Понятие о «воспитательной системе» школы

Прежде всего, в данной теме следует рассмотреть само понятие воспитательной системы.

Словосочетания педагогическая система, учебно-воспитательная система, воспитательная система в литературе, официальных документах, на совещаниях и конференциях общеприняты и довольно распространены. Но, по мнению С.Д. Полякова, зачастую они оказываются пустыми, бесполезными. Так, околонаучный «гарнир» к делу.

Чтобы понять, когда словосочетание воспитательная система наполнено конкретным смыслом и потому продуктивно, необходимо предварительно разобраться с понятием система.

Использование этой категории правомерно, если исследователь или практик выделяют в каком-то явлении:

– отдельные элементы;

- связи между этими элементами;

- качества этого явления как целого;

- взаимодействие этого явления с другими явлениями, его окружающими, т.е. со средой.

Воспитательные системы – системы социальные. Специфика социальных систем заключается в том, что их элементы – люди. Связи между людьми в системе строятся на основе норм деятельности и общения, задаваемых как более широкой системой, так и возникающих в процессе взаимодействия людей.

Социальные системы, к которым относятся воспитательные системы, в социологии называются организациями. Признак социальных систем как организаций – наличие целей (исходя из которых строится деятельность системы) и управленческих процессов. Наиболее убедительно применение понятия воспитательная система к школе. Будем и мы держаться в границах школы. В отечественной педагогике наиболее известные научные школы, использующие категорию «воспитательная система» как центральную, – Ю.Г. Сокольникова и Л.И. Новиковой. Нам ближе концепция Л.И. Новиковой. Во-первых, она представляется нам более психолого-педагогической. Во-вторых, становление самого автора как исследователя проходило в лаборатории Л.И. Новиковой и под влиянием ее научного коллектива. Наконец, в-третьих, концепция воспитательной системы по Новиковой мне кажется более понятной. Этого для автора достаточно, чтобы дальше трактовать воспитательную систему школы по Л.И. Новиковой – В.А. Караковскому – А.М. Сидоркину – Н.Л. Селивановой. После такого введения должна быть изложена суть. Но здесь автор столкнулся с трудностью: оказывается, сложнее всего написать кратко о том, что хорошо знаешь. Несколько попыток начать такой рассказ вызвали полное неудовлетворение.

И тогда возникла спасительная мысль: рассказать о концепции воспитательных систем словами ее создателей. Итак, маленький конспект введения из книги «Теория и практика воспитательных систем» (ред. Л.И. Новикова. – М., 1993 г.). Наше понимание воспитательной системы соответствует определению категории воспитания, данному X.И. Лийметсом. Воспитание (по X.И. Лийметсу) – управление процессом развития личности. При таком определении воспитательная система включает в себя следующие блоки: цели, совокупный субъект, деятельность и общение, отношения, освоенная среда, процесс управления. Цели определяют желаемый облик системы, ее идеальную модель. Эта идеальная модель реализуется, становится в той или иной мере действительностью, через деятельность и общение. Основные виды деятельности, вокруг которых складывается воспитательная система школы: труд, учение, клубная деятельность (как деятельность по интересам в сфере досуга). В различных воспитательных системах в качестве системообразующих, задающих основные качества целого может быть одна из них. Например, в интеллектуально ориентированных школах это может быть учение.

В процессе деятельности и общения складываются межличностные взаимоотношения как носители воспитывающего потенциала системы. Оптимальные для развития личности отношения складываются не сами по себе. Они требуют регулировки коррекции, но не столько организационно-педагогической, сколько психолого-педагогической. Воспитательная система школы – система открытая. В ее развитии большую роль играет среда, не только как влияющий извне фактор, но и как пространство преобразовательной деятельности самой системы (охрана природы, забота о детсаде, работа в микрорайоне и пр.). Ядро воспитательной системы – воспитательный коллектив – своеобразное единство педагогического и ученического коллективов.

Изначально субъектом управления в воспитательной системе является коллектив педагогов. Но это не означает, что ученическое сообщество – только объект педагогического воздействия. Ученическая общность выступает при определенных условиях субъектом своего развития, а в каких-то ситуациях или направлениях – и субъектом, воздействующим на педколлектив. Эти-то процессы отражаются в понятиях: соуправление, самоуправление, саморегуляция ученической общности. Развитие школы как воспитательной системы – не самоцель. Основным показателем ее эффективности является личность школьника: его самочувствие в школе, включенность в деятельность и общение, ценностные ориентации, характер самореализации. «Воспитательная система динамична. Она развивается, преодолевая противоречия между «сегодняшним» и «завтрашним» своим состоянием, между школой и окружающей средой, между воспитательной деятельностью педагогов и деятельностью школьников».

