Сущность психологии воспитания. Объект и предмет психологии воспитания

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. Психология воспитания рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых.

Таким образом, психология воспитания – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности и условия формирования социально значимых качеств личности в процессе воспитания.

Раскрывая психологические механизмы формирования морально-волевой сферы личности, нравственного сознания, нравственных представлений, понятий, принципов, убеждений, психология воспитания выявляет общие законы активного «проектирования» личности растущего человека, принципы, условия и специфику организации воспитательного процесса на разных этапах жизни человека.

Психология воспитания исследует процесс свертывания, перестройки одних психологических особенностей и возникновения, развития новых образований. Именно ориентировка на становление новых психологических возможностей ребенка позволяет создать условия для организации такого воспитательного процесса, который, по выражению Л.С. Выготского, может не плестись в хвосте психического развития ребенка, а вести его за собой, организовывать его, управлять им.

Главный организующий момент психологии воспитания как особой области психологических знаний – положение о возможности активного целенаправленного формирования личности в онтогенезе. Вопрос об условиях становления личности, о соотношении биологического и социального – решающий в понимании развития личности. Принципиальное значение этого вопроса объясняется тем, что признание ведущей роли социальных условий означает возможность активного воздействия общества на развитие личности, ориентирует на устранение социальных причин, мешающих разностороннему развитию.

Личность представляет собой особое качество (А.Н. Леонтьев), которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений на основе деятельности, общения и познания. Сформированная личность характеризуется сложившимися взглядами и убеждениями, моральными требованиями и оценками, сознательно поставленными целями, умением управлять своими поступками, своей деятельностью. Ядром целостной структуры личности является мотивационная сфера ее деятельности, имеющая сложное иерархическое строение мотивов низшего и высшего порядка.

Становление личности, начиная с ранних этапов развития и до гармонической сформированности – длительный, сложный, многоплановый процесс. Психология воспитания имеет дело с постоянно развивающимся, качественно изменяющимся явлением – ребенком, психологические особенности личности и деятельности которого, потребности, мотивы, отношения различны на разных возрастных этапах. Важно учитывать перспективы развития, обеспечивая формирование тех качеств личности ребенка, которые на данном этапе находятся лишь в зачаточном состоянии, но которым принадлежит будущее. Именно в этом случае и организуется процесс проектирования личности, построение которого требует учета многочисленных индивидуальных потребностей и особенностей.

Итак, объектом психологии воспитания является личность, развивающаяся в результате воспитательных воздействий. Предмет психологии воспитания – это психологические закономерности формирования человека как личности в условиях воспитания, в условиях целенаправленной организации педагогического процесса.