля.

Финансовый контроль осуществляют также Министерство финансов Республики Марий Эл, финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами местного самоуправления устанавливаются Законом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Марий Эл и органов местного самоуправления.

Так, Министерство финансов Республики Марий Эл осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. Министерство финансов Республики Марий Эл организует и осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств.

В установленных законом случаях Министерство финансов Республики Марий Эл осуществляет финансовый контроль за исполнением местных бюджетов.

Министерство финансов Республики Марий Эл организует финансовый контроль и проверки юридических лиц – получателей государственных гарантий Республики Марий Эл, бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций.

Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в Правительстве Республики Марий Эл может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета.

Внутренняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется органами Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями между Правительством Республики Марий Эл и Министерством финансов Российской Федерации.

После завершения финансового года министр финансов Республики Марий Эл издает распоряжение о закрытии финансового года и подготовке отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл.

На основании этого распоряжения все получатели республиканских бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению государствен-ных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Министерство финансов Республики Марий Эл как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах республиканского бюджета Республики Марий Эл, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов.

Министерство финансов Республики Марий Эл либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Министерством государственного имущества Республики Марий Эл готовит сводный отчет о расходовании средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.

Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделенных им по государственным заказам.

Ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, Президент Республики Марий Эл представляет в Государственное Собрание Республики Марий Эл и Государственную счетную палату Республики Марий Эл отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за отчетный финансовый год в форме закона Республики Марий Эл.

Отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на отчетный год.

Одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл представляются в Государственное Собрание Республики Марий Эл следующие документы и материалы:

- отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства Республики Марий Эл;

- отчет Министерства финансов Республики Марий Эл и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;

- отчет Министерства финансов Республики Марий Эл и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;

- отчет о внутренних заимствованиях Республики Марий Эл;

- отчет о состоянии внутреннего долга Республики Марий Эл на первый и последний день отчетного финансового года.

Государственная счетная палата Республики Марий Эл проводит проверку отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Президента Республики Марий Эл об исполнении республи-канского бюджета Республики Марий Эл в течение 45 дней после представления Президентом Республики Марий Эл указанного отчета в Государственное Собрание Республики Марий Эл, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Заключение Государственной счетной палаты Республики Марий Эл по отчету Президента Республики Марий Эл об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл включает:

- заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и по каждому главному распорядителю средств республикан-ского бюджета Республики Марий Эл с указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Министерства финансов Республики Марий Эл, допустивших осуществление таких платежей;

- заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и по каждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым выявлено расходование средств республиканского бюджета Республики Марий Эл сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, с указанием руководи-телей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указан-ные решения, и должностных лиц Министерства финансов Республики Марий Эл, допустивших осуществление таких платежей;

- заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотрен-ных законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Министерства финансов Республики Марий Эл, допустивших осуществление таких платежей;

- анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона;

- анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией Республики Марий Эл, за счет бюджетных средств;

- анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона;

- иные материалы, определенные постановлениями Государственного Собрания Республики Марий Эл.

Государственное Собрание Республики Марий Эл рассматривает отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл в течение 20 календарных дней после получения заключения Государственной счетной палаты Республики Марий Эл.

При рассмотрении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл заслушивает:

- доклад министра финансов Республики Марий Эл об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- заключение Председателя Государственной счетной палаты Республики Марий Эл.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл и заключения Государственной счетной палаты Республики Марий Эл Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает одно из следующих решений:

- об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл;

- об отклонении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Марий Эл признается нарушением бюджетного законодательства, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.