Есть два крайних, идеальных типа воспитательной системы. Если система ориентирована на личность каждого ребенка, на развитие его способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества воспитателей и воспитанников, – она гуманистична. Если система ориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требований, если дисциплина является и целью и главным воспитательным средством – она авторитарна и во многом антигуманна. В этом случае воспитательная система способствует формированию личности не как индивидуальности, а как некого усредненного социального типа. Впрочем, в чистом виде в педагогической действительности ни один тип не встречается. Реальные школы как со сложившейся, так и со становящейся воспитательной системой в той или иной мере лишь приближаются к тому или иному типу. Прокомментируем и кое в чем дополним этот взгляд.

1. Согласно ему школа не обязательно является воспитательной системой. Конечно, школа – всегда целевая система. Но приоритетными для нее могут быть и часто являются не воспитательные цели (развитие личности), а дидактические (формирование знаний, умений, навыков), а то и организационные (организационно-управленческое упорядочивание жизнедеятельности школы). Воспитательная, дидактическая, организационная подсистемы школы не только перекрещиваются, взаимно перекрываются, но и выполняют специфические функции относительно друг друга. Ярче всего это проявляется в функции организационной подсистемы, которая обеспечивает поддержание, развитие взаимодействия организационных форм воспитания и обучения. В каждой конкретной школе на определенном этапе ее существования на первый план выдвигается какая-то из подсистем. Если это «лидерство» устойчиво, вот тогда и можно говорить об определенном типе школы как педагогической системы: воспитательной, образовательной (в узком смысле этого слова), административной.

2. Описывать школу только как организацию – это односторонний взгляд на ее жизнь. Нам близка идея А.М. Сидоркина: у школы кроме организационной стороны (цели, распределение власти, сетка должностей и социальных ролей, нормы должностного и ролевого поведения) есть и другое лицо – общинное. Это социокультурные особенности школы (групповые ценности, традиции, чувство принадлежности к общности, освоенность среды – восприятие ее как своей, нашей и т.п.).

3. Чрезвычайно сложны и интересны закономерности развития школы как воспитательной системы. Общая логика, этапность развития воспитательной системы школы, сформулированная еще в 80-е годы В.А. Караковским, внешне проста: выделение, создание, опробование элементов воспитательной системы – отработка связей между ними – совершенствование и коррекция развиваемых элементов и связей – функционирование системы – обновление воспитательной системы.

Но за этой простой цепочкой прячется масса любопытного.

Отметим три момента. Мысль А.М. Сидоркина о необходимости для развития системы поддержания в школьной жизни «зон неупорядоченности». Именно здесь, в этих незаорганизованных клубах, на импровизационных праздниках, вечерах без программы, может быть, с самоваром или гитарой, рождается новое, неожиданное, что может стать необходимым школе на новом витке ее развития. Еще одна идея – «резонанса». Интересные размышления об этом имеются у одного из творческих современных теоретиков воспитания И.А. Колесникова. «Резонанс» – это несильное, небольшое, «точечное» влияние на воспитательную систему, соответствующее каким-то существенным тенденциям в развитии школы. В этом случае слабое резонансное воздействие может привести к скачку в динамике воспитательной системы.

Пример: в заключение школьного фестиваля искусств краткое заключительное слово директора, провозглашающего новые цели школы на фоне общего эмоционального подъема. В этом случае шансы на стремительное начало движения к этим целям весьма велики. Третий момент – «бифуркация». Когда-то математическая идея, а теперь известное методологическое положение, суть которого в том, что любая система время от времени оказывается в неопределенном, неустойчивом состоянии, из которого возможны выходы на разные пути развития. Причем выход на ту или иную линию развития может носить случайный, неуправляемый характер, а может быть направленным действием, например по типу того же резонанса. И «бифуркация», и «резонанс», и «зоны неупорядоченности» относятся к области, которую часто называют синергетикой.

Ее содержание – описание поведения самоорганизующихся систем. То, что воспитательные системы могут рассматриваться как самоорганизующиеся, не нуждается в долгих доказательствах. На этом можно закончить разговор о воспитательных системах. Остается выделить психологическую проблематику исследования школы как системы. Сюда можно отнести психологические закономерности целеполагания в разновозрастной группе (педагоги и школьники), психологические механизмы взаимовосприятия педагогического коллектива и ученического общества, психологические основания «резонансов», психологические закономерности состояния и поведения воспитателей и воспитанников в «точках» бифуркаций, соотношение и переходы ролевого и личностного общения учителей и учащихся и т.д.

Становление воспитательной системы, как известно, имеет три аспекта: структурный, содержательный и процессуальный. Становление, развитие личностно-индивидуально ориентированной воспитательной системы предстает в структурном плане: как сочетание взаимодополняющих массовых, коллективно-групповых, диадных и индивидуальных форм деятельности и общения, с правом и возможностью их выбора школьниками и учителями; в содержательном плане: как направленность любого содержания деятельности и общения школьников на формирование личности, способной к самопознанию, самоопределению и самореализации; в процессуальном плане: как развитие у педагогов и школьников личностного отношения к становящейся системе.